• Авторизация


Психотерапия на дому 07-01-2011 00:38 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Людмила_Есипова Оригинальное сообщение

Психотерапия на дому

Сколько психологов, столько и методов терапии. Это вполне логично, ведь психология скорее творческое решение своих внутренних проблем, сначала самим психологом, потом его последователями. В тоже время, никто из них ничего уникального не изобрёл, только подмял под себя уже существующее, собрал привлекательное, обобщил, поперчил и посолил своими выстраданными находками и вот, новое течение с претензией на необычность готово. Я не в укор автору, а к тому, что любой человек может сам стать таким же творцом своего вылечивания. Было бы желание. Ниже я приведу основные приёмы и базовые понятия, а потом их можно совмещать с другими продуктами, например, Виилмой, Симороном и т.д.

ТЕОРИЯ

По мнению Линде, автора метода эмоционально-образной терапии, существует 5 основных первичных проблемных ситуаций, на данный момент других вариантов не найдено. Все сложные проблемы, имеющие, казалось бы, множество симптомов и причин, на самом деле сводятся к одному исходному фактору.

Исходная психологическая проблема может быть представлена в виде одной из пяти приводимых ниже схем.

[325x415]
На всех рисунках кружок означает некоторый объект, желаемый или отвергаемый индивидом, вертикальный прямоугольник – преграду, а стрелка – желание индивида, либо негативное давление со стороны объекта на субъекта (что может быть названо и отрицательным желанием субъекта).


***
Приведем примеры часто встречаемых проблем с точки зрения их структуры.

Структурой первого типа (рис.1а) обладают следующие психологические проблемы:

1) невозможность реализовать мечты или амбиции, вследствие их неадекватности или из-за существования психологической преграды;

2) горе, тяжелая потеря, «несчастная» любовь и т.п.;

3) желание изменить прошлое, исправить то, что исправить нельзя, вернуть «прошлогодний снег»;

4) морально запретные сексуальные, агрессивные и другие желания;

5) желание изменить других людей в том или ином их качестве;

6) идеалистические, фантастические, гипертрофированные желания. И другие…

Структурой второго типа (рис. 1б) обладают психологические проблемы:

1) желание избавиться от нежелательного воздействия среды или других людей, от которого нет возможности избавиться, либо есть психологический запрет на избавление;

2) навязчивые мысли и действия, некоторые фобии;

3) чувство вины за содеянное, суицидальные тенденции, переживания прошлого позора, стыда и т.п.;

4) постстрессовые переживания (в результате нападения, катастрофы, теракта, изнасилования и т.п.);

5) желание избавиться от недостатков в соответствии с нереалистическими принципами или стандартами;

6) зависимости разного типа (эмоциональные, наркотические и т.д.). И другие…

Третья схема (рис. 1в) отражает проблему амбивалентности (то есть одновременного стремления к объекту и его отвержения):

1) любовь к ненавидимому, презираемому или отвратительному объекту;

2) желание достижения цели, успеха и страх перед успехом;

3) благодарность и унижение, восхищение и зависть, радость и горе, удовольствие и страх одновременно и т.д.;

4) желание сделать и не сделать, сказать и не сказать, выразить чувства и скрыть их и т.д.;

5) желание победить противника и страх перед ним;

6) стремление к риску, самоубийству, чему-то морально недопустимому. И другие…

Четвертая схема (рис.1 г) соответствует проблеме выбора.

1) желание иметь два несовместимых объекта одновременно, не потерять ни то, ни другое;

2) выбор одного из двух равно привлекательных объектов;

3) незрелость личности, неумение делать выбор и брать ответственность на себя, страх ошибки, нерешительность;

4) рискованный выбор, предопределяющий судьбу, выигрыш или поражение;

5) бегство от одного объекта к другому и обратно, колебания между надеждой и отчаянием и т.п. И другие…

Пятая схема (рис. 1д) соответствует ситуации отсутствия выбора, когда все варианты плохие. Например, жизненная ситуация настолько невыносима, что хочется от нее сбежать, но если это сделать, то будет хуже.

