• Авторизация


Свято-Троицкая Сергиева Лавра 03-11-2010 16:07 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Монастырь
(часть 2.)

На север от скита за прудом находится пещерные кельи с двумя храмами. Основателем их был известный в Москве в шестидесятых и семидесятых годах прошлого столетия юродивый Филиппушка (Филипп Андреевич Хорев, из крестьян Владимирской губернии, Вязниковского уезда, деревни Стрянковой), в схиме — Филарет, погребенный в скиту; над пещерами построен в виде чехла величественный пятиглавый храм в русском стиле XVII века и освящен в 1894 году в честь чудотворной Черниговской — Ильинской иконы Божией Матери. Эта святая икона, написанная в XVIII веке на полотне и представляющая собою точный список, в несколько большем размере, с Ильинской — Черниговской иконы, была получена в благословение от одного инока Свято-Троицкой Сергиевой лавры священником Хотьковского монастыря Иоанном Алексеевым; первоначально она находилась в его доме, где перед нею с особым усердием молилась проживающая там некоторое время после смерти своего отца девица Александра Григорьевна Филиппова, которой затем в 1826 году святая икона и была получена от отца Иоанна, а 1852 году передана ею в Гефсиманский скит, где святая икона, находящаяся в левой стороне иконостаса нижней пещерной церкви Архангела Михаила, вскоре и прославилась чудотворениями, красноречивыми свидетелями чего являются драгоценные украшения ее облагодетельствованными благодатною помощью Богородицы по молитвам перед этой святой иконой; первое чудо исцеления, по молитве перед нею, тяжко больной женщины совершилось 1 сентября 1869 года; празднование в честь этой иконы совершается 1 сентября и 16 апреля. Ежегодно в день храмового праздника, 17 августа, в скиту совершается, по подобию утрени Великой субботы, особая служба, именуемая «Похвалы, или священное последование на святое преставление Пресвятой Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии», следующим образом. — Во время пения «Бог Господь» предстоятель, неся образ Успения Божией Матери, исходит, вместе с служащими ему, из алтаря на середину храма и полагает образ на аналогии; затем раздаются свечи, и предстоятель кадит образ при пении особых тропарей:«Благообразных ученик лик ныне Божественный», «Егда снизшла еси к смерти», «Священным учеником, в Гефсиманию тело Матере Божия носящым» (каковые тропари составлены по подобию тропарей Великой субботы: «Благообразный Иосиф», «Егда снизшел еси», «Мироносицам женам»); после этого канонархом возглашается на глас 5-й: «Благославен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим» и читается 17-я кафизма («Блажени непорочнии) и разделенные на две статии «Похвалы» (составленные по образцу «Похвал» утрени Великой субботы); по окончании 17-й кафизмы и «Похвал», поются на 5-й глас с припевом: «Благославенная Владычице, просвети мя светом Сына Твоего», особые тропари (составленные по подобию воскресных тропарей: «Ангельский собор удивися»); при пении этих тропарей совершается двумя диаконами каждение, затем произносится малая ектения, а далее следуют: возглас («Яко Тя хвалят вся силы небесныя»), 4-й антифон, чтение Евангелия и прочее последование утрени. Женщины допускаются в скит только раз в год — накануне и в день храмового праздника (16 и 17 августа). К скиту приписаны:

а) Боголюбивая киновия, устроенная для погребения Лаврской братии в 1858 году;
б) Параклита, пустынь, в 5 верстах от скита, основанная в 1861 году.

При ските имеется богадельня имени митрополита Филарета и больница. В 10 верстах от Лавры находится старинная часовня, сооруженная на том месте, где некогда святой Стефан Пермский, проходя мимо обители преподобного Сергия, сделал последнему заочный поклон, на который в свою очередь ответил тем же и великий Радонежский игумен, духовно прозревший близость святого Стефана (см. 26 апреля). Около часовни открыта в 1901 году на средства Лавры церковно-приходская школа для детей деревень Рязанцева и Кутузова. Скиту также принадлежит в Москве часовня во имя преподобного Сергия у Ильинских ворот.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».

