Музей Кьярамонти (лат. Museo Chiaramonti)
Музей Кьярамонти. Целиком и полностью посвящен античной скульптуре. Был основан папой Пием VII, из семейства Кьярамонти, в 1805-1807 годах. Здесь собраны классические произведения греческого и римского искусства. Идеальность пропорций человеческого тела, воплощенное в мраморе, вызывает искреннее восхищение. Куда ни бросишь взгляд - тебя окружают боги и великие люди прошлого. Дионис, Афина, Демосфен, речное божество реки Нил, Август, Адриан, Цицерон... Прошлое, к которому можно прикоснуться.
Музей состоит из трех частей:
- Основная часть музея Кьярамонти (Коридор),
- Braccio Nuovo и
- Galleria Lapidaria.
Музей Кьярамонти (галерея)
[показать]
Август из Прима Порта. I век
[показать]
Силен и Дионис
(римская копия с оригинала Лисиппа IV в. до н.э.)
[показать]
Ганимед и орёл
[показать]
Ганимед и орёл, которого послал Зевс, к пастуху Ганимеду, чтобы похитить его. Мрамор, римское произведение II-ого века нашей эры
Нил (римская копия с греческого оригинала) I век. Мрамор. Музей Кьярамонти
[показать]
В эпоху эллинизма, то есть позднего греческого искусства, в скульптуре появилось множество сложных, многофигурных композиций. Примером может служить данная мраморная копия с оригинала александрийского мастера, представляющая божество реки Нил. Греки считали его одним из первых египетских фараонов и создателем оросительной системы.
Могучий, полнотелый бог, сын Океана, лежит в расслабленной позе, а вокруг играют младенцы, олицетворяющие притоки Нила: один карабкается по его руке, второй купается, третий дразнит крокодила, четвертый сидит перед «отцом», сложив руки, и важно смотрит на него. Всего в скульптурной группе шестнадцать малышей, изображенных в живых позах и оттеняющих статичную фигуру божества. В композицию добавлены Сфинкс - символ Египта, крокодилы и гроздья винограда, они, перегружая, делают ее избыточной.
Таких «многословных» скульптур не знало прежнее греческое искусство, но в эллинистическую эпоху они стали типичными, достаточно вспомнить мраморное изображение реки Тибр, находящееся в Лувре, хотя в той композиции фигур меньше. Когда заканчивается большой период в истории искусства, оно становится эклектичным, стремящимся объять необъятное и сбивчиво рассказать о мире, о котором во времена юности и зрелости говорило языком высокой гармонии. Кроме того, в нем проявляется откровенная, не свойственная прежнему времени плотскость, которая при этом может исчезать за обилием деталей, как в данном случае.
Диана. Мрамор. II в н.э. Рим. Музей Кьярамонти
[показать]
Август
[показать]
Дионис Лудовиси с пантерой, сатиром и ягодами винограда
(II век н.э., Палассо Альтемпс, Рим)
[показать]
Галерея Braccio Nuovo
[показать]
Папа Пий VII запланировал это ответление от основного музея Кьярамонти (Braccio Nuovo означает новый рукав, ответвление) ещё в 1806 г., однако осуществить идею стало возможным лишь в 1817-1822 гг. под руководством архитектора Рафаэля Стерна.
В нишах зала собраны классические произведения греческого и римского искусства, разделенные тематически на две части: греческая мифология и римская история. Наиболее значительные: Август из Прима Порта (I в.), найденная в 1863 г.; политик Демосфен (римская копия c бронзового оригинала Полиевкта III в. до н. э.), "Силен и Дионис" (копия с оригинала Лисиппа IV в. до н. э.), "Раненая Амазонка" (копия с оригинала Поликлета V в. до н. э.); статуя Нила с 16 "детьми" - притоками, крокодилами и сфинксами (римская копия скульптуры I в.) как олицетворение речного божества, найдена возможно в 1513 году на месте храма Исиды в Риме; Афина с совой (римская копия с греческого оригинала V в. до н. э.); пастух Ганимед и орёл, посланный Зевсом, чтобы похитить его (римская копия II в. до н. э. с оригинала Леохара IV в. до н. э.). Статуя Дорифора ("копьеносцa") - римская копия с бронзового оригинала Поликлета V в. до н. э., стала примером для нескольких поколений скульпторов вплоть до XIX века как пример истинного греческого искусства. Здесь хранится и прекрасная коллекция римской портретной скульптуры (наиболее значимый экспонат - портрет Цицерона). Зал в стиле классицизма украшен античными колоннами и напольной черно-белой мозаикой (II век до н. э.).