1) субъект живет с невыносимым для него человеком, например, с домашним тираном, психопатом или преступником, но находится от него в зависимости;

2) социальная дезадаптация, которая ведет к аутизму или образу жизни бомжа и т.п.;

3) моральный выбор между преступлением и гибелью;

4) потеря престижа, разорение, другое событие, приведшее к субъективно невыносимому положению, когда любой «выход» грозит еще большими потерями;

5) выбор между самоубийством и позором, подчинением насилию и смертельным риском, и т.п.;

6) выбор между нелюбимым мужем и любимым человеком, с которым невозможно жить по другим причинам и т.п.


Характерным признаком эмоционально-образной терапии является то, что результат происходит в реальном времени, здесь и теперь, а не когда-то в будущем. Правда порой исцеление идет мелкими шагами, с откатами на прежние позиции, очень длительно, по дороге выявляются все новые проблемы… Многие проблемы настолько «въелись» в жизнь и характер личности, что их невозможно так просто «развести». Кроме того, как бы мы не старались проблемы никогда не кончаются и терапией можно заниматься бесконечно, но при этом качество жизни постоянно улучшается, несмотря на то, что проблемы возникают вновь и вновь.

Главное, что бросается в глаза, что в процессе этой терапии человек представляет свои чувства или телесные переживания в виде каких-то совершенно спонтанно созданных образов. Образы он «рассаживает» на пустых стульях и разговаривает с ними, как будто это люди! Он задает вопросы собственным чувствам, которые как будто бы превращаются в реально существующие персонажи, хотя все окружающие понимают, что это только игра воображения. Он пересаживается с одного стула на другой, отождествляется то с одним образом, то с другим и сам отвечает от их имени на вопросы, которые задает сам или кто-то со стороны. Вся эта работа проводится для того, чтобы выявить истинную причину, которую мы понимаем как внутренний конфлик. Эта причина находится в подсознании, и образы помогают разговаривать с этой областью его психического мира, которая недоступна для прямого словесного вмешательства и непрозрачна для его сознания.

После того, как причина выявлена, и человек наглядно представляет себе конфликт эмоций,нужно что-то сделать по отношению к тому или иному образу, или нескольким образам сразу. Например, что-то сказать образу, выразить ему какие-то чувства, отпускать его или наоборот, принимать его как часть собственной личности и т.д. В итоге проблема решается, и нежелательные симптомы исчезают.

Теория пуста без практики, поэтому дальше будут прожёванные примеры сеансов терапии.
Поскольку основные типы образов у нас похожи, то ниже приведу их список, только не надо уж очень прямолинейно к ним относиться. Если складывается что-то своё, значит это своё правильнее.
[300x200]
Словарь образов

Акула – обычно трактуется как образ женской силы и опасной привлекательности или материнской агрессии.

Амфора – образ женственности или женщины.

Антенны (на голове) – инструмент для связи с «космосом», может служить признаком мистических устремлений личности, оригинальности мышления. Но, как и другие внедрения в образ тела механических деталей (в зависимости от дополнительных данных) может служить симптомом психотического нарушения.

Букет – чувствовать себя красивым, полным творческих сил, демонстративность.

Ваза – образ женственности. Красивая ваза – позитивное восприятие своей женственности. Противоположное восприятие – образ дырявого ведра.

Вращающаяся, затягивающая воронка – образ навязчивого страха, затягивающих, лишающих сил влияний. Касается всех проблем, созданных по модели В.Франкла, решается методом парадоксальной интенции.

Вулкан, лава – сильный гнев на кого-то.

Глаз – образ родительского контроля, или божественной мудрости, всеведения (глаз бога Гора, образ Духа Святого).

