Маковский Владимир Егорович [26 января (7 февраля) 1846, Москва — 21 февраля 1920, Петроград], российский художник, выдающийся мастер жанрово-бытовой живописи. Родился в семье Е. И. Маковского, бухгалтера и художника-любителя, одного из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Брат живописца К. Е. Маковского. Еще мальчиком занимался живописью под руководством В. А. Тропинина. В 1861 поступил в основанное отцом училище, где одним из его наставников был С. К. Зарянко. В 1870 выступил в числе основоположников «Товарищества передвижников ».
К венцу (Прощание)
Жанровые картины Владимира Маковского принадлежат к числу наиболее типичных, хрестоматийных образцов искусства «передвижников». Его ранние, гладко написанные, небольшие по формату композиции добродушно-анекдотичны, посвящены заботам и нехитрым радостям «маленького человека» ...Hаряду с этим все свободней, импрессионистичней становилась его кисть и все тоньше мастерство «режиссера». Самые важные свои работы написал в 1880-90- гг.: это и острые, на грани гротеска, социальные драмы, и, наконец, совсем простые по сюжету, но в высшей степени трогательные лирические сценки . В 1893 был избран профессором Академии художеств и в связи с этим переехал в Петербург. С годами в творчестве мастера четко проступили не только социально-созерцательные и социально-критические черты, но и открытые симпатии к леворадикальному движению.
Целый ряд своих произведений он посвятил «новым людям», вставшим на путь борьбы с существующим строем. Этапной в данном плане явилась «Вечеринка» (1875-97), где впервые в русской живописи был изображен революционный кружок, буквально у нас на глазах оформляющийся из дружеской компании, собравшейся для обсуждения «проклятых вопросов». Тема продолжена в картинах «Осужденный» (1879), «Оправданная» (1882), «Допрос революционерки» (1904). Из романтического идеала или аллегории назревающая революция превратилась в произведениях Маковского в повседневный процесс. Наиболее социально-эпатажные из его вещей иной раз запрещались цензурой (подобно картине «Ходынка. Ваганьковское кладбище», 1896-1901). Совершив в 1896 поездку на Волгу, написал цикл образов народного дна, близких «босяцким» темам молодого М. Горького. Однако общественная актуальность не сопровождалась большими художественными успехами: к началу 20 в. живопись Маковского становилась все более вялой, тусклой, лишенной прежнего лиризма. Успешно также писал как портретист, работал как книжно-журнальный иллюстратор и педагог (с 1882 преподавал в Училище живописи, ваяния и зодчества, а затем — в Академии художеств).
(текст: http://smallbay.ru/makovsky.html)
Свиданиe
Перед объяснением
"Объяснение"
Две сестры
Посещение бедных
Императрица Мария Фёдоровна
Оправданная
Две матери
На приеме у врача
Беседа. Идеалист и материалист
Первый фрак
Молодая женщина с зеркалом
Мальчик, продающий квас
В приемной у доктора
Девочка с гусями
Вечернее общество
Варка варенья
Под венец
Мать и дочь
В ожидании аудиенции
Литературное чтение
Чудо в Кане
Без хозяина
В жаркий день
В избе лесника
В передней
Выбор приданного
Выговор
Гитарист
Девушки, освещенные солнцем
Дегустатор табака
Друзья-приятели
Дьячек
Игра в бабки
Любители соловьев
Любитель живописи
Молебен на пасхе
Наем прислуги
Не пущу!
Обед
Ожидание
Осужденный
Письмо
Поздравление
Приезд учительницы в деревню
Секрет
Утренний чай
Художник, продающй старые веци татарину