Когда вы думаете о богатстве и стиле, на ум приходят определенные имена: Ральф Лорен, Джорджио Армани, может быть, Беннетон. Как насчет Амансио Ортеги? Не слышали о нем? Не без причины. Несмотря на то, что он находится на вершине индустрии, где слухи решают все, Ортега не общается с прессой. И хотя он получил миллиарды долларов от своей невероятно успешной компании модной индустрии, он редко носит галстук и часто ходит в обычных джинсах.
В начале 2007 года престижный американский журнал «Форбс» в своем очередном списке миллиардеров поставил испанца Амансио Ортегу с 24 млрд долларов на восьмое место. За год основатель и президент империи моды «Zara» поднялся в элитном списке на 15 ступенек благодаря 9 млрд долларов, увеличившим за последний год его банковский счет. Годовая прибавка Ортеги равна всему состоянию медиа-магната Руперта Мурдока и на 500 млн долларов превышает состояние финансиста Джорджа Сороса.
Амансио Ортега Гаона родился 28 марта 1936 года в поселке Буздонго-де-Арбас в провинции Леон. Семья вскоре переехала в А Корунью, где Амансио в возрасте 14 лет начал работать разносчиком в магазине рубашек. Затем его берут на работу в галантерейный магазин «La Maja», где уже работали его брат Антонио, сестра Пепита и Росалия Мера, которая впоследствии станет его первой женой. В «La Maja» он получил свои первые, но глубокие знания в области тканей, ниток, кройки и шитья.
У Амансио появляется идея наладить производство, распространение и продажу детских халатов, обойдясь без посредников, что делало возможным продавать продукцию по более низкой цене. Позднее эта идея легла в основу философии империи «Zara». Фирма GOA (инициалы Амансио в обратном порядке) стала процветать и расширяться. 15 мая 1975 года на одной из центральных улиц А Коруньи открылся первый магазин «Zara».
Новые магазины GOA появлялись один за другим. в 1985 году была создана группа «Inditex», объединившая все предприятия, работавшие на «Zara». В 1988 году «Zara» перешагнула границы Испании: магазин под таким названием открылся в Порту (Португалия). В 1989 году «Zara» появилась в Нью-Йорке, в 1990 году – в Париже. В 1991 году рождается сеть дистрибуции «Pull and Bear», кроме того, «Inditex» приобретает 65% группы «Massimo Tutti», а спустя пять лет эта марка полностью переходит в собственность «Inditex».
В 1998 году рождается сеть магазинов «Bershka», специализирующаяся на одежде для молодых женщин. Спустя еще год магазины «Stradivarius» становятся пятой дистрибьютерной сетью империи моды Амансио Ортеги. Еще одна сеть появляется в 2001 году: магазины «Oysho», специализирующиеся на нижнем белье. В том же году «Inditex» начинает котироваться на бирже. В 2003 году открываются первые магазины «Zara Home». Восьмой дистрибьютерной сетью стала торговая марка «Kiddy?s Class/Skhuaban».
Сегодня группа «Inditex» имеет магазины в 64 странах мира, а их количество превышает 3.150. При этом, и каждый день открываются новые: в среднем 450 новых магазинов в год. В Испании работают 1.616 пунктов продажи продукции «Inditex», 290 из которых носят имя «Zara». За пределами Испании особый интерес для «Inditex» представляют Италия (122 магазина, из них 47 – «Zara»), Россия (31/13), Франция (149/98) и Великобритания (64/50) в Европе и Япония (27/27) и Китай (8/8) на Дальнем Востоке и Юго-Восточной Азии.
Такой темп роста группы «Inditex» позволил ей стать второй в мире трикотажной фирмой по количеству точек продажи, опередив недавно американскую группу «Gap». Впереди лишь итальянская «Benetton» c 5.000 магазинов, но большая часть из них не является не собственностью фирмы, а лишь фрачайзинговыми фирмами. Секрет такого успеха империи «Zara», являющейся ключевой маркой группы «Inditex» и приносящей наибольшие доходы, заключается в гибкости и мгновенной реакции на изменения тенденций моды, в работе всех структур группы в интересах пунктов реализации продукции и стратегическом расположении магазинов на оживленных улицах городов. «Inditex» намеренно не прибегает к системе франчайзинга, так как это негативно повлияло бы на оперативную дистрибьюцию продукции, являющейся залогом коммерческого успеха группы.
Ежегодно ассортимент товара обновляется на двадцать тысяч моделей. Financial Times и международная аудиторская компания Price Waterhouse каждый год составляют список лучших европейских компаний, которые являют собой образец качеств, наиболее ценных для ведения бизнеса. В этот спискок входит и концерн «Inditex». По-прежнему свежие дизайнерские идеи, все производственные возможности направлены на то, чтобы создавать элегантную модную одежду и продавать ее по максимально низкой цене. Идеальное решение для тех, кто следит за модными веяниями, но не в состоянии позволить себе баснословно дорогие модели. Кстати, та же «Zara» не тратит практически никаких средств на рекламу. Ее популярность обеспечивается самым безотказным методом – «сарафанным радио», когда о компании узнают от друзей и знакомых. "Сарафанное радио" начинает работать тогда, когда предлаается действительно кчественные продукты и услуги. Если вам что-то сделали некачественно, разве вы порекомендуете это что-то своим друзьям и знакомым?
Несмотря на то, что «Zara» известна во всем мире, ее создателя и владельца до недавнего времени даже в Испании мало кто знал в лицо. Он живет в двухэтажном особняке в А Корунье в микрорайоне Салаэта, недалеко от пляжа Орсан, и из его «капризов» можно назвать лишь частный ипподром на мысе Финистерре и самолет «Falcon 900», который он вскоре намерен поменять на другой. Среди недели Ортега питается в общей столовой вместе со своими работниками и несмотря на то, что одевает половину Испании и внес настоящую революцию в мир моды, особой элегантностью не отличается.
От брака с Росалией Мера Амансио является отцом двоих детей: Сандры и Маркоса, который родился с тяжелой болезнью, что стало одной из причин, приведших в 1986 году к распаду семьи. Росалия, оставаясь вторым акционером группы «Inditex», в списке «Форбс» с 3,4 млрд долларов находится на 264 месте. Во второй раз Амансио женился на Флоре Перес Маркоте, которая многие годы была его секретаршей, и них есть дочь.
В 2001 году был создан Фонд «Амансио Ортега», деятельность которого направлена на проведение культурных мероприятий, научные исследования, улучшение системы образования. В свою очередь, его бывшая жена Росалия с 1986 года является президентом Фонда «Пайдейя», работа которого направлена на социальную интеграцию людей с разными степенями инвалидности.