Игрок и ренегат
В 1948 году Мэрдок окончил школу и подрабатывал в отцовском «Геральд» журналистом-практикантом. В 1950 году Руперта отослали в Оксфорд, в Уоркестерекий колледж, где он изучал политику, экономику и философию, но никак не журналистику. Именно в Оксфорде Мэрдок стал законченным радикалом и даже держал в комнате бюст Ленина, чтобы продемонстрировать свою нелюбовь к истеблишменту. Руперт являлся свободной личностью и пришёл в восторг от нонконформизма. В студенческие годы он был задирой, богачом и коммунистом — черты не слишком любезные сердцу консервативных британцев. Попытавшись стать членом Крикетного клуба, он потерпел неудачу: его отказались принять. В то время лучшим другом Руперта стал друг его отца Роэн Риветт. Риветт писал Кейту Мэрдоку о сыне: «Я склонен предсказать, что свой первый миллион он заработает с фантастической лёгкостью». Мэрдок-младший был плохим студентом, склонным к браваде. Однажды он приехал в гости к Риветту на роллс-ройсе, объяснив ему: «Я позвонил им и сказал, что если фирма «Роллс-ройс» одолжит мне машину, я посвящу им обозрение в одной из наших газет». Не каждый оценил бы такое нахальство. Газета колледжа «Черуэл» описала его так: «Беспокойный, уже поездивший по миру человек двадцати одного года известен… как блестящий спорщик, со слегка развязными манерами». Ещё в молодости Мэрдок стал азартным игроком и так и не избавился от этого пристрастия.
Мальчик-издатель
Когда Мэрдок уже заканчивал колледж, в его жизни случилась трагедия. Кейт Мэрдок внезапно скончался, оставив управление двумя семейными газетами в Брисбейне и Аделаиде единственному сыну. Это были довольно популярные в масштабах маленьких городков газеты, которые не приносили больших доходов. Посоветовавшись с подругой, леди Элизабет продала брисбейнскую газету. Молодой Руперт впал в ярость, так как ему не терпелось поруководить ими в качестве издателя. Он запросил у руководства «Аделаиды Ньюз» письменный отчёт о всех финансовых вопросах и во время своего последнего семестра в Оксфорде осуществлял руководство газетой из Англии. В 1953 году Мэрдок с трудом сдал выпускные экзамены и получил третью, низшую степень. Некоторое время он проработал в «Лондон Тайме», чтобы поднабраться необходимого в издательском деле опыта. В сентябре он приехал в Аделаиду, чтобы взять на себя руководство газетой. Мэрдок стал главным редактором этой газеты, которая из-за своего жалкого тиража в 75000 экземпляров была, практически, неплатежеспособна. Мэрдок участвовал в работе каждого отдела и к двадцати двум годам завоевал репутацию Мальчика-издателя. Его удивительная энергичность оказалась заражающей, так как внезапно все вынуждены были работать быстрее и усерднее, чтобы не отстать от этого человека-вихря. Другая аделаидская газета «Эдвертайзер», где когда-то работал отец Руперта, решила вытеснить «Ньюз» из бизнеса и предпринимала серьёзные шаги, чтобы уничтожить конкурента. Но на каждый удар «Эдвертайзера» Мэрдок отвечал вдвое сильным ударом. Конкуренты хотели, чтобы новичок продал газету и вышел из игры, но в конце концов капитулировали перед его энергией и энтузиазмом и согласились на слияние, оставив Мальчика-издателя у руля.
Строительство империи
Первая попытка Мэрдока расширить своё дело имела место в 1956 году, когда он приобрёл мельбурнский еженедельный журнал «Нью Идеа». Целиком переменив финансовое положение газеты, он купил издававшуюся в Перте «Санди Таймс». Покупка газеты вызвала разногласия в совете директоров «Аделаида Ньюз», поскольку Перт находился более чем в тысяче четырёхстах милях от Аделаиды и управлять новым издательством оказалось бы довольно трудно. Мэрдок твёрдо решил доказать, что совет ошибается, поэтому лично отправился в Перт и поднял на ноги разорившуюся газету. Именно в Перте он заработал репутацию издателя сенсаций. «Тираж любой ценой» — стало его девизом. Типичными стали сенсационные, леденящие кровь заголовки вроде: «Прокажённый изнасиловал девственницу. Жертва родила чудовищного младенца». Стратегия Мэрдока сработала и как по мановению волшебной палочки газета совершила огромный скачок, заняв лидирующее положение на рынке.
