Гуманистический критерий прогресса современного общества
Качество населения определяют:
-средняя продолжительность жизни
-смертность
-здоровье
-уровень образования
-развитие культуры
-права человека
-отношение к природе
Реформа-постепенное преобразование, не затрагивающее функциональных основ.
Революция-коренное изменение почти всех основ общества
Реформы бывают: экономические, политические, социальные
1. По формационному признаку: первобытные, рабовладельческие, феодальные,коммунистическое
2. По уровню развития: Развитые, развивающиеся
3. По стадиям: индустриальное, доиндустриальное(аграрное), постиндустриальное
4. Также по уровню развития выделяют: центр периферия, полупериферия
Доиндустриальное общество.
В экономике до 90% сельское хозяйства
Предпосылки:
В 17 веке зарождается понятие гражданского общества
В 18 веке- промышленная революция в Великобритании
Основные черты:
1. Доля занятых в промышленности до 60 %
2. Урбанизация
3. Всеобщая грамотность
4.Наличие политических прав и свобод
5. рост уровня потребления
Зародилось в начале 60-х годов прошлого века.
1. Снижение доли промышленности
2. Рост сферы услуг и информации до 90%
Ценности постиндустриального общества:
1. Социальные проблемы
2. Безопасность жизни
3. Самореализация
Сравнение стадий |
| ||||
сфера | Доиндустриальное | индустриальное | Постиндустриальное |
| |
Политическая | Преобладает монархия. Отсутствуют политические свободы | Есть политические свободы. Равенство перед законом | Политический плюрализм-разнообразие |
| |
Духовная | Традиционные и религиозные ценности. Устная передача информации | Развитие массовой культуры, вера в науку | Особая роль науки и образования |
| |
Занятость населения | с\х 10-90% | с\х 10% промышл от 60% | с\х неск% услуги – более 60% |
| |
Главный вид экспорта | сырье | сырье | услуги |
| |
Соц. структура | Сословия, классы, низкая соц. мобильность | Классовые деления открытость соц. структур | Рост численности среднего класса.Проф. дифференциация | ||
Общественно- экономическая формация –общество на определенной ступени экономического(историч.) развития, с присущим ему способом производства , экономическим строем и надстройкой.
Надстройка- идеологическое отношение,взгляды, возникновение на основе конкретного экономического базиса и воздействия на нее
Причины смены формации: противоречие между производ. Силы и производ. Отношений. Революция разрушает эти противоречия и приводит к смене формации.
Смыслы:
1. Ступень исторического развития
2. Ступени культуры
3. Стадия в развитии локальных культур
4. Уровень развития региона или этноса
Важнейшие признаки цивилизации:
1. Уровень грамотности
2. Смертность
3. Экология
4. Санитарное состояние городов
Цивилизация определяется:
1. Общностью религий
2. Общностью языка( не всегда)
3. Общностью обычаев и интересов
Сравнение западной и восточной цивилизаций | |||
| Западная | Восточная | |
Отношение к природе | Стремление подчинить | Гармония с природой | |
Личность и общество | Свобода личности ,индивидуализм | Подчинение личности, господство коллективизма | |
Собственность | Частная | Общественная или гос. | |
Власть | Разделение властей | Диктат | |
Глобализация-расширение и углубление взаимосвязи между странами
Причины:
1. Переход от национальной к мировой экономике
2. Переход к информационным технологиям
3. Использование новых коммуникационных технологий: спутниковое тв , интернет, моб. Телефон
Последствия глобализации | |
Положительные | Отрицательные |
Возможность создавать товары там, где дешевле их производство | Насаждение единого стандарта потребления |
Реализация товаров там, где это максимально выгодно | Навязывание определенного образца жизни |
Сближение государств | Препятствие для разития отечественного производства |
Возникновение социального и культурного единства человечества |
|
1) Создание нового мирового порядка
a) Проблема мира, предотвр. Войны
b) Преодоление отсталости бедных стран
2) Результат взаимодействияя человека и природы
a) Экологическая
b) Энергетическая
c) Продовольственная
d) Сырьевая
e) Исп. Мирового океана
f) Освоение космоса
3) Проблема разоружения
a) Мирное разрешение споров с помощью ООН
b) С помощью региональных организаций(ОБСЕ)
c) Принудительные меры в отношении агессора