[показать]

 

[показать]

Уезжая из города мы взглянули на Лавру с другой стороны, непарадной.

 

[показать]

 

[показать]

 

С сайта Александра Шурыгина

http://zhurnal.lib.ru/s/shurygin_a_i/lavra.shtml

ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА
(Фотоочерк)

  Поехать в подмосковный Сергиев Посад, славный своей Троице-Сергиевой лаврой, я решил электропоездом с Ярославского вокзала. Несколько беспокоило, правда, то, что этот только ещё начинающийся субботний солнечный июльский день мог оказаться для поездки не совсем удобным, так как именно по субботам масса дачников устремляется на свои загородные участки, переполняя вагоны электричек. А день, судя по всему, обещал быть жарким и душным, и не сулил ничего доброго в переполненном поезде.
  Но тревоги мои были напрасными. Оказалось, что поезда в направлении Сергиева Посада шли с совсем небольшими интервалами, наверное, с учётом того, что в Лавру в это время направляется масса туристов, паломников и просто желающих увидеть известнейший российский монастырь. В вагоне поэтому было довольно просторно, а сама поездка оказалась приятной и довольно интересной. Ведь Ярославское направление является одним из самых впечатляющих на Московской железной дороге с точки зрения живописности видов и картин, открывающихся за окнами вагона.
  В это лето, богатое дождями и грозами, свежими и словно умытыми выглядели уходившие куда-то вдаль леса и перелески, богатым цветным ковром расстилались ещё не скошенные травы на лугах, лужайках и опушках леса. Проплывали за окнами обновлённые в последние годы и ставшие симпатичными станционные здания, платформы, полустанки, жилые и дачные посёлки. И вновь красота лесов, полей и цветущих лугов...
  Не столь уж долго довелось любоваться этими яркими, словно бы сошедшими с живописных полотен картинами. Через час с небольшим - Сергиев Посад, а от вокзального здания до Лавры, как оказалось, всего лишь 25-30 минут ходьбы неспешным, прогулочным шагом.
  Небольшая улочка, проходящая поблизости от вокзальной площади и во многом сохранившая ещё следы самобытности старого Сергиева Посада, вскоре и совершенно неожиданно вывела меня на смотровую площадку, с которой открывается живописный панорамный вид на Троице-Сергиеву лавру. Снимком, сделанным отсюда, со смотровой площадки, я и хочу начать эту фотоэкскурсию.
  

[показать]
  Между холмом, на котором расположена смотровая площадка, и холмом со старорусским названием Маковец, на котором находится Лавра, лежит неширокая долина, по которой протекает речушка Канчура. По пути к лавре, за мостиком, соединяющим её берега - часовня над Пятницким колодцем, Здесь можно испить прохладной, вкусной и, как считается, целебной воды. Отсюда же открывается вид на Введенскую церковь - одну из двух церквей, находящихся на так называемом Подоле, невдалеке от Лавры, у подножия холма Маковец.
  

[показать]
  Это место на берегу Канчуры привлекает к себе не только жаждущих испить свежей воды из колодца, но и живописцев, фотографов-любителей, да и просто ценителей неброской, и в то же время впечатляющей природной и сотворённой руками человека красоты.
  

[468x600]
  Отсюда до Лавры уже совсем недалеко - всего лишь три-четыре сотни метров до Красногорской площади, И вот уже перед нами, по ту сторону площади, восточная монастырская стена со Святыми воротами - главным входом в Лавру. Справа от Святых ворот возвышаются над стеной купола Успенского собора, слева - верхний ярус трапезной церкви Сергия Радонежского, которая входит в комплекс здания Трапезной палаты. Непосредственно за Святыми воротами, почти примыкая к ним, просматривается часть надвратной церкви Рождества Иоанна Предтечи.
  

