• Авторизация


Как связаны Таро и герметизм 01-03-2011 14:42 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Как связаны Таро и герметизм

Карты ТАРО занимали важное место не только в тамплиерской, но и розенкрейцерской, и масонской традиции. Мэнли Холл указывает, что термин Rosa Mundi нередко встречается в ранних публикациях Братства Розы и Креста. Слово Rota перестановкой букв превращается в Таrо, являющееся древним именем карт. Исследователь указывает, что символизм ТАРО использовал в своих сочинениях знаменитый философ Френсис Бэкон, как известно принадлежавший к розенкрейцерскому обществу. Многие масонские источники, например Маккензи и Альберт Пайк, также использовали ТАРО.

Числовая символика знаменитой легенды о Хираме может быть вполне соотнесена с числовой символикой ТАРО. Подробное доказательство этой связи приводит все тот же Мэнли Холл:

"Игральные карты содержат большое число важнейших масонских символов. Девять - это фас, а три - это профиль. Здесь есть и сломанное "Колесо Закона", означающее девять предродовых месяцев, и три уровня духовного развертывания, необходимые для произведения совершенного человека. Четыре короля являются египетскими Аммонианскими Архитекторами, выдалбливавшими мир ножами. Есть там и главные знаки Зодиака. Четыре королевы, несущие цветы с восемью лепестками, символизирующими Христа, являются неподвижными знаками Зодиака. Четыре валета, два из которых показаны с ветками акации (у валета червей они - в руке, а у валета бубен - на шляпе), являются четырьмя общими знаками Зодиака. Нужно заметить, что четыре "костюмные" карты пик не смотрят на очки в углу карты, а как бы отворачиваются от эмблемы смерти. Гроссмейстер Ордена Карт есть король бубен, и он носит шар как знак своего достоинства."

Как будет видно из дальнейшего изложения в ТАРО причудливо переплелись элементы и символы, принадлежащие самым разным системам, в том числе пифагореизму, Каббале и даже алхимии. Последователи учения Пифагора могут найти соответствие между числами, изображенными на картах и символами, окружающими эти карты и обнаружить математическое выражение этого соответствия. Для изучающего Каббалу будет интересно увидеть как последовательность карт соотносится с последовательностью проявления божественных сил (Сефирот) из Непознаваемого Божества (Айн-Софа). Алхимик может найти в ТАРО знакомые эмблемы. Эзотерик, изучающий символизм человеческого тела, может найти в изображениях карт также немало поучительного. Об этом пишет Мэнли Холл:

"Точно так же, как греки размещали числа, обозначенные буквами их алфавита, на различных частях тела, символизирующего Логос, так и карты Торот имеют аналогию не только с частями вселенной, но также и с частями человеческого тела. Они являются, на самом деле, ключом к магической конституции человека."

Однако и пифагорейские, и каббалистические, и алхимические, и розенкрейцерские, и масонские элементы, присутствующие в ТАРО, являются вторичными символами, привнесенными в систему карт значительно позднее. Их влияние будет рассмотрено дальше, а вначале есть необходимость остановится на родовой эзотерической традиции, лежащей в основе ТАРО, - герметизме.

Литература, заслуживающая названия герметической и содержащая немало известных имен, огромна. Герметическая традиция, запечатленная в этой литературе, условно может быть подразделена на раннюю и позднюю.