Заклад имущества и экспансия
Вскоре Мэрдок сообразил, к вящей своей выгоде, для расширения своих владений использовать чужие деньги, и начал проводить в жизнь эту стратегию, скупая обанкротившиеся газеты, ставя их на ноги и с их помощью приобретать ещё и ещё. Для того, чтобы и дальше держаться прежнего курса, требовалось наладить отношения с банками. Банки любят доставшееся им по закладным имущество, и, используя эту приманку, Мэрдок мог и дальше строить свою империю, не прибегая к наличности. Мэрдок сделал подобное предложение банку Содружества в Сиднее, что оказалось гениальным шагом со стороны Руперта. Агрессивные банкиры увидели в Мэрдоке молодого тигра не без амбиций и проницательности и ссудили его деньгами для начала. Вскоре после того он позвонил и попросил 150 миллионов наличными, на что и получил согласие, опять же по телефону. Главный менеджер Джек Армстронг сказал: «Он никогда не поступал вопреки соглашениям с банками и держал своё слово. Он всегда оплачивает свои счета, поэтому мы твёрдо верим Руперту». Подобные отношения с банком Содружества позволили Мэрдоку открыть мгновенный и почти неограниченный кредит и стали основой беспрецедентного роста «Ньюз Корпорейшн».
Телевидение
В 1956 году Мэрдок встретился с хорошенькой блондинкой — стюардессой Патрицией Букер и влюбился в неё. Оставаясь верным себе, большую часть медового месяца он провёл инспектируя свои новые приобретения. В 1959 году у супругов родилась дочь Пруденс, но семейные обязанности никогда не отвлекали Мэрдока от работы.
Мэрдок чем дальше, тем больше заболевал сенсационным открытием в мире развлечений — телевидением, которое в середине пятидесятых добралось и до Австралии. Он предвидел, что новая технология станет в мире масс медиа свершившимся фактом. Первая телевизионная станция начала работать в 1957 году в Аделаиде, и Мэрдок решил приобрести себе одну станцию. Он вспоминал: «В пятидесятых, если вам нужно было попасть на телевидение и быть на телевидении, вам необходимо было ехать в Америку». Руперт выиграл торги за 9-й канал Аделаиды, а затем отбыл в Штаты, чтобы изучить внутренние механизмы отрасли и купить пакет программ для своей новой станции. Первую остановку он сделал в Лас-Вегасе, где влюбился в американскую культуру и Стрип (главная улица Лас-Вегаса). Первым наставником Мэрдока в этом бизнесе стал пионер телевидения директор Эй-Би-Си Леонард Голденсон. Голденсон только что заключил сделку с Диснеем и отныне приобрёл репутацию волшебника. Два рискованных предпринимателя быстро подружились и заключили множество сделок. Мэрдок продал Голденсону 6% «Ньюз Корпорейшн» в обмен на трансляцию программ Эй-Би-Си на Австралию и долгосрочное сотрудничество в области предоставления программ для Австралии. Мэрдок позднее признавался: «Во многих отношениях Голденсон был примером для подражания, хотя мы выросли в весьма различных окружениях… Успех Леонарда всегда был результатом вдохновения и ободрения. Он доказал, что можно сколотить капитал даже при неблагоприятных условиях».
Необычайный успех в Сиднее
Мэрдок вернулся в Австралию вдохновлённый захватывающими дух перспективами, которые открывало ему телевидение, и полный планов создать австралийскую версию «ТВ-Гида». В сентябре 1959 года он выпустил этот журнал и его выпуск совпал с началом вещания канала 9. Телестанция мгновенно снискала успех и принесла достаточно денег для того, чтобы беспокойный импульсивный Мэрдок мог расширять свою империю с неослабевающей скоростью. В это время его захватила идея перенести издательское дело в крупные города и выдвинуться «из Аделаиды на крупные рынки Сиднея и Мельбурна». Сперва Мэрдок появился в Сиднее, где купил неплатёжеспособную газету «Сидней Миррор». Он заложил собственность, чтобы приобрести газету. За «Сидней Миррор» самому внушительному и старейшему издательству в Австралии «Фэйрфакс Груп» он заплатил 7,5 миллиона долларов, внеся первоначальный взнос всего в 30% от означенной суммы. Прежние владельцы, вполне естественно, ожидали, что меньше чем через год Мэрдок уже не сможет выплатить залог, так как даже в «Фэйрфакс Груп» не смогли сделать эту газету популярной. Мальчик-издатель прибег к испытанной верной тактике сенсационных заголовков и агрессивной кампании по завоеванию рынка. Заголовки типа «Звезда Тенниса шокирует священника» и «Изнасилована тринадцатилетняя девочка" мгновенно подняли тираж до невероятных размеров. Успех раз и навсегда вытащил газету из долгов и доказал, что Руперт Мэрдок не из тех, на кого можно смотреть свысока.
