Восточный дракон не является ужасным монстром, плодом средневекового воображения. На Востоке он является гением и символом силы и доброты. Дракон - это дух изменения, а поэтому дух самой жизни... Он скрывается в пещерах неприступных гор, или погружается в недоступные глубины моря, ожидая там времени пробуждения и действия. Он раскрывается в грозовых тучах, он умывается своей гривой во мраке бурлящих водоворотов, Его когти в изгибах молний; его чешуя начнет искриться в коре сосновых деревьев. Его голос слышится в урагане, который катится по ослабевшему лесу пробуждая его к новой весне.
Okakura. The avakening of Japan,
Большинство источников утверждают, что в Древнюю Японию предания и мифы о драконах перекочевали из Китая, а со временем к ним добавились многочисленные национальные особенности и возникли новые вариации.
Драконы - неотделимая часть культуры Китая, Кореи и Японии с самых древних времён. В Японии их изображения можно встретить в большом количестве в буддийских храмах. Драконы часто изображаются вместе с фениксом, что символизирует долгую н счастливую жизнь. Восточные драконы сильно отличаются от западных по своему строению. У них длинное змееподобное тело и у них обычно нет крыльев. Исключение составляют Императорские драконы.
Несмотря на это, драконы могут летать, а также плавать. У некоторых экземпляров нет ушей, и они слушают рогами. В большинстве случаев они изображаются имеющими львиную гриву вокруг шеи, на подбородке и на каждом локте. Некоторые предания гласят, что драконы могли только изменять цвет своей чешуи, подобно хамелеону. Скелет восточного дракона предполагает очень высокую маневренность из-за своего строения, как, например, у длинной змеи. Он может скручивать и поворачивать свое тело во все стороны. Пол дракона обычно можно определить с первого взгляда.
Дракон-самец обычно держит в хвосте булаву, в то время как дракон-самка держит в хвосте веер. Также есть различия в форме хвоста. Мужской дракон имеет заострённый хвост, с костяным наконечником лопатообразной или треугольной формы, поэтому дракон может использовать его для ударов во время боя. Мужские драконы имеют волнообразные, вогнутые и крутые рога. Женские драконы имеют прямые носы, волнистые гривы, тонкую чешую.
Японский дракон также отличается от китайского тем, что у него не пять, а всего лишь три когтя.
Существует девять основных видов восточных драконов:
1. Рогатый Дракон, величайший из всех, может создавать дождь. Считается, что он абсолютно глух.
2. Небесный Дракон защищает дома и дворцы богов и не дает небу рухнуть на землю.
3. Духовный Дракон также может призывать дождь и заботится о посевах. Кроме того, он тесно связан со стихией ветра.
4. Крылатый Дракон Инь-Лун, он же Дракон Праведности, единственный из всех обладает крыльями. Чешуи у этого дракона нет.
5. Дракон, Прячущий Сокровища, защищает драгоценные камни и металлы.
6. Кольчатый дракон живет в глубоких озерах.
7. Считается, что Желтый Дракон покинул свой водный дом для того, чтобы обучить людей искусству письма.
8. Земной Дракон правит стихией земли.
9. Король Драконов представляет собой единство четырех драконов, смотрящих по сторонам света.
Дракон как персонаж японской народной мифологии и фольклора существует в японской традиции как бы в двух плоскостях: с одной стороны, он одна из ипостасей божества воды, а с другой - совершенное самостоятельное, очень почитаемое божество, играющее в японской культуре огромную роль.
Так же говорят, что высоко в горах есть огромный водопад. Карп, который сможет добраться туда, прыгая из реки в реку, становится драконом.
На протяжении жизни восточный дракон постоянно эволюционирует, изменяя форму по мере старения. Цикл начинается с того момента, когда дракон появляется на свет — рождение происходит в воде, после чего дракон около пятисот лет проводит в виде рыбы, а затем превращается в Чиао, или чешуйчатого ящера. Когда возраст дракона приближается к полутора тысячам лет, начинается 500-летний период превращения в дракона Люнь. К окончанию этого периода драконы Люнь отращивают красивые рога и крылья, а вот чешуя пропадает. По достижении зрелости драконы обретают новое имя — Линь-Люнь.
Восточный дракон обладает огромным количеством имен, причем каждое из них зависит от места рождения, атрибутов и возраста зверя, так что перечислить их здесь просто не представляется возможным, можно попытаться попробовать назвать только самых известные имена дошедшие до нашего времени.
В японских легендах и мифах дракон олицетворяет могучие божественные силы, которые могут нести как добро, так и зло. Если к дракону относиться с должным почтением и уважением, то он может щедро отблагодарить человека, потому что драконы сказочно богаты.
Например, в легенде о Короле-Драконе молодой самурай в награду за спасение дочери дракона получает золотой пирог, который, сколько от него не отламывай, никогда не уменьшается.