Гора – амбиции, представлении о высоких достижениях родителей.

Горилла – грозный, опасный и сильный родитель.

Грязь, навоз – какие-то морально отрицаемые или избегаемые чувства, например, сексуальность; может быть – проблемы связанные с анальной стадией развития.

Дельфин – друг или (для девушки) любимый молодой человек.
Дерево – если совмещается с телом или образом Я, то означает непосредственную витальную силу, уверенность. Корни должны совпадать со ступнями и уходить в землю, ствол должен располагаться вдоль ног и позвоночника, крона должна находиться на уровне плеч и головы. Дефекты дерева могут быть связаны с различными проблемами. Может представляться маленький росток (трудности роста), или пень (сильная эмоциональная травма, проблемы с позвоночником), или дерево с объеденными корнями (нет контакта с почвой, устойчивости в жизни), сухая ветка может соответствовать болям в руке и т.д. Образ плодоносящего дерева обычно означает мать. Мощный дуб может означать силу рода, предков.

Дождь – практически однозначно символизирует проливаемые слезы.

Дом, замок – означает семью, родительскую или собственную.

Дорога – жизненный путь личности, перспектива.
Дракон, чудовище – если терзает субъекта в груди, то символизирует его внутреннего ребенка, который был отвергнут родителями или был ими осуждаем. Этот образ может символизировать и гневного родителя.

Дюймовочка – маленькая девочка, униженная, подвергаемая репрессиям.

Еж – образ мужчины, маленький ежик – ребенок мужского пола.

Жаба – человек, к которому субъект испытывает сильную неприязнь, но вынужден с ним общаться.

Железные предметы – соответствуют спазмам и напряжениям в теле. Поэтому желательно совместить их с образом тела, и определить, в каких местах тела они расположены и как ограничивают эмоции и спонтанное поведение клиента. Железные предметы в голове могут обозначать жесткие родительские установки, с помощью которых родители управляли поведением ребенка.

Жемчужина в раковине – невинность или женская душа, драгоценность, которая может быть отдана любимому, яйцеклетка для зачатия ребенка. Может быть – женский половой орган (клитор).

Забор, стена – запреты на контакт с тем, что находится за стеной или забором. Родительские или воображаемые ограничения на чувства и действия.

Замок – родительская семья.

Змея – обычно образ мужчины или фаллоса. Если змея ядовитая, с зубами или удушающая, то мужчина или секс с ним представляются опасными. Могут быть и другие значения.

Золотая энергия (входящая в субъекта, или излучаемая им виде лучей) – позитивные, добрые, радостные и направленные на развитие и процветание чувства.
Иголки – критика или самокритика, обвинения, если они направлены к субъекту. Если направлены вовне, то критика или обвинения по отношению к другим.
Игрушка – часто означает внутреннего ребенка.

Искрящаяся энергия – символ радости.

Кактус – обиды, подавление чувств, сдержанная агрессия, оборонительная позиция.
Камень – обычно образ обиды или спазма в теле. Иногда образ родительских установок (если в голове).

Капкан – человек, который не отпускает субъекта или ему так кажется.

Кинжал, меч – мужчина, который может нанести или нанес любовную рану. Если мужчина видит пронзающие его клинки, то это аутоагрессия, либо страх перед другими мужчинами.

Кит – отец или другой солидный мужчина.

Клубок шерстяных ниток – обычно теплые чувства, накопленные за жизнь с данным человеком.

Клякса – может означать низкую самооценку, безволие. Но клякса может быть нападающей, разъедающей, жгучей, тогда – чувство вины, самонаказание, образ «совести».

Кол – опять же мужчина, который, например, «застрял» в сердце.

Колба – ограничения в развитии ребенка, ограничения на выражение чувств или действий.

Колонна – фаллический символ, скорее всего, символизирует отца.

Колючая проволока – образ сдержанной агрессии (клубок колючей проволоки в солнечном сплетении) или жестокого ограничения свободы, возможно и того и другого вместе.

