| |
Воскресенский Ново-Иерусалимский Монастырь
город Истра Московская область
[показать]
1 апреля 2010 года Страстная неделя. Чистый четверг. Мы с Николай Николаевичем ознаменовали посещением Новоиерусалимского монастыря. Это наше четвертое посещение подмосковных монастырей: ранее мы уже посетили Иосифо-Волоцкий под Волоколамском, Лавру в Сергиевом посаде, Спасо-Бородинский Бородино.
Поездку мы начали с посещения Истринского водохранилища, места, где построены ВИП-дачи. Красивые места!.
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
Отсюда мы двинулись к монастырю.
Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. В 1656 году ставший за шесть лет до этого патриархом и только что начавший церковную реформу Никон распорядился о строительстве нового монастыря. Вполне в духе господствовавшей идеологии "Москва — Третий Рим", монастырь должен был стать религиозным центром всего православного мира. По замыслу, он должен был копировать сооружения Святой Земли (и называться Новый Иерусалим), а главный собор — храм Гроба Господня в Иерусалиме.
Реку Истру переименовали в Иордан (Иордань). Также окрестные холмы и деревни получили новые, библейские, названия, как то Вифания, горы Фавор и Елеон, поток Кедрон. Для пущего сходства, в Палестину был командирован монах Арсений Суханов, который произвел обмеры и составил чертежи храмов.
Масштабы Нового Иерусалима были намеренно уменьшены по сравнению с Иерусалимом настоящим, так что монастырь представлял собой именно образ Святой Земли, а не попытку ее собой заменить.
В 1658 году на насыпанном холме в излучине Истры началось строительство собора. Сам Никон в 1658 году из-за явных разногласий с царем Алексеем Михайловичем объявил, что слагает с себя патриарший сан, и до 1664 года жил в скиту в Новоиерусалимском монастыре.
Затем он все же вернулся в Москву, где в 1666 году был лишен сана и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь. Уже при новом царе, Федоре Алексеевиче, он смог получить разрешение вернуться в Новый Иерусалим, но умер по дороге. Никон был похоронен в Новоиерусалимском монастыре.
Жизнь монастыря после смерти Никона
После опалы и смерти Никона монастырь не был заброшен. Напротив того, строительство в 1678 году было возобновлено. В конце XVII века деревянную монастырскую ограду заменили на каменную стену с башнями и надвратной церковью. Перестройка велась по проекту одного из самых знаменитых русских зодчих Якова Григорьевича Бухвостова.
Традиция привлекать к строительству монастыря лучших архитекторов впоследствии была продолжена — так, когда в 1723 году обрушился шатер над часовней Гроба Господня, его восстановлением занялся Франческо Бартоломео Расстрелли. В позднейших перестройках участвовали Матвей Федорович Казаков, Андрей Никифорович Воронихин и Константин Андреевич Тон.
Монастырь при Петре
Уже в правление Петра, В 1698 году у стен монастыря произошло сражение между восставшими стрелецкими войсками и верными правительству частями под руководством генералиссимуса Алексея Шеина. Стрельцы были разгромлены и большая их часть позже казнена, что открыло дорогу петровским реформам. Как раз при Петре в первой половине XVIII века монастырь пережил упадок — именно тогда обрушился шатер, но позже постепенно превратился во влиятельный религиозный и культурный центр. Он обладал одной из богатейших в стране библиотек.
Практически все известные нам фигуры русской истории и культуры второй половины XVIII и первой половины XIX века побывали тут как паломники. После революции монастырь был закрыт и в 1921 году превращен в музей. Во время трехнедельной оккупации в 1941 году музей был разграблен, а монастырь взорван — разрушены башни и колокольня, сильно поврежден собор.
Сейчас Новоиерусалимский монастырь практически весь (кроме колокольни и внутреннего убранства собора) восстановлен, а с 1994 года является действующим.
Воскресенский собор
В центре монастыря находится Воскресенский собор, который строился с 1658 по 1685 год. Его планировка довольно точно соответствует прототипу — храму Гроба Господня в Иерусалиме. Внутренняя и внешняя отделка, придуманные лично Никоном, наоборот, совершенно другие. Сам собор представляет из себя крестово-купольный одноглавый храм.
С запада к собору пристроена часовня Гроба Господня с огромным шатром (высотой 18 метров). Ничего похожего в русской архитектуре не существует.
В северной части храма — Успенская церковь (действующая), в которой находится ладонь великомученицы Татьяны — главная святыня монастыря.
С юга когда-то была колокольня, так и не восстановленная после войны. Наконец, с востока пристроена полуподземная церковь Константина и Елены. Весь комплекс богато украшен изразцами. В соборе даже был единственный в России полностью изразцовый иконостас, из десяти панелей которого сохранились семь.
Строения монастыря
Большая часть строений монастыря была возведена в короткий период в конце XVII века. С западной стороны от собора стоят в ряд Больничные палаты (1698), Трапезные палаты с церковью Рождества Христова (1686-1692, символизирует Вифлеем) и палаты архимандрита (1750). Углом к ним вдоль северо-восточной стены построены дворец царевны Татьяны Михайловны (конец XVII века) и братский корпус.