[показать]
  Святые ворота, при взгляде на них со стороны Красногорской площади (как и находящиеся справа от них Успенские ворота, используемые сейчас для въезда и выезда транспорта), очень органично вписываются во внешний вид монастырской стены, ничем не выделяясь и не нарушая его. Но уже при входе в Святые ворота приятно удивляет и впечатляет их богатое внутреннее оформление и красота. Столь же красиво расписаны и ворота, находящиеся вслед за ними и удалённые от них вглубь всего на десяток с небольшим метров, которые устроены в нижнем ярусе надвратной церкви Рождества Иоанна Предтечи. Эта пара ворот, сливающаяся словно бы в единое целое, уже при входе в Лавру создает настроение торжественности и приподнятости, не исчезающее затем во всё время пребывания в ней.
  

[показать]
  От входа в Лавру одна из дорожек ведёт нас прямо к Соборной площади, оставляя справа Успенский собор (к нему мы ещё вернёмся). Впереди в перспективе открывается вид на находящийся в дальнем конце площади Казначейский корпус.
  

[показать]
  На этом пути к Соборной площади нельзя не обратить внимание на остающеесяся несколько в стороне, слева, великолепное здание монастырской Трапезной палаты с церковью Сергия Радонежского (верхний ярус этой церкви мы уже видели с Красногорской площади). Палата и церковь снаружи и внутри пышно декорированы белокаменной резьбой, лепниной, цветной росписью. На очередном снимке - внешний вид части Трапезной палаты.
  

[показать]
  Ну, а мы продолжаем двигаться по центральной дорожке, оставляя справа Успенский собор, а слева - Трапезную палату, и через минуту-две выходим на Соборную площадь. Она и находящиеся на ней здания являются композиционным центром Лавры, здесь расположены её лучшие духовные и архитектурные памятники.
  Основной из них, конечно, белокаменный Троицкий собор. Он не самый большой из здешних храмов, но именно он является главным соборным храмом Лавры. Это первое каменное церковное здание на её территории (построен в 1422 г.). Здесь хранятся мощи Сергия Радонежского. Над иконостасом собора работали Андрей Рублёв и Даниил Чёрный, для этого иконостаса Рублёвым была написана икона "Святая Троица" (сейчас икона находится в Третьяковской галерее, а иконостас украшает её великолепная копия). Внутренние стены собора расписаны фресками.
  С юга к собору вплотную примыкает Никоновская церковь, названная так по имени Никона, ученика и преемника Сергия. Эти два храма - на очередной фотографии.
  

[показать]
  С юго-западной стороны к Троицкому собору и Никоновской церкви примыкает так называемая Серапионова палатка, возведённая над гробом Серапиона, архиепископа Новгородского. На её месте в годы основания монастыря находилась келья Сергия Радонежского.
  

[показать]
  И ещё один вид со стороны Соборной площади на Троицкий собор, но теперь уже на северный его фасад. Именно с этой стороны находится вход в храм. У входа (в правом его приделе) всегда небольшая очередь верующих, желающих прикоснуться к мощам Сергия Радонежского. Справа на этом фото - Казначейский корпус.

[показать]
  Самым заметным, самым крупным и величественным храмом Лавры является, несомненно, пятиглавый собор Успения Божией Матери (Успенский собор). Строительство его было начато при Иване Грозном в 1559 году, а завершено уже при Фёдоре Иоанновиче. Рядом с собором, с его юго-западной стороны - колодец, выкопанный, по преданию, самим Сергием. Над колодцем в конце XVII века была сооружена красивая часовня (Надкладезная часовня). Вода из колодца поступает к кресту и водосвятной чаше, находящимся под ажурной сенью (беседкой) невдалеке от него, в центре Соборной площади.
  Два последующих снимка - виды Успенского собора. Первый из них - вид на собор и колокольню с северо-восточной стороны. Второй - вид с Соборной площади. На нём перед собором в правой его части - надкладезная часовня, ближе к переднему плану - сень над водосвятной чашей.
  

[показать]

[показать]
  А вот так выглядят сень, водосвятная чаша и крест при съёмке их более крупными планами.
  

[показать]

[показать]
  У западной стены Успенского собора - усыпальница Годуновых. Здесь похоронены Борис Годунов и его семейство.
  