Ранний этап герметизма связан с чисто египетской исторической почвой и восходит к легендарному мудрецу страны Кем, бессмертному автору "Изумрудной Скрижали" Трижды Великому Гермесу Трисмегисту, называемому также Тотом. По своему значению для Египта Тот-Гермес может быть приравнен к той роли, которую для Индии играл Ману, именем которого был позднее назван свод законов, определявших традиции жизни древних индусов. Гермес выступал одновременно и как божество, связанное с планетой Меркурий и покровительствующее тайным наукам и всем обменным операциям, включая торговлю, и как каста, выступая как мистический патрон ордена жрецов, и как конкретный мудрец, живший несколько тысячелетий назад и достигший высочайшей степени духовного посвящения - уровня "солнечного делания". Некоторые оккультисты и теософы, как например, Д. Странден, называют Гермеса выходцем из Атлантиды, принесшим древним египтянам мудрость атлантов. Как утверждал один из столпов раннего христианства, бывший знатоком античных и египетских мистерий Клемент Александрийский, мудрец оставил после себя 30.000 томов, спрятанных в библиотеке Озимендской гробницы, над входом в которую были начертаны слова "Лекарство для души". Из четырнадцати, дошедших до наших дней трактатов, которые приписывают Гермесу, наиболее интересным представляется уже упомянутая, "Tabula Smaragdina" ("Изумрудная Скрижаль"). В ней содержатся те основные принципы, которые составляют сущность герметизма. Многочисленные исследования таких ученых, как например В. М. Адаме или профессор Зелинский, показали, что все основные идеи позднейшего, подвергшегося сильной эллинизации герметизма, были известны египтянам задолго до появления эллинской философии и культуры.

Арканы ТАРО несомненно восходят к этому раннему герметизму, хотя прямых свидетельств существования двадцати двух карт, подобных картам ТАРО, в египетском символизме нет. В то же время, есть иные, более серьезные свидетельства. Например, такой крупнейший античный авторитет, как мистик и философ Ямвлих (Ямбликус), говорил о существовании ритуала посвящения в мистерии именно египетского плана, где важнейшую роль играли символические изображения на стенах, напоминающие символы Двадцати двух Арканов. Об этом пишет в книге "История магии" П. Христиан:

"Посвященный оказывался в длинной галерее, поддерживаемой кариатидами в виде двадцати четырёх сфинксов - по двадцать с каждой стороны. На стене, в промежутках между сфинксами, находились фрески, изображающие мистические фигуры и символы. Эти двадцать две картины располагались попарно, друг против друга... Проходя мимо двадцати двух картин галереи, посвященный получал наставление от жреца... Каждый аркан, ставший благодаря картине видимым и ощутимым, представляет собой формулу закона человеческой деятельности по отношению к духовным и материальным силам, сочетание которых производит все явления жизни."

Об этой же функции Арканов говорит Шюре в своей книге "Великие Посвященные", а также Мебиус в своих лекциях, изданных его ученицей: "Как гласит предание, эти изображения (Арканы - С. К.) помещались на стенах подземной галереи, в которую попадал неофит лишь после целого ряда испытаний". Мистериальная практика древнего Египта, дошедшая позднее до Греции и Рима и воспринятая античными системами посвящения, предполагала духовную работу кандидата по усвоению глубинного символического смысла каждого изображения с помощью размышления, созерцания и медитации.

Между ранним и поздним герметизмом, ставшим основой философии алхимиков, средневековых магов, рыцарских орденов и мистиков, пролегли тысячелетия. Мудрость страны Кем была во многом забыта и утрачена. И хотя намеки на присутствие герметических знаний в проповедях Христа содержатся в некоторых апокрифах, например в Евангелии отрочества, в целом, христианская церковь стремилась отбросить древнюю мудрость как ненужный "эллинский соблазн", и сокровенные знания могли быть утрачены навсегда. Клемент Александрийский, Ориген, Фома Аквинский были теми редкими исключениями, которые хранили свет истины. Лишь гностические школы и неоплатонизм высоко подняли знамя герметической мудрости. Достижения Симона Мага, гностиков Василида, Валентина, Карпократа с их учением о Демиурге, Эонах, Плероме, прозрения неоплатоников Филимона, Плотина, Порфирия, Прокла, духовный подвиг Дионисия Ареопагита, который, по мнению Шмакова, "открыто стремился воссоздать великое учение Гермеса", стали звеном между герметизмом Средних веков и древней системой Трисмегиста.

