Генрих СЕМИРАДСКИЙ (1843-1902)-Генрих Ипполитович Семирадский родился 24 октября 1843 года в украинском городке Новобелгороде (ныне - Печенеги) в семье военного врача драгунского полка. Отец и мать, поляки по происхождению, хотя и жили долгое время в России, заботились о том, чтобы сын хорошо знал и понимал польскую историю и культуру. Возможно, именно сплав культур Польши, России и Украины и помог вырасти самобытному таланту Генриха.
Пастушок, играющий на свирели [600x340]
Детство и юность будущего живописца прошли в Харькове. Громадное влияние на его художественное становление оказал преподаватель рисования местной гимназии украинский живописец Дмитрий Безперчий, учившийся в свое время у Карла Брюллова. Даже окончив гимназию, Генрих еще несколько лет продолжал брать у него частные уроки.
Из античной жизни. По дороге на праздник урожая. 1890-е [600x374]
К профессиональной живописи Семирадский пришел не сразу. После гимназии, по совету отца, он окончил Харьковский университет и защитил в 1864 году кандидатскую диссертацию «Об инстинктах насекомых». Но работать по специальности не стал, а отправился в Петербург, где поступил вольнослушателем в Академию художеств. Учился Генрих блестяще. Уже в мае 1865 года получил в академии свою первую серебряную медаль. А в 1866 году Совет академии принял решение о зачислении его в число штатных учеников.
Грешница [700x350]
Игра в кости [700x441]
Учась в академии, Генрих «собрал» все возможные награды для учеников. А за конкурсную картину «Доверие Александра Македонского врачу Филиппу» в 1870 году получил большую золотую медаль, дававшую право на 6-летнюю стипендионную поездку для совершенствования мастерства за границу.
Первоначально Генрих обосновался в Мюнхене, где в 1872 году написал свою первую большую картину «Римская оргия блестящих времен цезаризма».
Опасный урок [700x360]
Рим произвел на художника неизгладимое впечатление буйством красок, встречающимися на каждом шагу свидетельствами далеких эпох, разнообразием и яркостью типажей. Генрих полюбил этот город на всю жизнь, которую и решил провести в нем.
Отдых [700x436]
ему присвоили звание академика, а кузина Мария Прушиньская согласилась выйти за него замуж.
Известность художника росла стремительно. Его картины с сюжетами из римской истории и мифологии пользовались большой популярностью. Итогом же пенсионерской поездки стала громадная картина «Светочи христианства», передающая трагическую историю гонений на последователей новой религии при римском императоре Нероне.
Похороны знатного руса [700x494]
Росло не только международное признание, но и мастерство живописца. Он стал одним из первых российских художников, наполнивших свои работы живой игрой света. В его картинах «Танец среди мечей» и «Фрина на празднике Посейдона в Элевсине», которые сегодня украшают лучшие музеи России, яркое полуденное солнце и игра света и тени создают неповторимое впечатление, помогая лучше понять замысел мастера.
Рим. Деревня [700x479]
Взялся Семирадский и за осмысление библейской истории. Признанным шедевром стала его работа «Христос у Марфы и Марии». Сюжет картины внешне прост: на тенистой веранде сидит Христос, у ног которого расположилась юная Мария, внимающая Учителю. Но за этой простотой скрыт глубокий философский смысл, который художнику удалось мастерски передать.
Светочи христианства (Факелы Нерона) [700x381]
Им было выполнено четыре композиции из жизни святого князя Александра Невского и три композиции из жизни Христа: «Тайная вечеря», «Крещение Господне» и «Въезд Иисуса Христа в Иерусалим». К сожалению, сами росписи погибли вместе с храмом в 1931 году, но эскизы к ним можно увидеть в Русском музее. Работал мастер и в других соборах: Исаакиевском в Петербурге, католическом в Варшаве, протестантском в Кракове.
Сцена из римской жизни [410x700]
К сожалению, художник не успел многого из того, что было задумано. Генрих Ипполитович Семирадский скончался от рака в 1902 году и был похоронен на варшавском кладбище Повонзки. Через год его останки были перенесены в краковский костел «На Скалке», где традиционно хоронили знаменитых поляков.
Танец среди мечей [700x363]
Тризна дружинников Святослава после боя под Доростолом в 971 году [700x497]
У водоёма [413x700]
Фрина на празднике Посейдона в Элевзине [700x352]
Христианская Дирцея в цирке Нерона [700x339]
Христос и самарянка [700x385]
Христос у Марфы и Марии [700x439]
Наяды. 1880-е [487x600]
Оргия времен Тиберия на острове Капри. [600x276]
По примеру богов. 1879 [600x372]
Римская оргия блестящих времен цезаризма [600x381]
Песня рабыни. 1884 [363x600]
Римский пейзаж [600x378]
Итальянский дворик [464x600]
Блудный сын [600x424]
Девушки на террасе у бюста Гомера. 1890-е [600x423]
Две фигуры у статуи сфинкса [401x600]
Баловник [600x338]
В лавке гробовщика. 1860-е [600x445]
У храма. (Идиллия) [478x600]
Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу [600x425]
Святое семейство [600x491]
Эскиз плафона (панно) [600x491]
Александр Невский принимает папских легатов [533x600]
Античная сцена. (Девушка с цветком) [355x600]
Беседа [700x499]
Вдохновение Гомера [700x444]
Водонос в античном ландшафте [700x414]
Восточный пейзаж [700x460]
Голова девушки (этюд) [329x500]
Греческий торговец (Дорога к святыне) [700x378]
Жанна д’Арк [392x600]
Женский портрет. 1866 [515x600]
Женщина или ваза [700x447]
Занавес Львовской оперы. Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила [700x432]
Исаврийские пираты, продающие свою добычу. 1889 [700x387]
Красота и Любовь (Амур и Психея). 1894 [398x600]
Лежащая натурщица отдыхает. 1881 [700x344]
Маленький Орфей [700x580]
Мальчик из Сабин Хилс. 1889 [403x529]
Нимфа. 1869 [600x600]
Ночное отплытие с острова [410x600]
Ночь накануне Ивана Купалы. 1880-е [700x377]
Ночь в Помпеях. 1879 [700x428]
Орфей в подземном царстве. Конец 80-х [700x383]
Отдых патриция. 1881 [700x431]
Отъезд Катерины Корнаро, королевы Кипра. 1878 [600x428]
Портрет Александра Станкевича. 1892 [474x600]
Портрет Казимира Мордашевича [501x600]
Портрет Кобиеты Жимьянка [463x600]
Портрет графини Тышкевич. 1889 [406x600]
Портрет матери художника. 1887 [457x600]
Портрет отца художника. 1887 [459x600]
Праздник Вакха. 1890 [700x349]
Преследователи христиан у входа в катакомбы. 1874 [700x525]
Приносящие комфорт и помощь. 1885 [700x330]
Проект занавес театра в Кракове. 1894 [700x519]
Сельская идиллия. 1886 [527x600]
Сократ застает своего ученика Алкивиада у гетеры. 1875 [700x427]
Сцена у колодца. 1890 [700x397]
Талисман. 1881 [700x406]
Танцовщица на канате. 1898 [700x365]
Тени волос. Последняя четверть XIX века [634x600]
У колодца. 1899 [389x600]
Шопен, играющий на фортепьяно в салоне князя Радзивилла. 1887 [700x420]
Тайная вечеря [640x617]