Часто наши знания о других странах сводятся к давно устоявшимся стереотипам. Согласно одному из них, французы никогда не расстаются с маленьким чёрным беретом. А между тем, сегодня во Франции его почти никто не носит, за исключением немногих пожилых людей и… туристов! Так каким же образом эта маленькая шапочка из чёрного фетра, столь популярная в начале ХХ века, стала эмблемой всей страны?
В начале был… «Onion Johnny», то есть «Луковый Жанно» («Жанно» – уменьшительно-ласкательное от «Жан» – прим. ред.). Так англичане прозвали бретонских крестьян, которые каждое лето приезжали в Англию и, кто пешком, а кто на велосипеде, обходили окрестные деревеньки, продавая знаменитый роскофский лук (город Роскоф — небольшой курорт в Бретани, который славится своим сладким красным луком, завезённым сюда одним монахом-капуцином из Португалии ещё в XVII веке).
«Луковые Жанно» появляются в начале XIX века, а сам феномен просуществует вплоть до 1930-х годов: экономический кризис, введение в Англии протекционистских пошлин и начало Второй мировой войны положат конец преуспевающей «луковой торговле».
[показать]
«Луковые Жанно» (конец XIX века) Герой баскского фольклора Олентцеро
Но сам берет появился вовсе не в Бретани, а в юго-западной Франции, точнее, в регионе Беарн, где он является традиционным головным убором пастухов. Сегодня берет считается частью нематериального наследия этого своеобразного региона, чей статус родины берета иногда оспаривает раскинувшаяся по соседству страна басков.
[показать]
Поль Сезанн «Автопортрет в берете» (1898-1900) Эмиль Золя в берете (ок. 1902)
Как мы видим, эта фетровая шапочка неразрывно связана с крестьянским обиходом. Однако в начале ХХ века начинается массовое переселение крестьян в города, и мало помалу берет становится популярным головным убором и в городской среде.
Поначалу его носили исключительно мужчины, но постепенно он завоевал себе место и в женском гардеробе, став к 1930-м годам необходимым модным аксессуаром. Мода на берет, как впрочем и любая другая мода, со временем прошла, но, по неизвестной причине, именно он станет символом французской элегантности.
[показать]
Пьер Дора «Луиза в красном берете» (ок. 1925-1950) Кис Ван Донген «Женщина в берете» (1936)
Кстати, немало тому способствовал и голливудский кинематограф: невысокий и усатый персонаж в берете, с бутылкой красного вина в руке и багетом под мышкой, который рассекает город на велосипеде — так выглядел типичный француз в представлении американских режиссеров. Вышедший в 2000 году и имевший огромный успех во всём мире французский фильм «Амели» также представляет французский образ жизни в несколько карикатурном виде: опираясь на целый набор стереотипов, он подкрепляет то наивное представление о французах, которое сложилось у иностранцев много десятилетий назад.
На самом же деле, французы не носят берет, не играют на аккордеоне, редко носят усы и мало ездят на велосипеде, моются каждый день и не имеют особых «донжуанских» дарований. А вот их вульгарная манера выражаться и постоянные жалобы на всё и вся уже больше похожи на правду. Кстати, на youtube с невероятной быстротой растёт количество юмористических роликов, пародирующих все те нечленораздельные звуки и непристойности, которые так богата речь французов. И вот это-то является чистой правдой.