В Средние века герметическая традиция была воскрешена, в первую очередь, благодаря усилиям такого замечательного философа и алхимика, как Раймонд Луллий, который, согласно легендам, применял свои знания в процедурах делания золота из неблагородных металлов. Он оставил несколько сочинений на эту тему, где пытался воскресить сокровенные знания в каббалистической форме. Каббалистический герметизм Луллия получил дальнейшее развитие в трудах знаменитого героя Средневековья Джордано Бруно, который сумел придать данным идеям более свободную пантеистическую окраску. Далее герметическую линию продолжили такие выдающиеся деятели и мыслители Средневековья и Возрождения, как Пико делла Мирандола, Джон Ди, Роберт Флудд, Томас Воген, Вильгельм Постель, Николай Фламмель, Рейхлин, Корнелий Агриппа, Генрих Кунрат, Теофраст Парацельс. Изучали герметизм и члены тайных орденов, рыцарских школ, закрытых обществ - тамплиеры, розенкрейцеры, масоны. В Новое Время к герметизму были близки Клод де Сен-Мартин, Эккартсгаузен, Фабр Оливье, Сент ДАльвейдер, Станислав де Гюйата, Гихтель, Пуассон, Маккензи, Уайт, Элифас Леви, Грейвс, Ньютон, Лейбниц, Бэкон, Спиноза, Мактергор, Матерс, Уэсткотт.

Исторически сложилось так, что весь европейский герметизм, составляющий сущность Арканов ТАРО, был тесно связан с каббалистической традицией. Учение Каббалы стремится выявить числовые закономерности мироздания и миротворения и рассматривает вселенную как состоящую из десяти божественных эманаций (Сефирот), сумма имен которых составляет непроизносимое святое имя Бога. Цель Каббалы - достижение Бога. Принято рассматривать Каббалу как эзотерическое ядро иудаистской религии, хотя не все направления ортодоксального иудаизма признают каббалистов. Однако Е. П. Блаватская в "Тайной Доктрине" и в "Разоблаченной Изиде" говорит о существовании халдейской, вавилонской и парсийской разновидности Каббалы. Тем не менее, на герметическую традицию, близкую к системе Арканов, наибольшее влияние оказала именно еврейская Каббала.

В отдельных случаях, в особенности в ранний период иудаизма, это влияние развивало идеи Гермеса и потому не замутняло чистейший источник Мудрости, но в других случаях имело место привнесение субъективного элемента, что не могло не сказаться на ясности изложения. Во всяком случае, именно такой точки зрения придерживается Владимир Шмаков:

"Каббалистическая литература, подобно всем мистическим сочинениям Востока, обладает крупным недостатком, заключающимся в отсутствии систематики и преемственности изложения. Книги Каббалы до такой степени страдают этим недостатком, что уяснение их идей требует весьма большой работы. Излагая учения высочайшей мудрости, они, сплошь и рядом, смешивают их с тенденциозными повествованиями, а порой и с узкими закоренелыми заблуждениями. Это обстоятельство дало повод целому ряду авторов сказать, что свод еврейских учений есть ярмарка, на которой можно найти все, от редчайшего жемчуга до никчемной ветоши. Учение Священной Книги Тота, хотя и сквозит с очевидностью через все хитросплетения иудейских писателей, но все же отдельные доктрины её доступны постижению лишь путем скрупулезного исследования. С особенной яркостью учение Гермеса выступает у наиболее ранних авторов. Среди них на первом месте стоит равви бен Акиба, который в своем "Алфавите" стремился выразить это учение во всей его чистоте. Симон бен Иохай, Исаак Лориа, Маймонид, Ибн Эзра, Моисей Кордуеро и другие, почти с исчерпывающей полнотой выявили учение о "Меркаба", то есть о космогоническом происхождении человека и его месте во вселенной. Ряд других авторов дает возможность дополнить это учение до стройного целого. Рассматривая их произведения, мы видим, что указания на Арканы, как на конечные принципы всякого Богопознания вообще, встречаются среди самых разнообразных повествований."