[показать]
  Ещё одна известная достопримечательность Лавры - находящаяся на Соборной площади Свято-Духовская церковь. Это второе после Троицкого собора каменное (кирпичное) здание, сооруженное здесь. Построена она в 1476-1477г.г. псковскими мастерами "иже под колоколы", т.е в этой церкви соединены в одном здании собственно церковь и колокольня, расположенная под куполом храма. Здесь погребён митрополит Филарет, один из самых известных иерархов русской православной церкви. Духовская церковь, снятая на фоне Успенского собора - на очередном снимке.
  

[532x600]
  Вблизи от Духовской церкви, почти примыкая к Трапезной палате, находится небольшая красивая Михеевская церковь, выросшая в 1734 году над местом погребения Михея Радонежского.
  

[514x600]
  На следующем снимке - уголок юго-западной части Лавры с расположенными здесь Митрополичьими покоями, красивым двухэтажным светло-зелёным зданием. Слева от него - торцовая часть Трапезной палаты.
  

[показать]
  И ещё один снимок этой части монастыря с видом на угловую Водяную башню монастырской стены (своё имя она получила от названия Водяных ворот, расположенных на снимке в стене слева от неё). Сейчас в башне располагается популярный магазин Издательского отдела Лавры. Справа на этом фото - один из нескольких братских корпусов.
  

[показать]
  На очередном снимке - вид с Соборной площади на другую, северо-западную часть монастырской территории с церковью иконы Смоленской Божьей Матери (справа), комплексом Больничных палат с шатровой церковью Зосимы и Савватия Соловецких (слева). В центре снимка - одна из башен монастырской стены.
  

[показать]
  И ещё два снимка - более детальное фото Смоленской и шатровой церквей, и часть декора Смоленской церкви. Здание Смоленской церкви (церкви Одигитрии) изящно и оригинально по своему виду, выполнено в стиле "елизаветинского барокко". Построена она в 1746-1748 г.г. на средства графа А.Г.Разумовского (предание связывает её возведение с тайным браком императрицы Елизаветы с Разумовским).
  

[414x600]

[показать]
  Особых слов в конце этой небольшой фотоэкскурсии заслуживает 5-ярусная 88-метровая монастырская колокольня. Её строили 28 лет и завершили строительство в 1769 году. Она украшена множеством орнаментов, венчается золотым верхом в виде царского головного убора, над которым воздвигнут крест. Царь-колокол этой колокольни весит 4000 пудов. Рядом с колокольней - обелиск "Слава монастыря", установленный в 1792 году, рассказывающий о выдающихся заслугах монастыря в объединении русских земель, в освобождении Руси от польско-литовского нашествия, в победе на Куликовом поле - заслугах, которые послужили основанием для переименования в 1744 году Троице-Сергиева монастыря в Троице-Сергиеву лавру.
  

[показать]
  Настало время, когда пришлось покинуть территорию обители. На выходе - вновь арка надвратной церкви Рождества Иоанна Предтечи, но в отличие от первого её фото, представленного в начале статьи и сделанного при входе в монастырь, на очередном снимке - вид арки с внутренней, монастырской территории.

[показать]
  Возвращался я домой той же дорогой. По пути сделал на память ещё один панорамный снимок Лавры.
  

[показать]
  Этот снимок Лавры, так же, как и фотография, сделанная утором со смотровой площадки,возбудил во мне память о старинном фото Троице-Сергиевой обители. Возвратившись домой, я разыскал в Интернете запомнившийся мне фотоснимок и привожу его здесь как заключение рассказа об интересной и оставившей глубокие впечатления поездке в эту всемирно известную и самую почитаемую общерусскую святыню.
  

[показать]
  P.S. Посмотрите также фотоочерки "Николо-Угрешский монастырь", "Давидова пустынь", "В Саввино-Сторожевском, близ Звенигорода", "Новый Иерусалим в Подмосковье", "Второ-Афонский, на Пятигорье", "Спасо-Андроников, у Рогожской заставы", "Новодевичий монастырь.Фотографии", "Неупиваемая чаша", "Четыре времени года",
  Июль, 2008 г.

 



 
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Свято-Троицкая Сергиева Лавра | Diary_Avenir - Diary_Avenir | Лента друзей Diary_Avenir / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»