.... будущий покоритель неба родился в 1968 году в Омской области.
Ему было всего десять лет, когда семья перебралась на Южный Урал, в санаторий «Кисегач».
Начальная поселковая школа, потом учеба в чебаркульской десятилетке.
Отец Жени работал баянистом в санатории, мама учительствовала. Понемногу обустроились, семье дали квартиру.
И вдруг — сильнейший стресс. Отец ушел к другой, и мама Лариса Григорьевна осталась одна с двумя ребятишками на руках. Чтобы прокормить семью, пошла на завод, нередко работала в две смены, на износ. Младший сын Володя тогда был маленький, да еще серьезно болел. И Женя как старший в семье мужчина всячески помогал матери. [600x450]
Он вырос в обычной трудовой семье, в атмосфере любви и взаимного уважения, учился беречь честь смолоду. И это, думаю, во многом сформировало его характер настоящего мужчины, способного на самопожертвование.
Небесные дали влекли Женю с самого детства. Когда-то еще в Омске бабушка, работавшая на почте у тамошнего летного училища, говорила ему: «Хочешь стать человеком — иди в авиацию». В школьные годы парень увлекался техникой, готовил себя к «летчицкой» профессии. [480x360]
Потом учеба в летном училище гражданской авиации, в Бугуруслане Оренбургской области. После первого курса Новоселова призвали в армию. Служил в Германии, оператором радиолокационной станции при военном аэродроме. Отдав долг Родине, Евгений закончил училище, по распределению поехал в столицу Дагестана Махачкалу. Летал вторым пилотом на «кукурузнике» Ан-2 в глухие горные уголки.
И вдруг — война на Кавказе. К тому времени летчик обзавелся семьей. Красавицу Наташу высмотрел еще в Бугуруслане (она училась на бухгалтера) и влюбился с первого взгляда. Наталье тоже пришелся по сердцу высокий статный курсант, относившийся к девушке трепетно, как к принцессе. Сразу поняла — парень порядочный, надежный. И не ошиблась. Новоселовы живут душа в душу уже семнадцать лет, воспитали прекрасного сына Яна. Правда, по летной стезе он не пошел, но тоже увлекается техникой, учится на звукорежиссера в Московском институте телевидения и радиовещания. [700x466]
Но это было потом. А тогда, в середине девяностых, жить на Кавказе рядом с бурлящей Чечней стало небезопасно. Местные авиарейсы запретили, и Новоселовы перебрались в Санкт-Петербург. Евгений поступил в академию гражданской авиации, переучивался на авиалайнер ТУ-154. Жили в семейном общежитии, вскоре родился сын… Чтобы прокормить семью, папаша-студент по вечерам подрабатывал дворником в школе авиагородка Пулково, где жена работала лаборанткой. Через полгода устроился на аэродром, поближе к авиации. Евгений работал в аэродромной службе, убирал перрон от мусора, снега… А днем в академии грыз гранит летной науки. [208x434]
После получения диплома — переезд в Москву, работа в авиакомпании «Внуковские авиалинии». Потом она обанкротилась, Новоселова, как и многих других, сократили. Евгения с экипажем пригласили на сезон поработать в компании «Алроса» — и оставили в штате. [460x345]
— Во время рейсов случалось всякое, — вспоминает Евгений Новоселов. — Как-то пять лет назад взлетел с того же аэропорта Полярный в Якутии — и вдруг одному мужчине стало плохо с сердцем. Пришлось пойти на экстренную посадку. Ситуация осложнялась тем, что взлетная масса самолета куда больше посадочной. Горючее еще не выработали, и садиться было очень опасно. Но мы пошли на риск и человека спасли.
А через два месяца — новое ЧП: у женщины (у нее была внематочная беременность) в полете открылось кровотечение. Снова пришлось сажать самолет вскоре после взлета, но ничего, Бог миловал… Женщина выжила, а жители полярного городка написали летчикам благодарность за спасение ее жизни. На счету Новоселова 8500 часов полетного времени, знак «За безаварийный налет». [600x400]
…В тот злополучный день, 7 сентября 2010 года самолет Ту‑154М следовал рейсом Полярный (Якутия) — столичный аэропорт Домодедово. На его борту было девять членов экипажа (командир — Евгений Новоселов) и 72 пассажира, в том числе трое детей и беременная женщина. Через три часа полета на десятикилометровой высоте у лайнера вдруг отказали важнейшие системы: сначала автопилот, потом навигация, радиосвязь. Затем вышли из строя насосы, подающие топливо, другие приборы. Работал единственный топливный датчик и штурманский компас. Это давало хоть и мизерный, но шанс…
Летчики заметили в глухой тайге светлую полоску: позже оказалось, это была заброшенная взлетно-посадочная полоса давно закрытого местного аэропорта Ижма Республики Коми. Командир экипажа принял непростое решение — в ручном режиме, вслепую посадить самолет. Но иного выхода не было, и пилоты сделали невозможное. [640x480]
Самолет трижды выходил на посадку, и беспрецедентный маневр совершили лишь с третьей попытки. Выпустить закрылки не удалось, и на посадку шли на повышенной скорости, поскольку не работало оборудование, позволяющее ее гасить, без связи с землей. Кроме того, полоса была слишком короткой для гигантского лайнера, и он при приземлении выкатился в лес и увяз в болоте. Но благодаря высочайшему мастерству пилотов никто серьезно не пострадал.