Рядом — Кузнечные палаты (1690-1694). Ограда монастыря была построена в 1690-1694 годах (архитектор Яков Григорьевич Бухвостов) и включает восемь башен — Гефсиманская, Сионская, Давидов Дом, Елизаветинская надвратная (только такой в Иерусалиме не было), Иноплеменничья, Варуха, Ефремова, Дамасская. Бухвостов построил также святые ворота с надвратной Входоиерусалимской церковью (1694-1697), к которым примыкают Наместничьи и Караульные палаты.
За Елизаветинскими воротами монастыря находится Гефсиманский сад. Собственно, сада там давно нет, сейчас это просто парк в излучине реки Истры.
Когда-то в саду были протоки (остатки от них еще заметны), которые образовывали остров. На этом острове, примерно в трехстах метрах от монастырской стены, жил патриарх Никон во время своего шестилетнего пребывания в монастыре.
Скит патриарха Никона (1658) сохранился до сих пор. Это четырехэтажное здание, в котором размещались две церкви (на первом и последнем этажах), хозяйственные помещения, кельи, в том числе келья самого Никона (на последнем этаже, рядом с церковью). Кроме очевидного исторического значения, скит еще и представляет собой редкий пример жилого дома XVII века.
НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ В ПОДМОСКОВЬЕ (фотоочерк)
с сайта Александра Шурыгина http://world.lib.ru/s/shurygin_a_i/newierusalem.shtml
Рассказать о своём знакомстве с Новоиерусалимским монастырём я попытаюсь языком фотографий. И всё же очень небольшое текстовое введение к этому фоторассказу необходимо. Однако, сделать его кратким и, в то же время, хоть сколько-нибудь полным очень тяжело - настолько интересна и насыщена необычными, а порой и драматическими событиями история обители. Не обессудьте, поэтому, за чрезвычайную конспективность этого введения, ведь в русскоязычном Интернете можно найти огромную массу публикаций об истории и современной жизни монастыря. Идея основания монастыря как Нового Иерусалима принадлежала патриарху Никону (по другим сведениям - Алексею Михайловичу Романову, сподвижником которого некоторое время был Никон). Смысл этой идеи - создать в России, которая после падения Византии претендовала на то, чтобы стать центром православного мира, монастырь как образ (образ, но не копию!) сооружений Святой земли и её главного собора - Иерусалимского храма Гроба Господня. Строительство монастыря было начато в 1658 году и завершено, в основном, в 1685 году. Его композиционным и смысловым центром стал Воскресенский собор, выполненный в едином комплексе с ротондой-пантеоном и подземной церковью Константина и Елены. По своей внутренней планировке Воскресенский собор является фактической копией Иерусалимского храма Гроба Господня. Отличается он от последнего лишь внутренней и внешней отделкой и своими куполами, которые выполнены в духе русских православных традиций. В декабре 1941 года германские войска при отступлении от Москвы (в монастыре они пробыли около трёх недель) взорвали все значимые монастырские здания и строения, в том числе Воскресенский собор с колокольней, башни крепостных стен, Входоиерусалимскую надвратную церковь и др. Восстановительные работы реально начались уже в январе 1942 года, а в конце 40-х годов строители приступили к полной реконструкции монастыря. Сейчас из крупных сооружений остается не восстановленной лишь 7-ярусная колокольня. Ну а далее - слово фотографиям.
**** На первом снимке - вид на композиционный центр монастыря и его основную достопримечательность - соборный комплекс, включающий в себя Воскресенский собор с подземной церковью Константина и Елены и ротонду-пантеон над часовней с образом Гроба Господня. Вид этот открывается при входе в обитель с восточной стороны, от главных монастырских ворот.
[показать] А вот как выглядел этот комплекс в XIX веке (фото с литографии Л.П.А.Бишебуа, автора нескольких известных художественных композиций, выполненных в Москве, Подмосковье и в Санкт-Петербурге). В отличие от предшествующей фотографии, на литографии с южной стороны собора - 7-ярусная колокольня, возведённая в 1660-е годы и взорванная, как уже указывалось, германскими войсками в декабре 1941 года.
[показать] На следующих двух фото - Воскресенский собор, снятый в разных ракурсах, позволяющих увидеть и рассмотреть более подробно внешний вид подземной церкви, а также ротонду-пантеон.
[показать]
[показать] Последняя из вышеприведенных фотографий (с ротондой-пантеоном на переднем плане) сделана с галереи над монастырской стеной. На этом снимке на заднем плане - надвратная Входоиерусалимская церковь, возведённая при строительстве восточной части стены над Святыми воротами. Монастырская стена - самостоятельный архитектурный памятник. Построена она была из камня в духе древнерусских крепостных традиций, имееет толщину 3 метра и высоту 9 метров. Над стенами - крытая галерея и восемь башен, семь из которых названы по именам городских ворот древнего Иерусалима - Дамасская, Гефсиманская, Сионская, Давидов дом, Баруха, Ефремова, Иноплеменничья. Восьмая башня - Елизаветинская надвратная, была построена гораздо позднее, над западными входными Елизаветинскими воротами, сооруженными по указанию императрицы Елизаветы Петровны. Вели эти ворота с территории монастыря в парк, называвшийся Гефсиманским садом , и к реке Истре (Иордану). На очередном фото - вид на северную часть монастырской стены с Ефремовой башней и башней Варуха, а также часть территории обители с одним из братских корпусов.