Шмаков считает, что даже Зогар содержит в себе некоторые места, непосредственно относящиеся к Книге Гермеса и приводит список этих указаний. Влияние древнеегипетской мудрости на каббалистические построения наблюдалось еще с раннего периода еврейской истории, и в наибольшей степени проявило себя в эпохи Птоломеев и Александрии. Наиболее яркими каббалистами, воспринявшими основной заряд жреческого знания, существовавшего в стране пирамид, были такие выдающиеся фигуры, как Исаак Альфали, Авраам Бен-Давид, Исаак Лория, и, конечно, такие знаменитые личности, как Симон Бен Иохай, Моисей Кордуеро и Маймонид.

Числа и Каббала

Каббала с самого начала существования определяла себя как науку о Боге, человеке и мироздании, содержащую в себе двадцать два верховных принципа или тайны, которые как бы зашифрованы в двадцати двух буквах древнееврейского алфавита. Понятие числа играет в Каббале огромную роль. Каждое число несет в себе, с её точки зрения, божественную функцию. С одной стороны Каббала занимается изучением имени Бога в его различных проявлениях, которое звучит как Иегова - слово, пишущееся по-еврейски четырьмя буквами: 1 ("йод"), Н ("хе"), V ("вау"), Н ("хе"). Это имя, состоящее из четырёх букв, означает по-древнееврейски "тетраграмматон". Четыре стихии - Земля, Вода, Воздух, Огонь - тесно связаны с этими буквами. Считалось, что познание сущности этого имени приближает человека к непостижимому Богу. Блаватская писала на этот счёт следующее: "Праведные евреи считали это имя слишком священным для произношения, и при чтении священного писания заменяли его словом "Адонаи", что значит "Господь". В Каббале буква 1 соответствует хохме, буква Н (первая) - бине, буква V - тиферет, буква Н (вторая) - малкут. Христиане читают IHVH как Иегова, а многие современные ученые-библеисты

- как Яхве. В "Тайной Доктрине имени Иегова приписывается только Сефира Бина, однако такая ассоциация не признается розенкрейцерской школой каббалистов. Также в книге Кнорра фон Розенрота "Kabbalah Denudata" читаем: "Некоторые авторитетные каббалисты с IHVH связывают только Бину, но это относится только к Иегове эзотерического Иудаизма. IHVH Каббалы имеет лишь слабое сходство с Богом Ветхого Завета." "Каббала" Розенрота не служит авторитетом для восточных каббалистов, ибо хорошо известно, что при написании своей книги Розенрот использовал современные, а не древние (Халдейские) манускрипты. Также известно, что эти манускрипты и рукописи Зогара, те, что называются "древними" упоминают, а некоторые используют мазоретскую систему гласных звуков. Одно это заставляет предположить, что эти рукописи Зогара являются подложными, ибо мазоретская система не старше VII-Х веков н. э."

Как видно из этого отрывка, свидетельствующего о наличии жарких споров по поводу истинности каббалистических построений внутри данной традиции, сама Каббала, в особенности её практическая ветвь, занимается исследованием соотношений между древнееврейскими буквами, числами и звуками. Потому практическая Каббала подразделялась на три основных направления: ГЕМАТРИЮ, НОТАРИКОН и ТЕМУРУ. ГЕМАТРИЮ определяла численное значение еврейских слов с помощью суммирования значений составляющих их букв и установления аналогий между словами и фразами, что позволяло извлекать скрытый смысл букв, слов и предложений. НОТАРИКОН изучал способы образования слов из первых и последних букв слов, которые входили в каждое предложение. ТЕМУРА рассматривала аналогии между словами, отношения между которыми, как писала Блаватская, "указываются определенными изменениями в положении букв или замене одной буквы другой".