«ОСТРЭЙЛИЕН» — первая газета общенационального масштаба
Мэрдок начал мечтать о создании собственной газеты прямо с нуля, самой большой газеты в Австралии. Приступая к реализации этого обширного проекта, он приобрёл разорившиеся станции UHF TV, WIN 4, в довершение всех операций в Сиднее, куда уже перевёз свою семью. Мэрдоку исполнилось всего тридцать три года, когда он затеял предприятие, которому суждено будет стать его коронным достижением в издательском деле. Для своих планов Мэрдок выбрал Канберру, за её центральное местоположение и близость к правительству. Он взял на место редактора издателя-легенду Макса Ньютона, что положило начало, многолетней любви-ненависти между ними. Позднее Ньютон писал: «В те ужасные дни и часы… Руперт демонстрировал крепость стали, беззаботность игрока и прозорливость, которая с тех пор только окрепла на международной арене».
Это идеалистическое предприятие позволило Мэрдоку развернуться и было поистине новаторским. Выпустив 14 июля 1964 года первый номер «Острэйлиен», он на многие годы опередил «Ю-Эс-Эй Тудей». Макс Ньютон говорил: «Казалось, «Острэйлиен» появилась на свет силой его энергичной воли». Многие годы газета приносила убытки, но это было стильное издание, основанное самим Рупертом; он не бросил её и сделал её такой популярной, какой мы знаем «Острэйлиен» сегодня.
Мэрдоку было ещё тридцать три, но он уже зарекомендовал себя как рискованный предприниматель и трудоголик. Работа по выпуску «Острэйлиен» держала его вдали от дома целыми неделями. Семью он оставил в Сиднее, а сам работал в Канберре, совершая поездки и в более отдалённые места. Мэрдок позднее признавался, что его брак был неудачей, разъясняя: «Вероятно, я был слишком молод и женился второпях». Мэрдок пережил сумбурный развод, оставив дочь Пруденс у себя. После развода Руперт встретил практикантку-журналистку из Сиднея Анну Торв и влюбился в неё… Она была не только красива, но и честолюбива. Анна, ставшая в конце концов полноправным журналистом, вспоминала свою встречу с Мэрдоком: «Он ворвался в комнату как вихрь. Это было очень соблазнительно». В апреле 1967 года они поженились.
Характерной чертой Руперта как бизнесмена и сейчас является то, что он никогда, если это возможно и выгодно ему, не держит своего слова. Люди, когда-либо имевшие с ним дело, подчёркивают, что необходимо оговаривать и документально фиксировать всё, что касается совместной деятельности, вплоть до последнего цента. У нас в Москве, да и вообще в России, на языке современного бизнеса такие люди, как Мэрдок, называются «кидалами». «Не заплатить по выполненному подрядчиком контракту для него проще, чем высморкаться», — это слова Яна Чапмена, бывшего председателя совета директоров издательства «Харпер энд Коллинз».
Людям, ведущим совместный бизнес с Мэрдоком, нужно всегда держать ухо востро. Часто он использует сотрудничество с кем-либо для захвата бизнеса своего же делового партнёра. При реализации каких-либо амбициозных проектов, сулящих большую прибыль, всегда наступает опасный момент, когда инвестиции уже сделаны, а доходы ещё не начали поступать или поступают в очень малом объёме. Вот тут-то хитрый издатель либо заявляет о выходе из совместного проекта, либо подговаривает банки-кредиторы предъявить требования по возврату вложенных средств. Предприятие становится банкротом, неудачливый партнёр разоряется, на него списываются все долги предприятия, а Руперт в итоге завладевает почти всем пирогом.
Глобальное видение
Завоевав к концу семидесятых основной рынок Австралии, Мэрдок неожиданно получил предложение расширить свои владения за пределы Австралии. Бывший однокашник Стефен Катто позвонил Мэрдоку и спросил, не примет ли тот предложение купить лондонскую газету «Ньюс оф зэ Уорлд». Сами лондонцы называли её «Новости бабников», поскольку несмотря на свой почтенный возраст это было самое непристойное издание в Британии. На эту газету претендовал Роберт Максвелл и она была предложена Мэрдоку, чтобы щёлкнуть Максвеллу по носу. Отказаться от возможности продемонстрировать свою удаль высокомерному англичанину, унижавшему его в колледже, было для честолюбивого Мэрдока выше всяких сил. Несмотря на то, что Анна ждала их первую дочь Элизабет, Руперт купил газету и перевёз семью в Лондон.
Продолжение следует....