[показать] Следующее фото - вид на Сионскую башню с внешней территории, со склона холма, на котором возведён Новый Иерусалим и по которому пролегает пешеходная дорожка, ведущая к монастырю от ближайшей ж.д. станции.
[показать] Вдоль западной части монастырской стены, за Воскресенским собором - здания бывших больничных палат, трапезные палаты с трапезной церковью Рождества Христова и палаты архимандрита.
[показать]
[показать] Меж двух братских корпусов для монашествующих разместилось ладно и крепко скроенное здание - палаты царевны Татьяны Михайловны (сестры царя Алексея Михайловича).
[показать] В северном приделе Воскресенского собора находится ещё одна из монастырских церквей - очень красивая, выполненная в стиле барокко действующая Успенская церковь. В этой церкви находится главная святыня монастыря - рака с дланью святой великомученицы Татьяны.
[показать] Перед тем, как закончить этот небольшой фоторассказ, я хочу вновь обратиться к монастырской колокольне, единственному сооружению, оставшемуся не восстановленным после её разрушения в 1941 году. На очередном снимке - вид на Воскресенский собор с южной стороны. Хорошо видно место, где колокольня примыкала к собору. Это место остаётся неотреставрированным, а в нижней его части видны строительные леса, укрытые зелёной сеткой, скрывающей руины первого яруса колокольни. Значит будет она всё-таки восстановлена!!
[показать] После разрушения колокольни из пятнадцати её колоколов остались целыми только два. Один из них, именуемый "Трёхсвятительский", весом 100 пудов, установлен здесь же, в монастыре на небольшой звоннице и хорошо виден на предыдущем снимке. А вот его фото, сделанное более крупным планом.
[показать] В заключение хочу рассказать, что к монастырю я пришел пешком от подмосковной ж.д. станции Новоиерусалимская Рижского направления. Приятная и недалёкая получилась прогулка, занявшая всего около 20-25 минут. Монастырские купола открылись издалека - живописная картина на фоне зеленых рощ и буйства цветущих июньских трав. Вот пара снимков, сделанных на этом пути к монастырю. На втором из них - подвесной мост через реку Истра.
[показать]
[показать] Я уже говорил, что невозможно в кратком фотоочерке рассказать даже малую толику богатейшей и интереснейшей истории этой обители. Побывайте здесь, познакомьтесь с ней, и вы не пожалеете об этом. Сейчас на её территории сосуществуют мужской монастырь и Государственный историко-архитектурный и художественный музей "Новый Иерусалим". Доступные каждому экскурсии в выходные дни следуют здесь одна за другой. P.S. Приглашаю посмотреть также фотоочерки "Николо-Угрешский монастырь", "Давидова пустынь", "В Саввино-Сторожевском, близ Звенигорода", "Троице-Сергиева лавра", "Второ-Афонский, на Пятигорье", "Спасо-Андроников, у Рогожской заставы", "Неупиваемая чаша", "Четыре времени года",
И вновь нас встретила красота куполов и великолепие храмов.
[показать]
[показать]
Пушки перед входом в монастырь.
[показать]
[показать]
За моей спиной подземная церковь и Воскресенский Собор Гроба Господня.
[показать]
[показать]
[показать]
Мы зашли в Собор, было немноголюдно.
[показать]
[показать]
Обошли территорию, любуясь лепниной, куполами.
Зашли в музей, взяли билеты. Тут случилась огромная еприятность. Обувая бахилы, у меня из кармана выпал фотоаппарат и ударился о каменный пол. Я огорчился, но придал особого значения. И только в музее, где мы купили разрешение на съемку, я обнаружил, что фотоаппарат не работает. Я подумал, что сел аккумулятор, а запасные у меня остались в куртке в гардеробе. Я уже хотел вернуться, но Николай Николаевич предложил снимать на свой телефон. Так и сделали.
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
Один зал был отведен под выставку какого-то художника. Я даже не запомнил его фамилию.
Зашли в храмовую церковь, поставили по свечке.
И только на улице я обнаружил, что у моего фотоаппарата разбился замок, закрывающий аккумуляторы. Расстроился.
На улице зашли в придел, где хранится тело патриарха Никона. Поставили свечки, приложились к гробу. Надо было высказать патриарху свои беды и просьбы - он помогает, но ничего путного в голову не пришло.
И мы покинули монастырь.
Николай Николаевич настоял и купил мне новый фотоаппарат.
[показать]
Это магазин и продавщица.
Пообедав в "Летней Веранде" мы вернулись в Рузу.
[показать]
[показать]
|