Комок – спазм, сдерживающий какие-то чувства, которые необходимо выпустить. Стоит рассмотреть, что находится внутри комка.

Конь, лошадь – может означать мощную и свободную сексуальность, может быть свободные чувства, движение, вдохновение, если это Пегас. Трактовка зависит от контекста.

Корабль – плывущий вперед, стремящийся к цели человек. Затонувший корабль – погибшие надежды, депрессивные мотивы из прошлого.

Король – образ отца (или своего отцовского состояния), пользующегося любовью и авторитетом.

Королева – тоже самое, но для матери.

Красная машина – образ женской сексуальности. Если, например, женщина видит красную машину с открытым верхом, но никак не может в нее сесть, чтобы куда-то ехать, то это означает, что у нее есть серьезные препятствия для реализации сексуальных желаний.

Красные туфельки – также образ женской сексуальности.

Кристалл – спрессованные чувства. Красный кристалл может превратиться в розовое платье, то есть женственность.

Лаз, узкий проход – родовые пути.

Лиана – женщина, обвивающая мужчину (ствол дерева), или образ паразитарной личности, удушающей в объятиях индивида, или образ энергетических каналов, обвивающих позвоночник. Трактовка зависит от выполняемой образом задачи.

Лягушка – образ женщины или женских половых органов.

Маленькое животное – образ внутреннего ребенка. Это может быть зайчик, медвежонок, котенок, иногда плюшевая игрушка. Игрушка, конечно, может быть и воспоминанием из детства.

Маниакальный преследователь (обычно во сне) – если не было реального нападения, то это образ собственного непреодолимого влечения к кому-то, к кому оно запрещено (к отцу, например, со стороны дочери). Нужно представить себя снова в этой ситуации, но не бежать, а подождать пока преследователь подойдет, и взглянуть ему в лицо, открытие может удивить вас.

Медуза – образ слабого, неуверенного, безвольного человека или такой же части личности.

Мешок – если субъект несет его на плечах, то это чувство долга. Если он сам сидит в мешке, то это может быть образом материнской утробы.

Могила – либо образ депрессии, похороненных чувств, либо суицидальных тенденций, либо чьей-то могилы, кто очень значим для субъекта.

Молния – образ гнева, наказания или энергии.

Море – образ женственности и бессознательного. Купаться в теплом море – означает комфортное мироощущение, предаваться любви. Исследовать глубины моря – стремиться к самопознанию.

Муравьи – толпа людей. Недаром говорят: «Столько людей! Снуют как муравьи!»

Мячик – обычно обозначает радостного, подвижного ребенка.

Обруч – если стискивает какую-то часть тела, то образ спазма и подавления каких-то чувств или действий.

Огонь – если красный и жгучий, то это образ гнева. Если это согревающий и приятный огонь, голубоватый или другого приятного цвета, то это образ внутреннего ощущения тепла, хорошей энергии.

Осьминог – обычно образ мужчины, который сковывает, сдавливает субъекта, ограничивает его действия.

Паук – образ мужчины, обычно того, который опутывает, не отпускает.

Пещера – обычно образ материнской утробы, эмоциональной зависимости от матери.

Пираты – непослушные дети, обычно мальчики.

Плита – (часто) давит на грудь. Запреты на выражение чувств, подавление души, эмоций. Запрет на самостоятельность, личностный рост, на жизнь. Образное выражение депрессии.

Поезд (уезжающий) – страх расставания, потери, смерти близкого человека.

Птеродактиль – фаллос.

Птица – образ души, свободы, способности к духовным достижениям, самореализации.

Пустота – образ вытесненных чувств или смысла жизни, какой-то потери, одиночества.

Пустыня – символ одиночества, отсутствия энергии и «питающих» чувств, материнской любви.

Радуга – радость, возвышенные чувства.

