• Авторизация


СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА: ВЕЛИКАЯ СРЕДА 27-04-2016 00:47 к комментариям - к полной версии - понравилось!


СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА: ВЕЛИКАЯ СРЕДА

[511x400]

Кавараджо. Предательство Христа (Поцелуй Иуды)

Продолжаю публиковать проповеди из книги протоиерея Вячеслава Резникова "Плный круг проповедей на ежедневные апостольские и евангельские церковные чтения". С. 490-491.

 

Великая среда

Утр.:Ин.12,17-50

 Лит.:Мф.26,6-16

О Иуде Искариоте

 

В среду Господь сказал ученикам: "Вы знаете, что чрез два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие" (Мф.26,2).

Этими словами были развязаны силы зла. Тут же "собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы, и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить" (Мф.26,3–4).

Тут же и предатель, Иуда Искариот, наконец, решился: "пошел к первосвященникам и сказал: "что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников; и с того времени он искал удобного случая предать Его".

О поступке Иуды есть разные суждения. Некоторые даже считают, что он был самым верным учеником. Чтобы совершилось дело нашего спасения, кто-то должен был предать. Иуда, мол, сознательно взял на себя эту черную, но необходимую работу.

Но все гораздо проще. Священное писание прямо говорит о Иуде, что он был обыкновенный "вор". Богослужебное предание тоже воспринимает Иуду как одержимого страстью сребролюбия: "Егда славные ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый, сребролюбием недуговав, омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе, праведнаго судию, предает".

Эта страсть Иуды испытала особенное потрясение, когда на вечери в доме Симона прокаженного к Иисусу подошла Мария с "сосудом мира драгоценного, и возливала Ему, возлежащему, на голову". Иуда от всего сердца возмутился: "Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим"?!

А Иоанн Богослов тут-то и объясняет нам истинные причины этого "благородного возмущения": "Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик", и ему, очевидно, не давало покоя то, "что туда опускали" (Ин.12,6).

Наверное, воображение Иуды настолько было захвачено этими, столь близкими и ускользнувшими деньгами, что он теперь любой ценой хотел вернуть их. А тут еще и Сам Иисус говорит, что Ему надлежит быть предану и убиту, и даже – что Он уже приготовлен к погребению! Вот возможность сделать сразу два полезных дела: и – ускорить исторический процесс, и – заработать на этом. Некоторые философы так и учат: "падающего – подтолкни"!

Но для чего же Господь приблизил к Себе Иуду? Конечно же, чтобы исцелить его. Исцелить всем тем, что сделал для него, что дал ему увидеть и услышать. Но свободную волю, упорно направленную к злу, даже Бог не может преодолеть. Если человек стал рабом страсти, то она постепенно выжигает в нем все остатки добра.

Увидев казнь Учителя, Иуда испытывает раскаяние (Мф.27,3–6). Он хочет расторгнуть сделку и тем самым снять с себя вину. Он протягивает деньги и говорит: "Согрешил я, предав кровь невинную". Но старейшины отказываются брать: "Что нам до того? Смотри сам". Ну что же, вот и повод. И раскаялся, и деньги возвращать не надо. Но голос совести продолжает говорить: "Брось эти кровавые деньги". Тогда Иуда бросает "сребреники в храме".

Но вот этого он уже не выдержал. Нельзя, как говорится, наступать на горло собственной песне. Именно после этого, невыносимого для него деяния, он "пошел и удавился". Есть поговорка: он, дескать, и за копейку удавится, такой человек!

Иные же считают, что Иуда по-настоящему раскаялся, но, в отличие от Петра, впал в отчаяние, решив, что ему не будет прощения. Это предположение возвышает образ Иуды, потому что отчаяние не столь презренная страсть, как сребролюбие.

Отчаяние все же говорит о глубине осознания своего падения, что не может не вызвать сочувствия. Но, во-первых, имеем ли мы право искать оправдания или смягчения вины, если Сам всемилостивый Господь уже произнес приговор? Какое, например, мы имеем право защищать человеческий род, который Бог погубил всемирным потопом? Или – те народы, Которые Он потом повелевал уничтожать до одного человека (Втор.7,2)?

Так и о грехе Иуды Господь сказал: "Сын Человеческий идет, как писано о Нем; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться" (Мф.26,24).

И святая церковь из года в год в эти страстные дни с ужасом указывая на Иуду, повторяет и повторяет всем, прилепившимся к земному: "Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша"! Смотри, все силы кладущий на приобретение, умножение и украшение имений: вот, из-за всего этого человек удавился. Вот куда ведет и твоя ненасытность. Но ты "бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия. ...

Иже о всех благий, Господи, слава Тебе!" 

© Резников В.

@vlad_falco

Первая публикация:

http://www.liveinternet.ru/users/vlad_falco/post162649816/

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
vlad_falco 27-04-2016-21:52 удалить
Ответ на комментарий SONAIR # SONAIR, рад, что Вас заинтересовали проповеди отца Вячеслава.


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА: ВЕЛИКАЯ СРЕДА | vlad_falco - Дневник vlad_falco | Лента друзей vlad_falco / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»