Галерея Braccio Nuovo
[показать]
Адонис и Сатир
[показать]
Статуя императора Домициана. Мрамор. 81—96 гг.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти
[показать]
Статуя императора Тита. Мрамор. I в.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти
[показать]
Дорифор (копьеносец), 450-440 гг. до н.э
[показать]
"Дорифор" (греч. - "Копьеносец") - одна из самых знаменитых статуй античности, работа скульптора Поликлета, воплощающая т.н. Канон Поликлета, была создана в 450-440 гг. до н.э.
Поликлет любил изображать атлетов в состоянии покоя, специализировался на изображении спортсменов, олимпийских победителей.
Как пишет Плиний, Поликлет первым додумался придавать фигурам такую постановку, чтобы они опирались на нижнюю часть лишь одной ноги. Поликлет умел показывать человеческое тело в состоянии равновесия - человеческая фигура в покое или медленном шаге кажется естественной благодаря тому, что горизонтальные оси не параллельны.
Самое знаменитое произведение Поликлета - "Дорифор" (Копьеносец) (450-440 до н. э.). Считалось, что фигура создана на основе положений пифагореизма, поэтому в древности статую Дорифора часто называли "каноном Поликлета", тем более что "Каноном" назывался его несохранившийся трактат по эстетике. Здесь в основе ритмической композиции лежит принцип перекрестной неравномерности движения тела (правая сторона, то есть опорная нога и опущенная вдоль тела рука, статичны и напряжены, левая, то есть оставшаяся сзади нога и рука с копьем, расслаблены, но в движении). Формы этой статуи повторяются в большинстве произведений скульптора и его школы.
В своем "Каноне" Поликлет уделял большое внимание пифагорейской теории золотого сечения (вся длина так относится к большей части, как большая к меньшей). Например, весь рост "Дорифора" относится к расстоянию от пола до пупка, как это последнее расстояние - к расстоянию от пупка до темени. При этом Поликлет отказывался от золотого сечения, если оно противоречило естественным параметрам человеческого тела.
В трактате воплощаются также теоретические идеи о перекрещенном распределении напряжения в руках и ногах. "Дорифор" - ранний пример классического контрапоста (от итал. contrapposto - противоположность), приема изображения, при котором положение одной части тела контрастно противопоставлено положению другой части. Иногда эту статую также называли "Канон Поликлета", даже предполагали, что Поликлет исполнил статую для того, чтобы другие пользовались ею как образцом.
Цицерон (Ciceron)
[показать]
Сулла. Эпоха Августа.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти
[показать]
Марк Антоний. Эпоха Флавиев (69—96 гг. н. э.)
Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти
[показать]
Бюст императора Траяна. Мрамор. 103—117 гг.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти
[показать]
Голова от колоссальной статуи Августа. Мрамор.
Посмертный портрет времени Клавдия.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти
[показать]
Галерея Лапидария (Galleria Lapidaria)
В Galleria Lapidaria находится одно из крупнейших в мире собраний греческих и римских (более 3 тысяч фрагментов) надписей христианского и языческого содержания. Коллекцию основал папа Бенедикт IV, позднее она была расширена, в том числе папой Пием VII.
Серия сообщений "Ватикан":
Часть 1 - Сандро Боттичелли (1445-1510). 1. Биография
Часть 2 - Сандро Боттичелли (1445-1510). 2. Картины
...
Часть 25 - Музеи Ватикана. Григорианский Этрусский музей
Часть 26 - Музеи Ватикана. Сады Ватикана
Часть 27 - Музеи Ватикана. Музей Кьярамонти
Часть 28 - Музеи Ватикана. Станцы Рафаэля
Часть 29 - Музеи Ватикана. Лоджии Рафаэля
...
Часть 31 - Ватикан. Собор Святого Петра 2
Часть 32 - Ватикан. План собора Святого Петра
Часть 33 - Ватикан. План Базилики Святого Петра (англ)