• Авторизация


Лев Толстой. (Продолжение - 1). 20-11-2010 03:31 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Так в чём же смысл жизни? В семье? Но и родные смертны. Может быть, в культуре, в искусстве?

"Искусство, поэзия?.. - Долго под влиянием успеха, похвалы людской я уверял себя, что это - дело, которое можно делать, несмотря на то, что придёт смерть, которая уничтожит всё - и меня, и мои дела, и память о них; но скоро я увидел, что и это - обман." ("Исповедь").

Красота, творчество - лишь "забава", а "эстетическое наслаждение есть наслаждение низшего порядка" ("Что такое искусство"). С младых ногтей боготворивший Руссо, носивший, как известно, его "образок" вместо нательного крестика, приверженный его антицивилизационным взглядам и призыву: "Назад к природе!", Толстой в "Крейцеровой сонате" решительно отвергает всё, чем жил ранее и чем смог прославиться. Как это напоминает историю с Платоном, отказавшимся от драматургии ради философии, или с Гоголем, принёсшим литературу в жертву религии!
Но тогда в чём же всё-таки смысл жизни? Быть может в познании? Нет, это не то!

"Наука и философия трактуют о чём хотите, но только не о том, как человеку самому быть лучше и как ему жить лучше... Современная наука обладает массой знаний, нам не нужных - о химическом составе звёзд, о движении солнца к созвездию Геркулеса, о происхождении видов и человека и т.д., но на вопрос о смысле жизни она не может ничего сказать и даже считает этот вопрос не входящим в её компетенцию".

Но если искусство - обман, наука - некомпетентна, то в чём же смысл? Каков предварительный вывод Толстого?

"Я понял, что для того, чтобы понять смысл жизни, надо прежде всего, чтобы жизнь была не бессмысленна и зла, а потом уже - разум для того, чтобы понять её. Я понял, почему я так долго ходил около такой очевидной истины, и что если думать и говорить о жизни человечества, то надо говорить и думать о жизни человечества, а не о жизни нескольких паразитов жизни".

В этой цитате из "Исповеди" сконцентрированы сразу несколько характерных для Л.Толстого мировоззренческих основ: витализм, рационализм, "народничество" и антиэлитаризм. Но что же стало его "идеей фикс"? Рационализм и абстрактный, пантеистический имперсонализм, вкупе с влиянием сменившего Шопенгауэра Канта, с его акцентацией на религии "в пределах разума" и низведения её до "чистой" морали, привели мыслителя к его пресловутому "панморализму".
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Лев Толстой. (Продолжение - 1). | Ubogiy - Записки провинциала | Лента друзей Ubogiy / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»