[470x313]
Изначально «Шапито-шоу» шло 3 часа 40 минут с 10-минутным антрактом-перекуром: примерно столько же, сколько полная версия «Апокалипсиса сегодня». Любой разговор о фильме начинался с «О Боже, какой же это нереально длинный фильм! Почему?».
Потом всплыло несколько обстоятельств:
— в кинотеатрах фильм распилят надвое, как фокусник женщину, и будут показывать обе половины параллельно;
— каждая из этих половин не длиннее каких-нибудь «Ёлок»;
— отдельные истории, каждая со своими героями, кульминацией и развязкой, по объёму равны одному эпизоду сериала HBO.
А теперь вспомните тот раз, когда вы засели за пропущенный сезон «Декстера» («24», «Lost», «Mad Men»...) да так и не встали. Было же.
Тем не менее, раз уж речь зашла о больших и длинных кинофильмах, давайте разберёмся, зачем вообще их снимать. В отличие, скажем, от короткометражек, которые склонны предъявлять очень чёткие требования к форме и сюжету, все длинные фильмы длинны по-разному. Вот наша классификация:
[590x1]
Вообще-то, первым подобным экспериментом был фильм «Империя» Энди Уорхола, состоящий из одного ракурса Эмпайр Стейт Билдинг на протяжении 8 часов. «Синематон», который снимают уже 33 года, доводит до абсурда другую идею Уорхола: съёмку людей-как-они-есть на протяжении нескольких минут. Такие фильмы проходят скорее по разряду видеоарта и не рассчитаны на непрерывный просмотр — в невозможности увидеть их целиком и заключается фишка.
[590x1]
|
|
|
«Современность навсегда» / Modern Times Forever |
|
|
|
«Самый длинный и бессмысленный фильм в мире» / The Longest Most Meaningless Movie In The World (48 часов) |
|
|
|
«Лекарство от бессонницы» / The Cure For Insomnia |
|
|
|
«Четыре звезды» / Four Stars |
|
|
|
«24 часа Психо» / 24 Hour Psycho |
Жизнь безгранична и разнообразна. И если «идеальная карта так точно отображает ландшафт, что равна ему», то, по идее, идеальный документальный фильм должен быть бесконечным. Некоторым документалкам удаётся здорово приблизиться к идеалу. Вот, например, китаец Ван Бин: он два года жил в умирающем индустриальном районе Теси (буквально «к западу от железной дороги») и снимал на DV-камеру его жителей. Режиссёру-дебютанту надавали массу призов, и не зря: несмотря на медитативность, фильм увлекает тысячей непредсказуемых сюжетов.
[590x1]
|
|
|
«Путешествие» / Resan: The Journey |
|
|
|
«Шоа» / Shoah |
|
|
|
«Махатма: Жизнь Ганди, 1869-1948» / Mahatma: Life of Gandhi, 1869-1948 |
Иногда режиссёры замахиваются на целый исторический период, который перекраивал сознание наций и менял облик мира. Дэвид Гриффит в своей хрестоматийной «Нетерпимости» первый попытался разом охватить всю драму человеческой истории, совместив в параллельном монтаже сразу четыре эпохи. Жутко дорогой четырехчастный фильм провалился (даже несмотря на большие сборы) и утянул с собой всю киностудию; тем не менее, до сих пор с «Нетерпимости» начинают курс истории кино.
[590x1]
|
|
|
«Берлин, Александерплатц» / Berlin, Alexanderplatz |
|
|
|
«Война и мир» |
|
|
|
«1900» / Novecento |
|
|
|
«Коммуна» / La Commune |
[590x1]
Фильм был лишь краткой выжимкой из чудовищного количества материала (около 200 часов), который наснимал в манильских джунглях Коппола; новый, 3,5-часовой монтаж его только украсил. Как и Коппола, некоторые режиссёры просто брали и доказывали, что полуторачасовой хронометраж — условность. Выражение «бессмысленно затянутый фильм» трудно приложить к именам Бергмана, Спилберга или Тарковского.
[590x1]
|
|
|
«Фанни и Александр» / Fanny och Alexander |
|
|
|
«Список Шиндлера» / Shindler’s List |
|
|
|
«Андрей Рублёв» |
|
|
|
«Чемоданы Тульса Люпера» / Tulse Luper Suitcases |
Мода на трилогии появилась не только благодаря жадности продюсеров. Всё дело в том, что настоящую Вселенную — будь это Средиземье, Джедайская Республика или семейная история Марти МакФлая — не уместишь в обычный фильм; без трилогий мы бы получили всего лишь средненькие боевички про карликов с волосатыми ногами, бандитов-гастарбайтеров и космических колдунов.
[590x1]
|
|
|
«Крёстный отец» / Godfather |
|
|
|
«Звёздные войны» / Star Wars |
|
|
|
«Индиана Джонс» / Indiana Jones |
|
|
|
«Безумный Макс» / Mad Max |