Церковь Одигитрии в монастыре Иоанна Предтечи в Вязьме. 1650-е гг.
Русское храмовое зодчество в послесмутное время (вплоть до патриарха Никона) продолжало традицию возведения шатровых храмов, постоянно совершенствуя, дополняя и разнообразя варианты их возведения.
Это было важно для соединения разорванного исторического пространства и возрождения русского золотого периода пятнадцатого-шестнадцатого веков, в котором возник шатровый стиль.
При этом надо сказать, что шатровые храмы были не только культовыми сооружениями, но и мемориальными памятниками, призванными напоминать о значимых исторических событиях в жизни русской истории.
В частности, они напоминали о победе русских над иноверцами. Так случилось с Покровскими храмами на Красной площади в Москве, в родовом имении Романовых Рубцово и в родовом поместье Пожарского в Медведково.
Культурный сдвиг, который произошел в русском храмовом зодчестве после смуты,
отражался прежде всего в архитектуре, которая, как ни странно, гораздо быстрее и адекватнее отвечала на новые запросы и чаяния общественного сознания и духовной жизни.
Устремленность в будущее, изменения в благочестии, праздничность, яркость, украшательство обильным количеством декоративных деталей, каменных узоров, горок кокошников самых разных размеров и разного количества (достигавших почти до 150) были новыми признаками и символическими знаками новой культурной ориентации народа.
[показать]
Церковь в Троицком-Голенищеве. Москва. 1644—1645 гг.
Эстетическая функция становилась важна сама по себе, безотносительно к утилитарной, как в храмовом зодчестве, так и в крепостном. Происходил процесс эстетизации, говоривший об укреплении России, стремлении показать силу не только и не столько физическую, военную и иную, сколько культурную, хотя из смуты Россия вышла значительно ослабленной духовно. Но шатры из конструктивного элемента стали декоративным, не выходящим в интерьеры храмов.
К середине семнадцатого века окончательно сложился стиль, получивший название «русское узорочье», завершивший собой период становления каменного строительства шатровых храмов в русском стиле, вобравшем в себя как находки русского деревянного зодчества прошлого, так и новые веяния в строительстве.
Еще одна отличительная черта храмового зодчества в стиле «руского узорочья» - усиление и более тесная связь молящихся с сакральным пространством за счет уменьшением западной, несакральной, части помещения церкви и приближения молящихся к алтарной части, олицетворяющей Царство Небесное.
[показать]
Церковь Ильи Пророка в Ярославле. 1647—1650 гг.
Внутреннее помещение значительно уменьшалось в размерах, приближалось к алтарю и принимало вид удлиненного прямоугольника, расположенного вдоль солеи, что делало молящихся активными действующими лицами богослужения.
Несмотря на указ патриарха Никона в 1653 году о запрете строительства шатровых храмов, их продолжали строить в российский городах и после. Шатер навсегда сохранился в строительстве колоколен и крепостных башен (Спасская башня Кремля, Сухарева башня и другие).
Вершиной и заключительной точкой перед запретом стала церковь в Путинках (1649-1652 гг) Рождества Богородицы – непревзойденный шедевр и последний шатровый храм Москвы дониконовского периода. Храм являет все черты и особенности сложившегося «русского узорочья» и особенностей внутреннего интерьера.
[показать]
Храм Рождества Богородицы в Путинках
Церковь строилась в основном на государственные средства. Из казны было выделено 800 рублей и строительство носило характер государственной важности. Народные деньги составляли незначительную часть, которая добиралась уже в самом конце строительства.
Церковь состоит из пяти неравных частей: храма Рождества Богородицы, двух приделов - в честь Неопалимой Купины (иконы Богородицы) и Феодора Тирона, колокольни и самой обширной части – трапезной. Все помещения расположены запутанно, в нем нет логики, остается ощущение, что строители сознательно довели до абсурда устаревшую форму крестово-купольного храма, которая к тому времени полностью исчерпала свой потенциал.
Храм привлекает прежде всего внешним убранством. Основное помещение - храм Рождества Богородицы - занимает совсем небольшую часть. Примерно 40 квадратных метров, а расстояние от солеи до западной стены - всего три метра. Фактически здесь полностью удалена та часть храмового пространства, что предназначена для неверующих или случайных «захожан».
[показать]
План храма Рождества Богородицы в Путинках
Храм не рассчитан на большое число молящихся, как например, современные городские храмы, но предполагает усиление интимного характера общения верующих с Богом, святыми, священниками и максимальную включенность в церковное действие.
Основная часть храма завершается тремя шатрами на глухих барабанах, но высота внутреннего помещения (11 метров) достаточна для понимания общей устремленности молитвы к Богу.
Здесь не нарушается принцип соотношения горизонтали, вытянутой вдоль иконостаса, и вертикали.Более того, оно соответствовало стремлению к «новому благочестию», такому переживанию религиозного чувства, которое предполагало максимальное напряжение духовной жизни.
[показать]
Храм Рождества Богородицы в Путинках
Придел Неопалимой Купины и колокольня тоже завершаются шатрами, но барабан Неопалимой не является глухим. Еще один шатер венчает крыльцо храма. Все шатры декоративные, но отличаются друг от друга неповторимыми узорами и их расположением. Строители проявили немалую выдумку и изобретательность в украшении и отделке шатров и барабанов.
[показать]
Шатры над основной часть храма
Избыточный декор становится главным действующим лицом храма, который поражает своим разнообразием, многочисленностью, различными мелкими деталями и нюансами, все вместе оставляющие впечатление кружева, накинутого на здание храма сверху. Декор живет своей самостоятельной жизнью, безотносительно к основной функции храма.
Разнообразие в украшении наличников окон, стреловидные, трехлопастные, треугольные и полукруглые фронтоны, удивительно тонкий и ажурный поясок на барабане придела Неопалимой Купины, сдвиги по вертикали и горизонтали линий разных зданий, которые усиливают эффект «многосоставности» и «многосборности» храма, заложенный в его внутренней планировке, удивляют и восхищают.
На фасаде фактически нет ни одного пустого пространства, оно все изукрашено, деталей так много и они так наплывают друг на друга, что создают ощущение хаоса, выплеска энергии, нарушающей равновесие и умиротворенность, которыми пронизана церковь в Никитниках.
[показать]
Шатер над приделом иконы "Неопалимая Купина"
Особенно интересны по разнообразию и украшениям шатры и барабаны. Каждый шатер поставлен на барабан и завершается маленькой луковичной главкой, в свою очередь тоже расположенной на маленьком барабане. Шатры и барабаны в своих основаниях и навершиях заканчиваются горками кокошников.
Очень красива, особенно вечерами, ажурная колокольня, тоже поставленная на барабан с прорезями. Говорят, что на ней было установлено когда-то девять колоколов.Особенно замечателен шатер над приделом «Неопалимая Купина». Он поставлен на барабан с узкими прорезями для окон и по основанию больше, чем барабан. Внизу барабан обрамлен тремя рядами кокошников, отличающихся по размерам и завершениям.
Наконец, нельзя не упомянуть имя Александра Абдулова, который в течение многих лет принимал активное участие в восстановлении храма, организуя концерты и фестивали, сборы от которых полностью шли на восстановление храма.
Тина Гай
(Продолжение следует)
Серия сообщений "Храмы России":
Часть 1 - Храм Знамения Пресвятой Богородицы
Часть 2 - После смуты. Храмы России1
Часть 3 - После смуты. Храмы и дворцы России 2
Часть 4 - После смуты. Храмы России-3
Часть 5 - Храм Покрова в Филях. Нарышкинский стиль.