Помимо установления численного значения каждой буквы, слова и предложения, каббалистов интересовал сакральный смысл всех чисел, в особенности тех, что составляют первую десятку. Считалось, что они символизируют собой десять духовных сфер или Сефирот, представляющих собой эманации Первобожества Айн-Софа и заполняющих пространство между бесконечным Творцом и конечным, удаленным от Творца Творением. Сефироты внутренне организованы в единую систему, получившую название "Древа Сефирот". Каждая последующая Сефира является эманацией предшествующей. Вот названия десяти Сефир:

1. Кетер (Венец, Корона).

2. Хохма (Мудрость).

3. Бина (Разум).

4. Хезед (Милосердие, Величие).

5. Гебура (Правосудие, Строгость).

6. Тиферет (Красота, Гармония).

7. Нецах (Победа).

8. Ход (Слава).

9. Иезод (Основа, Форма).

10. Малькут (Царство).

Следует отметить, что подобный эманационный взгляд на природу мироздания присущ не только Каббале, но и многим другим духовно-религиозным традициям мира. Так зороастризм с его учением об "Амента-Спешта" ("Сияющих Существах") так же подходил к этой теме. Шмаков отмечает, что данная идея в скрытом виде присутствует и в христианстве и ссылается на письма Святого Иеронима, где говорится о "десяти таинственных именах", с помощью которых священные книги определяют Бога. Можно вспомнить также Дионисия Ареопагита с его учением о Небесной Иерархии.

Десять Сефирот Каббалы соответствуют первым десяти Великим Арканам ТАРО, которые, в свою очередь, относятся к Божественному Миру. Они имеют также низшие аспекты, относящиеся к человеческому и природному планам бытия и потому присутствуют в Арканах второго ряда. Эти десять Сефирот вместе с двадцатью двумя буквами древнееврейского алфавита представляют собой, согласно традиции, тридцать два пути Божественной мудрости, по которым был сотворен мир. По этим же путям человек может вернуться к Творцу и познать Его, потому карты Великих или Старших Арканов символизируют жизненный путь человека. Система Сефирот - Эманаций Бога разделяется на четыре части, образующих четыре мира: Мир Эманационный, Мир Творческий, Мир Форм и Мир Реальности. Схема четырехуровневого построения Сефирот предполагает разделение их на три столбца - правый, левый и серединный. Совокупность Сефирот образует, так называемого, Адама-Кадмона - полного и совершенного Божественного Человека, прототипа всего человечества.

Число как живая сущность

Владимир Шмаков в своем основном труде "Священная Книга Тота. Арканы ТАРО" (другие работы мыслителя - "Пневматология" и "Синархия" - при всей их яркости и оригинальности все же представляют собой развитие идей первого труда) предпринял грандиозную попытку очистить это герметическое откровение от последующих наслоений веков, прежде всего каббалистического плана. Он основывался как на внутреннем мистическом опыте (об этом ярко свидетельствует сам характер описаний образной системы Арканов), так и на сугубо теоретическом осмыслении всего написанного на эту тему. Вместе с тем, он не дает достаточно полных объяснений сокровенной сущности чисел, лежащих в основе Арканов. Попытаемся восполнить этот пробел и дать эти объяснения, освещая данный вопрос с разных сторон.

Но вначале попробуем ответить на вопрос: "Что означает понятие числа с точки зрения эзотеризма?" Существуют ли числа, как живые реальные силы, управляющие миром?