Раковина – женственность, красная раковина – сексуально возбужденная женщина.

Река, ручей– образ энергии, текущей по телу, с другой стороны материнской любви, может отражать оральные проблемы.

Рога – образ упрямства, но могут служить и фаллическим символом и символом унижения, в зависимости от контекста.

Роза – образ сердца или любви.

Розовое платье – образ женственности.

Ртуть – образ живых и сильных чувств, свободы и непосредственности, подвижности.

Салют – радость, успех, восторг, праздник.

Сидеть в яйце – находиться в утробе матери.

Синий шар – образ сердца, души; воздушный шарик на ниточке – образ чужой души, с которой связан.

Скала – образ родителя, твердо стоящего на своих принципах, давящего на субъекта, либо возвышающегося над ним.

Слон – образ отца или сильного мужчины.

Снег, лед, сосулька – замороженные слезы или другие чувства.

Собака – образ друга или, если щенок, внутреннего ребенка. Если кусачая, лающая собака – знакомый человек, ругающий вас, нападающий на вас с обвинениями.

Солнце – родительская любовь, солнышко – радостный ребенок.

Сочные большие фрукты – аналог женской груди.

Стекло – прозрачный запрет, контроль над собой, контроль со стороны другого лица.

Стена, забор – запреты на реализацию каких-то намерений, самоограничения, родительские предписания.

Студень – образ страшащейся или тревожащейся части личности.

Сумочка - образ женской сексуальности.

Сундук с сокровищами – если на дне моря, в земле и т.д., то утраченные или забытые чувства, желания, возможности, ресурсы личности. Если он в данный момент является достоянием субъекта, то это его чувства, которыми он мог бы кого-то одарить. Часто – чувства, служащие украшению и обогащению женственности.

Сучок, коряга – может быть фаллическим символом, но может означать спазм, подавление некоторых чувств и действий, а также субъективное ощущение своей некрасивости.

Тарелка – символизирует душу, обычно должна располагаться в середине груди. Треснутая тарелка – разбитая душа. Целая, золотая или белая, светящаяся – здоровая, счастливая душа.

Тиски – спазм, сильные ограничения на те или иные проявления личности, безвыходное положение.

Топор – образ мужской агрессии.

Трава – зеленая, сочная трава означает непосредственную радость жизни, эмоциональное благополучие. Выжженная трава означает отсутствие радости, психологическую травму.

Трясина – образ кого-то, кто держит субъекта, не дает ему двигаться, действовать самостоятельно.

Тучи, облака, туман – невыплаканные слезы, подавленное горе.

Тюрьма – самоограничения, трудности в контактах с людьми, депрессивность.

Узкий лаз – родовые пути, может быть, были трудные роды.

Цветы – открытые чувства, энергетические центры.

Черная область в теле – обычно образ спазма, туда не течет энергия.

Черная увядшая роза – образ погибшей любви.

Черное пятно, чернота – обычно образ депрессии или психологического давления, образ негативных чувств, ненависти.

Черный каменный куб – жесткие, подавляющие моральные догмы.

Чертенок – образ внутреннего ребенка (проказливого), которого ограничивали или осуждали родители.

Шар – обычно образ энергетического центра, души, сердца или солнечного сплетения. Это в том случае, если он светящийся, прозрачный, легкий, дающий энергию. Если шар каменный или железный, то он может означать обиды, сдержанные чувства, родительскую власть над ребенком.

Щит, панцирь – защиты, мышечные спазмы, запреты на те или иные чувства, действия. Причем щит защищает от внешних воздействий, а панцирь – от проявления собственных чувств, блокирует общение.

Повторю еще раз, что, пользуясь любым словарем образов, не следует соблазняться одной лишь прямолинейной трактовкой.


Автор тут пасётся.
http://emotion-image.ru/
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Психотерапия на дому | rinaraduga - Дневник rinaraduga | Лента друзей rinaraduga / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»