Миланский собор… Вот казалось бы, сколько раз его уже
видела на фотографиях в путеводителях, журналах и ЖЖ. И всё равно
увидеть своими глазами – это совсем другое. В отличие от многих других
известнейших соборов Европы, Миланский собор запоминается в первую
очередь своим фасадом. Нежный, бело-молочно-розовый цвет – такой я,
пожалуй что, кроме как в Италии, нигде не видела. На ум приходят лишь
собор во Флоренции и недостроенный собор в Болонье. На это ряд аналогий
заканчивается. Меж тем, это готика. Но вот только у меня никак не
получается сравнить эту готику с соборами, скажем, в Кёльне или Вене.
Источник: Жжурнал/marina-pavlova
[600x800]1.
Миланский собор строили целых 6 столетий. Строительство начали в
далёком 1386 году, а официальной датой окончания всех-всех работ
принято считать аж 1965 год, т.е. менее полувека назад.
[800x600]2.
У меня, на самом деле, голова начинает идти кругом, когда я
представляю, сколько поколений людей сменилось, пока этот собор строили.
И сколько людей видело недостроенный собор, зная, что им не суждено
увидеть окончание его строительства.
[800x600]3.
Так уж получилось, что Миланский собор занимает сразу два почётных
вторых места. По вместимости Миланский собор считается вторым самым
большим собором в Италии после собора Святого Петра в Риме (который,
вообще-то находится в Ватикане, поэтому на территории самой Италии
Миланский Дуомо вообще можно считать самым большим собором). А по
вместимости среди готических соборов мира Миланский собор уступает
только Севильскому собору, перестроенному из мечети.
[800x600]4.
Первое желание, которое возникает при виде Миланского собора, - это
отойти чуть-чуть подальше, чтобы увидеть его целиком и заценить масштаб.
В лучших традициях классика: "лицом к лицу лица не увидать: большое
видится на расстоянии". Когда восторг от самых первых впечатлений
чуть-чуть стихает, вспоминается, что самое интересное в готических
соборах - это всё-таки бесконечные детали. У меня уже появился свой
традиционный подход к осмотру соборов: сначала восхищаешься общим видом с
главного фасада, потом делаешь первый круг и смотришь на собор с одного
боку, с другого, снизу вверх и т.п., и только потом, на втором-третьем
круге, начинаешь внимательно рассматривать детали. Иногда самое
интересное удаётся увидеть только в бинокль или зум фотоаппарата. Вид
сбоку
[600x800]7.
Совсем недавно писала, что ужасно хочу двери от Кёльнского собора себе
домой. Ну вот я тут подумала и решила, что от дверей а-ля Миланский
Дуомо тоже, пожалуй что, не отказалась бы.
[показать]
[800x600]8.
На самом деле удивительно, сколько всяких бесконечных деталек, сколько
историй рассказано на нескольких квадратных метрах этих дверей. И, в
общем-то, крайне интересно было бы узнать, сколько времени ушло у
мастеров на изготовление одних только дверей для собора
[800x600]10.
Среди деталей собора традиционно встречается довольно много разных
библейских и исторических лиц. Чтобы не заваливать вас огромным
количеством самых разных деталек собора (коих у меня, как вы можете
догадаться, много), решила выбрать из них парочку самых-самых
понравившихся. По-моему, они неплохо передают особенность собора,
намного лучше, чем стандартные общие виды. На деталях видны действующие
лица средневековья, так сказать. Говорят, многие из лиц, запечатлённых
на соборе, - это спонсоры, пожертвовавшие деньги на его строительство. И
пусть подскажет вам ваша фантазия на тему, кто в средние века мог быть
богат
[600x800]15.
Отдельное развлечение - это залезть на крышу Миланского собора и с
разных уровней посмотреть на многочисленные шпили. Сама конструкция
дуомо принципиально другая, ничем не похожая на уже упоминаемые мною
другие готические соборы: в Кёльне, Вене, Аахене или Толедо.
[800x600]20.
Какая-то нечесть, которая должна была отпугивать злых духов от собора.
Судя по бесконечному количеству иголок у неё на спине, сейчас она
отпугивает исключительно голубей:
[600x800]21.
Ещё много фигурок на шпилях. Слышала, что на одном из шпилей должна
стоять фигурка Наполеона, который внёс огромный вклад в строительство
Миланского собора и одним рывком практически довёл это строительство до
конца. Но Наполеона я, увы, так и не нашла. Слишком много шпилей.
24. На крыше собора
[800x600]27.
Вот здесь очень хорошо видны масштабы этой галереи - это такая длинная
тёмная колбаса с тёмным куполом в самой середине. Сразу по другую
сторону от галереи, чуть левее выхода должна быть знаменитая опера Ла
Скала, но как-то здесь она не очень просматривается.
[800x600]32.
Самый верх собора, на верху стоит позолоченная статуя Мадонны, которой,
собственно, и посвящён собор. Нашла у себя назумленную фотографию этой
позолоченной статуи и поняла, что прикреплённый к ней громоотвод и масса
фонариков и лампочек, расположенных вокруг, её не украшают.
[600x800]34.
Спустимся же наконец с крыши и зайдём внутрь... А вот внутри меня,
товарищи, собор не впечатлил. Если снаружи действительно хочется
говорить много междометий в духе "ах, ох, вах и wow", то внутри хочется
вздохнуть и сказать: "Красиво, но ни разу не Кёльнский собор", ровно как
и не соборы в Риме, Париже, Севилье и Толедо. После столь красивой
формы, содержание несколько разочаровывает. Т.е. не то, чтобы там плохо и
некрасиво, нет, но после всего, что видишь снаружи, внутри ожидаешь
намного большего. Но это моё мнение, и в моём личном списке самых
шикарных соборов Европы Миланский дуомо из-за этого всё-таки проиграл
некоторым другим.
[600x800]37. Ещё немного картинок со "свежего воздуха". Здесь мне всё-таки собор нравится намного больше
40. Ну и, собственно, площадь перед собором. Та самая, которую было видно с крыши. За ней уже можно смело начинать знаменитый шоппинг в Милане.
[800x600]43.
Лев, лежащий у ног Виктора Эммануила, в окружении многочисленных
голубей. Куда ж им, бедным птичкам, ещё деваться, если весь собор
утыкали иголками, чтобы они там нигде не садились...