Это бывшая Уборная императрицы Александры Федоровны (архитектор А. Красовский, 1894-1895). Экспозиция зала условно названа "Будуар 1840-50-х гг. ". В убранстве использован гарнитур Розовой гостиной (не сохранилась) Зимнего дворца, созданной по проекту архитектора А.И. Штакеншнейдера в 1846-1847 гг. Мебель розового дерева, декорированная фарфоровыми пластинами, была исполнена по рисунку архитектора фирмой братьев Гамбс в стиле "второго рококо". В подобных интерьерах, где мебель расставлялась свободно, образуя уютные "уголки", создавалась атмосфера праздничности и легкой беззаботности.
Малахитовая гостиная
Малахитовый зал (А. П. Брюллов, 1839) служил парадной гостиной императрицы Александры Федоровны, супруги Николая I. Уникальный малахитовый декор зала, а также предметы обстановки созданы в технике "русской мозаики". Большая малахитовая ваза и мебель, выполненная по рисункам О.Р. де Монферрана , входили в убранство Яшмовой приемной, погибшей во время пожара 1837 г. Стену зала украшает аллегорическое изображение Ночи, Дня и Поэзии (А. Виги). В гостиной с июня по октябрь 1917 г. проходили заседания Временного правительства. Экспозиция представляет изделия декоративно-прикладного искусства ХIХ в.
Большой зал Зимнего дворца (1103 кв. м) был создан В. П. Стасовым на месте сгоревшего во время пожара 1837 г. парадного зала. Особую торжественность интерьеру придают колонны коринфского ордера, поддерживающие лепной антаблемент. В отделке зала использован искусственный мрамор, потолок украшен гризайльной живописью. Легкая позолота хрустальных люстр и наборный паркет оживляют сдержанное убранство интерьера. После смерти Николая I (1855) в зале был помещен его парадный портрет, и зал получил название Николаевского. Главный зал Невской парадной анфилады предназначался для официальных церемоний и балов.
Петровский (Малый тронный) зал был создан в 1833 г. О. Монферраном и восстановлен после пожара 1837 г. В.П. Стасовым. Зал посвящен памяти Петра I – в отделку интерьера включены вензель императора (две латинские буквы "P"), двуглавые орлы и короны. В нише, оформленной как триумфальная арка, находится картина "Петр I с аллегорической фигурой Славы". В верхней части стен помещены полотна, представляющие Петра Великого в сражениях Северной войны (П. Скотти и Б. Медичи). Трон был выполнен в Петербурге в конце XVIII в. Зал украшают шитые серебром панно из лионского бархата и изделия из серебра петербургской работы.
Военная галерея Зимнего дворца была создана по проекту К. И. Росси в 1826 г. в честь победы России над наполеоновской Францией. На ее стенах помещены 332 портрета генералов - участников войны 1812 г. и заграничных походов 1813-1814 гг. Картины созданы английским художником Джорджем Доу при участии А. В. Полякова и В. А. Голике. Почетное место занимают парадные портреты государей-союзников: российского императора Александра I и короля Пруссии Фридриха-Вильгема III (художник Ф. Крюгер) и императора Австрии Франца I (П. Крафт). Портреты четырех фельдмаршалов находятся по сторонам дверей, ведущих в Георгиевский и Гербовый залы.
ШЕДЕВРЫ ЗАЛА
Не позднее 1825 г.
Белый зал, как и другие апартаменты юго-западной части Зимнего дворца, был создан А. П. Брюлловым к свадьбе будущего императора Александра II в 1841 г. Выдержанный в белых тонах интерьер отличается богатством пластического декора. В центральной части зала помещены фигуры древнеримских богов; колонны с коринфскими капителями увенчаны фигурами, олицетворяющими искусства. На выставке искусства Франции второй половины XVIII в. представлены пейзажи Г. Робера, портреты Ж.-Л. Вуаля и М.-Л.-Э. Виже-Лебрен, огромная ваза севрского фарфора, а также работы знаменитого мебельщика эпохи классицизма Д. Рентгена (1743-1807).
Интерьер парадной гостиной в апартаментах императрицы Марии Александровны, супруги Александра II, был создан архитектором А. П. Брюлловым в 1838-1841 гг. Потолок зала украшает золоченый лепной орнамент. Первоначально стены, облицованные белым стюком, были декорированы растительным золоченым узором. В 1840-е гг. облик интерьера был обновлен по рисункам А. И. Штакеншнейдера. Убранство интерьера дополняют мраморный камин с яшмовыми колоннами, украшенный барельефом и мозаичной картиной (Э. Модерни), вызолоченные двери и великолепный паркет.
Этот зал входил в анфиладу созданных А. Брюлловым после пожара 1837 г. пяти Залов военных картин, прославляющих победы русских войск в период до Отечественной войны 1812 г. Экспозиция посвящена искусству Франции 1730-1760-х гг. и представляет творчество выдающихся мастеров эпохи рококо. Это полотна самого яркого художника рококо Ф. Буше: "Отдых на пути в Египет", "Пастушеская сцена", "Пейзаж в окрестностях Бовэ", а также картины Н. Ланкре, Ш. Ванлоо, Ж.-Б. Патера. Скульптура представлена работами Э. М. Фальконе, среди которых знаменитый "Амур", и произведениями Г. Кусту Старшего, Ж.-Б. Пигаля, О. Пажу.
ШЕДЕВРЫ ЗАЛА
Франция, 1757 г.
Франция, Первая половина XVIII в.
САЙТ МУЗЕЯ