Местом особого почитания Дракона как божества издавна считается префектура Канагава, в которой "пребывают" два самых известных Дракона Японии - пятиглавый на острове Эносима (недалеко от древней столицы г. Камакура) и девятиглавый - в озере Асиноко в горах Хаконэ.
Остров Эносима - одно из красивейших мест Канагавы. Этот небольшой островок, находящийся меньше чем в километре от берега, имеет длину береговой линии всего 4 км, зато самая высокая точка достигает 61 м. Сегодня он соединен автомобильным и пешеходным мостом с побережьем залива Сагами, а когда-то существовала даже профессия переправщика на Эносима, и плата различалась в зависимости от тяжести поклажи.
Согласно храмовым преданиям, впервые маленькая кумирня в честь Бога-Дракона появилась в 552 году на северной части острова Эносима, смотрящей на море. Эта сторона острова скалистая, обрывистая, а у самой воды, в отвесной скале - грот, в котором и обитает Пятиглавый Дракон - покровитель острова. Однако помимо Дракона на Эносима чтят и других богов, еще в древности, здесь поклонялись Богу моря и Богу безопасности мореплавания.
Храмовый комплекс Эносима-дзиндзя, состоящий из трех стоящих в разных местах острова зданий, создавался постепенно. Так, один из храмов - Накацуномия был построен в 853 г., и лишь в 1182 г. по приказу сёгуна Минамото Ёритомо было воздвигнуто основное здание - Хэцуномия. Сохранилось предание, что Минамото Ёритомо было видение - к нему явилась сама богиня Бэнтэн и попросила построить в ее честь храм на острове Эносима.
Бэнтэн - любимая и очень почитаемая в Японии богиня. Она покровительствует женщинам, охраняет семейное счастье, кроме того, Бэнтэн считается богиней красноречия, а также всех видов музыкального и театрального искусства. Особую популярность культ Бэнтэн приобрел в XVI в., когда богиня была причислена к Семи богам счастья (Ситифукудзин).
Храм на острове Эносима - один из трех самых главных храмов богини Бэнтэн в Японии.
Дракон, очарованный её красотой, посватался к Бэнтэн и она, как считается, дала свое согласие. Вступление Дракона в супружескую связь с богиней Бэнтэн привело к обожествлению образа Пятиглавого Дракона, который стал почитаться божеством - подателем влаги земли Сагами. Это божество стало именоваться Рюкомэйдзин, т.е. "Светлое божество Дракона".
Одним из основных мест поклонения этому божеству в префектуре Канагава является буддийский храм Рюкодзи, на территории которого стоит небольшое синтоистское святилище - вместилище души Пятиглавого Дракона. Этот храм находится на побережье недалеко от острова Эносима. Принято считать, что богиня Бэнтэн и Божество-Дракон всегда должны быть рядом друг с другом.
Культ Дракона и Бэнтэн до сих пор занимает большое место в системе народных верований префектуры Канагава. Так, ежегодный праздник на Эносима становится событием префектурального значения.
Это особая Большая церемония, которая проводится один раз в год, в первый день Змеи в новом году по лунному календарю (первый день Змеи приходится на конец марта - начало апреля по григорианскому календарю). Небывалого же размаха этот праздник достигает один раз в 60 лет, когда случается первый день Змеи в первом году Змеи нового 60-летнего цикла. Последний раз такое было в 2001 году, который был первым годом Змеи в новом 60-летнем цикле. Главным событием этого праздника было торжественное перенесение уникальной деревянной скульптуры Пятиглавого Дракона (годзу-но рю) из храма Рюкодзи в храм Эносима дзиндзя и следующая за этим "встреча" двух реликвий: скульптуры Дракона и статуи богини Бэнтэн, а, значит, соединение Дракона и Бэнтэн.
В принципе, соединение супругов происходит каждый год в первый день Змеи: из храма Рюкодзи несут микоси - закрытый паланкин, где восседает божество, но деревянную скульптуру выносят только один раз в 60 лет.
Помимо Пятиглавого Дракона острова Эносима в префектуре Канагава почитают и других Драконов, о чем сохранилось упоминание в старинных легендах и преданиях.
В Японии изображения драконов украшают храмы буддистов и фонтаны для омовения перед поклонением.
На Востоке дракон, как правило, есть Сила Небесная, несущая благо. У японцев дракон представляет Микадо, императорскую и духовную власть. Дракон - один из знаков восточного гороскопа.
Ирэдзуми - тайна японского дракона - так называется в Японии искусство татуировки. Самым известным сюжетом "ирэдзуми" является, конечно же, японский дракон. В процессе исторического развития Японии, да и всего мира, менял свое значение и дракон. В древности дракон носил ритуальный, мистический и магический характер. Являясь одним из главных мифических животных, он являлся предметом поклонения древних японцев, олицетворяя неограниченную силу, власть и мудрость. Нанося на себя изображение дракона, человек показывал, что сам обладает теми же качествами.