• Авторизация


Текстиль Ар-Деко. Ткани (часть первая) 03-02-2011 10:20 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[699x508]

 

Живопись (современных художников) выплеснулась с полотен на нашу одежду и наши стены

 Рауль Дюфи

 

Искусство Арт Деко было явлением очень многогранным, подобно Ренессансу, когда художники часто выступали в качестве декораторов, картоньеров для шпалер, устроителей праздников и т.д., и т.п.  Подобно им, многие мастера Арт Деко, - работали в областях, далеких от решения чисто живописных задач. Дюфи, Соня Делоне, Марро, Рюльман, Люрса оставили свой след не только в изобразительном искусстве, мы знаем их теперь как художников по текстилю, создававших рисунки для костюмных и интерьерных тканей и шпалер.

Охарактеризовать Арт Деко как монолитный стиль невозможно, слишком много в нем было составных частей, заимствований, реминисценций, его развитие с 1910 г., когда зародилась стилистика Арт Деко в недрах Ар Нуво и до второй мировой войны, находилось в непрерывном процессе, не замедляясь ни на секунду. В такой же непрерывной эволюции находились и текстильные искусства Арт Деко. Парадокс состоит в том, что Арт Деко, благодаря своей сложной, богатой,  мозаичной структуре, не ушел  со сцены совсем. Он выжил в конкуренции с не-декоративными стилями и продолжает здравствовать до сих пор.

Обратимся, однако к довоенной хронологии Арт Деко, когда этот стиль был ведущим по обе стороны океана. Развитие текстильных искусств укладывается в следующие рамки:

1. Начальный этап, пре-деко, зародившийся в последние годы перед Первой мировой и продолжавшийся до  Международной Выставки 1925 г.

2. Флоральный этап Арт Деко. Временные рамки – с конца Первой мировой войны до наступления Великой депрессии 1929 г. В эти годы Арт Деко оформляется как стиль.

3. Геометрический Арт Деко. Зарождается в 1923-25 гг. Его радикальная программа на первых порах пользовалась огромным успехом, приблизительно до Выставки Искусства и техники в 1937 г. Публике наскучила чрезмерная стилизация и сухость художественного языка в дизайне текстиля, время требовало новых решений, вследствие чего на авансцену вышли ткани в следующей стилистике:

4. Необарокко и неоклассицизм в интерпретации Арт Деко. Подобные ткани появились еще в 1933 г., и постепенно завоевали популярность красочной и элегантной роскошью.  Прямые линии и острые углы предыдущего периода сменились прихотливыми кривыми, лиризмом и мечтательностью, что для многих явилось сигналом к близкому финалу стиля, однако точку в диктате Арт Деко поставили не новые эстетические искания, а Вторая мировая война.

Текстиль, – подвижная декоративная система, – быстро отреагировал на новые веяния начала XX века, как можно видеть из раннего примера 1907 г., с набивными тканями фабрики «Туаль де Рамбуйе». Однако подлинный расцвет начинается с приходом в текстильный дизайн так называемых колористов, художников, которые порвали с Ар Нуво и сблизились с фовистами. Вместо анемичной гаммы предыдущего периода они начали использовать палитру сочных, открытых цветов: горячего красного, глубокого синего, звонкого желтого. Имена этих колористов известны: Матисс, Дерэн и Брак. Достаточно взглянуть на образцы тканей, созданных под влиянием названных художников, как перед глазами воскресают их жизнерадостные полотна. Ярким примером является текстиль фабрики Бьянкини-Ферье по дизайну Рауля Дюфи или «Ателье Мартэн».

Послевоенная промышленность быстро подхватила успешно начатые опыты, результатом стал проведенный в 1919 году «Осенний салон», ознаменовавший возврат к довоенному лоску.  Новый стиль как нельзя лучше отвечал требованиям сложившейся ситуации: люди хотели забыть о войне и наслаждаться жизнью. После Выставки 1925 г. Арт Деко покорил мир. Влияние молодого поколения колористов было ключевым фактором в неудержимой экспансии нового декоративного стиля, многие художники, работавшие ранее в стилистике Ар Нуво, продолжили работать уже по-новому. Наибольшим авторитетом пользовались образцы Рауля Дюфи, воспринимавшего свою работу текстильным дизайнером, как желание «дать искусству декорировки тканей драгоценный дар своей любви к чистому цвету и арабескам». Среди прочих следует назвать таких дизайнеров, как Робер Бонфий, Мишель Дюбо и Ивонн Кларинваль. Сюжетика тканей была огромна: растительные мотивы самого широкого диапазона, сцены, в том числе позаимствованные из знаменитых набоек туаль-де-жуи, экзотические сюжеты, вошедшие в творческую практику художников после Колониальной Выставки сначала в Марселе 1922 г., затем в Париже 1931 г.

Истоки геометризма в рамках стиля  Арт Деко следует искать в успехах кубистов, а позднее функционалистов, основавших Союз Современных Художников, – Малле-Стивенса, Хербста, Шаро и Журдэна в 1925 (позднее к ним присоединился Ле Корбюзье). В основе функционализма лежало отрицание орнаментации, так что цветы на текстиле Арт Деко довольно быстро завяли.

Подлинный лидер этого направления – Соня Делоне. В том же 1925 году произошло знаковое событие – она показала коллекцию многоцветных набивных шелковых тканей в своем «Симультанном бутике» на Мосту Александра III в Париже. На поверхности ткани располагаются в различных комбинациях геометрические фигуры разного цвета. (К слову сказать, подобными опытами прославились и советские дизайнеры костюма). Больше всего нововведениям сопротивлялись шелковые фабрики в Лионе, но небольшие мастерские, специализирующиеся на набивных тканях, быстро восприняли геометрический дизайн, тем более что упрощенные формы гораздо легче было воспроизвести технически. Потом, в эпоху Великой депрессии, дешевизна подобных тканей сыграла свою позитивную роль в деле выживания текстильного производства.

К концу 1920-х гг. в орнаментику постепенно начинают проникать новые сюжеты. Достижения технического прогресса неизменно находят отражение в текстильной промышленности: будь это советские набивные ситцы с тракторами и поездами, или американские жаккардовые ткани с самолетами или автомобилями. Квадратам, треугольникам и кругам геометрического периода пришлось потесниться. Сначала их строгие линии начали ломать те самые цветы, прорастая внутри прямых углов, будто трава сквозь асфальт. Прошло немного времени, и в текстиль врывается еще более роскошная орнаментация, чем это было в эпоху флоральных мотивов.

Сегодня, как это ни странно, текстиль Арт Деко ассоциируется больше с многоцветными тканями и экзотическими сюжетами, нежели с работами Сони Делоне. Однако, будь стиль Арт Деко столь ограничен, он уже более полвека как превратился бы в один из стилей прошлого.

 

Рекомендуемая литература:  Hardy, Alain-René. Art Deco Textiles. – London, Thames & Hudson, 2006.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Текстиль Ар-Деко. Ткани (часть первая) | Carghaidd - Дневник Carghaidd | Лента друзей Carghaidd / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»