Собственно сам храм может состоять из одного или более святилищ. В зависимости от того, какому количеству ками посвящен. Их называют «дзиндзя». Вокруг могут быть постройки для самых разных нужд служителей культа.
Как правило перед святилищем расположена часовня. Рядом павильон для омовения. Так же между главным «дзиндзя» и часовней расположены залы для пожертвований и молитвенный. Но всё это размещается под одной крышей или под длинными навесами.
Очень важно особое священное место для приготовления пищи. Ведь это подношение ками. Среди самых частых дополнительных построек – это залы для танцев и приготовления пожертвований. В крупных святилищах – для проведения церемоний, жилище для священников, конюшню для священных лошадей, хранилище для священного паланкина, сокровищницу и даже помещение для представителей театра Но.
Интересная особенность синтоизма – наличие священного спорта. А именно сумо. Потому была арена для борцов. Так же была обязательна стойка для священных дощечек. На них писали прошения богам или молитвы. И дорожки вокруг оставлялись металлическими или каменными фонарями. А вот статуи встречаются довольно редко.
Зато вокруг некоторых святилищ располагаются кладбища. Как правило здесь располагаются могилы воинов, почитаемых в этом святилище. Или священники и члены их семей. Но обычно рядом с дзиндзя не устраивают кладбищ.
Комплексы между собой различаются планировкой и числом зданий. Некоторые храмы скромно занимают маленький участок земли. Другие – весьма большую территорию. Такой пример Карисима дзиндзя. Он расположился на нескольких тысяч акров.
Вход в святилища обозначен одними или несколькими варотами, или тории. Они символически отгораживают суетный обыденный мир от мира ками. В древней Японии тории использовались как обычные ворота. Но позже их стали устанавливать только перед храмами, императорскими усыпальницами и некоторыми захоронениями. Интересно, что тории можно увидеть и перед буддийским святилищем. Но это лишь значит, что рядом находиться какой-нибудь дзиндзя, часто на вершине небольшой горы.
Порой тории дарят богатые прихожане. Так священники поощряют их делать пожертвования по обету. Тогда такие тории ставятся за главными. Постепенно может образовываться целая сводчатая галерея, ведущая к святилищу. Инари дзиндзя, расположенный в Киото, славиться такой галереей.
От тории тропинка или дорожка ведёт к часовне или святилищу. Она называется сандо. Она как правило грунтовая или выложена камнями. Считается, что она должна делать поворот на пути к дзиндзя. Но на практике такие дорожки часто прямые, из-за особенностей местности.
Так же у входа часто стоят статуи богов или значимых культурных героев. Но на самом деле изображения в синтоистком храме весьма нечасты.
На картинке: храм Минато-Инари
[600x450]