Подобную вынужденную посадку когда-то совершил на реке Неве под Ленинградом другой российский летный экипаж. Но в густом лесу до экипажа Новоселова до сих пор не удавалось посадить самолет никому.
— Это было страшно, — вспоминает Евгений Новоселов. — Но мы о страхе не думали, делали свое дело. На четвертый раз мы попали в створ и пошли на посадку. Полоса короткая, всего 1340 метров, а нам надо 2500. К тому же скорость выше, чем положено, потому что не могли выпустить закрылки, чтобы погасить скорость. Если на посадке нормальная скорость 270 км в час, то мы шли к полосе со скоростью выше 400. И вот касание, мягкое, как обычно, мы уже на земле, стараемся удержаться на бетоне, через секунды полоса закончилась, а за ней свободная зона успела зарасти молодыми соснами, мы влетели в лес, нас начало хлестать деревьями… [700x525]
... И тут стало страшно.
Страшно и обидно.
... в облаках не перевернулись,
... двигатели не остановились,
... нашли неожиданную полосу, сели – неужели теперь, когда уже на земле осталось чуть-чуть,– конец? [700x420]
Мне кажется, что тогда я про себя прошептал: «Господи, помоги!».
Но, наверное, сказал вслух, потому что тогда, вместе со штурманом мы, как ненормальные, стали кричать: «Господи, помоги!»… И тут самолет остановился. Замер. И – тишина… [640x480]
Позже летчик не раз сказал «спасибо» начальнику аэродрома, который и после его закрытия поддерживал взлетную полосу в порядке, отказался складывать на ней деревья. [640x480]
А тогда всех охватило ощущение облегчения и неизбывного счастья — словно заново родился. Двоих пассажиров, с которыми случилась истерика, пришлось приводить в чувство... [700x525]
За мужество и героизм, проявленные при исполнении служебного долга Указом президента РФ Дмитрия Медведева от 8 октября 2010 года командиру экипажа Евгению Новоселову и его сменщику Андрею Ламанову присвоено звание Героя России с вручением медали «Золотая Звезда». Остальные члены экипажа удостоены ордена Мужества. [480x360]
Пережитое не прошло для пилотов бесследно, им пришлось пройти курс реабилитации. Но теперь все позади, и Евгений Новоселов снова приступил к полетам. [700x466]
ОДИНОКИЙ ЧЕЛОВЕК НА АЭРОДРОМЕ
- Теперь я расскажу об одном человеке, о Сергее Михайловиче Сотникове. Он был начальником аэродрома Ижма. Аэродром небольшой, для местных линий. Принимал такие самолеты, как, например, «Як-40». Это же Сибирь. Район малодоступный. Дорог – никаких. Как поется, только самолетом можно долететь. В 1991 году, когда в стране все обвалилось, этот аэродром был закрыт и вычеркнут из реестра гражданских аэродромов. Что ни год, работников сокращали, в конце концов, остался один Сотников. [700x458]
Сам – и начальник, и кассир, и метеонаблюдатель, и все остальное. По какому-то договору принимал вертолеты. Вертолеты прилетали и садились на перрон. А в 1999 году сократили и Сотникова. Его сократили, но аэродром он не бросил. Как мог, следил за полосой, которая зарастала травами и кустарниками. В том районе пилили лес, и какие-то деловые люди предложили Сотникову складировать на полосе бревна. Обещали много денег. Но Сергей Михайлович на эту сделку не согласился. Оказался человеком долга и чести. Человеком, который выполнил свой долг до конца. [694x463]
Я считаю, на самом деле, он – герой. Уже потом Путин у него интересовался, почему он продолжал исполнять свои обязанности, несмотря на то, что все от него отказались. И он ответил так: «А вдруг полоса кому-то пригодится».
И она пригодилась, через 15 лет, – нам. [400x300]
Пятнадцать лет он ждал, чтобы спасти 81 жизнь.
Чистого неба тебе Туполь и новых рейсов после "капиталки"!
------------------------------