Пифагор, о котором пойдет речь дальше, утверждал, что числа управляют миром. Он, таким образом, обожествлял число. Аристотель стоял на другой точке зрения, согласно которой нельзя рассматривать число как самостоятельную, независимую от феноменов, реальность. Он, по свидетельству В. И. Самохваловой, рассматривал число как "конкретное и неотрывное от материальной субстанции определение вещей", но все же был убежден, что число составляет сущность всех вещей мира. Современные исследователи проблемы чисел склоняются к тому, что числа являются не сущностью, а выражением сущности, взятым в количественном измерении и что не числа управляют миром, а Законы, выраженные многими проявлениями, в том числе и численно. Однако сведение числа к уровню функций и отношений расходится с эзотерическими представлениями о числе. Об этом свидетельствует замечание такого яркого эзотерического мыслителя как Рене Генон: "Можно отметить также, что имя определенного бытия как выражение его сущности и есть, собственно говоря, число, понятое в том же самом качественном смысле, это устанавливает тесную связь между концепцией пифагорейских чисел, а значит, и концепцией платоновских идей, и использование санскритского термина "нама" (пата) для обозначения сущностной стороны бытия".

Для истинного эзотерика число является живой сущностью, имеющей сакральное имя - духовно-энергетическую вибрационную характеристику и занимающей то или иное место в пространстве. Девять небес Божественной Иерархии Дионисия Ареопагита наполнены высшими существами, имена которых записаны в Книге Жизни. Данное свойство чисел связано не только с их сакральной природой, но и с происхождением. Дело в том, что до того, как были изобретены арабские цифры, во многих языках (в латыни, в греческом, в славянском и во всех семитских), числа записывались буквами. Потому при записи такого числа на греческом, латыни и еврейском оно приобретало вид какого-либо имени.

Отсюда становится очевидным, что число нужно рассматривать не только с количественной, само собой разумеющейся точки зрения, но и с внутренней, качественной позиции. В этом случае число становится, с одной стороны - количественной мерой вещей, а с точки зрения качества выступает как символ делимости духа. Об этом писала в своих письмах Е.

И. Рерих. Дух или Божество, утверждают эзотерические доктрины, может находиться в двух состояниях - свернутом и развернутом. Свернутое состояние, носящее название Пралайи, означает отсутствие всяких чисел, и предполагает нерасчлененное состояние Бытия. Развернутое состояние мира, называемое Манвантарой, как раз и означает разделение единого на множество уровней, форм, явлений, объектов, которые могут быть исчислены. Числа, рассмотренные в порядке возрастания (натуральный ряд чисел от 1 до 10) с внутренней, качественной, сущностной стороны означает определенные этапы или ступени вышеупомянутого развертывания. Многозначные числа, состоящие из основных однозначных и в своей сумме сводимые к ним, должны рассматриваться с количественной стороны и означают манифестацию главных архетипических чисел, стоящих за ними и божественных сил (Принципов) на более низком уровне проявления.

В древности во многих языках буквы обозначались цифрами. Потому впоследствии нумерология стремилась высчитать сакральное значение каждого слова, суммируя числовой "вес" составляющих его букв. Разные алфавиты, как известно, содержат различное количество букв. Так, древнееврейский алфавит состоит из 22 букв (так называемый "солнечный алфавит"), арабский - 28 букв ("лунный алфавит"). Современный русский язык, прошедший через большое количество реформ и трансформаций, не поддается механическому переносу этого метода, потому многочисленные пособия по нумерологии, предлагающие разгадать "тайну имени" и смысл любого слова простым суммированием числового значения его букв, уводят читателя от истины. Те, кто желает постичь сокровенную суть каждого слова, применяя числовой подход, должен изучить связи древнерусского языка с санскритом, памятуя, что в эзотерических учениях русский язык назван "санскритом шестой расы". Действуя таким образом, он может приблизиться к пониманию космических тайн, связанных с циклами миропроявления и восприятия музыки сфер, поскольку, как утверждала Блаватская "весь санскритский алфавит и Веды от первого слова и до последнего, представляют собой музыкальные ноты, сведенные к буквенным записям, и они неотделимы друг от друга".

© Материал принадлежит www.astromeridian.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Как связаны Таро и герметизм | Ольга_Дёмина - Дневник Ольга_Демина | Лента друзей Ольга_Дёмина / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»