Это цитата сообщения
Ada_Peters Оригинальное сообщениеФедор Петрович Толстой (1783–1873)
Мастера натюрморта
Натюрморт в русской и советской живописи
Федор Петрович Толстой
(1783–1873)
[500x644]
Натюрмортная графика Ф. П. Толстого, известного русского скульптора, медальера, рисовальщика и живописца, наверно, наиболее выдающаяся и ценная часть его творческого наследия, хотя сам художник говорил, что создавал эти произведения "в свободное от серьезных занятий время".
Федор Петрович Толстой родился в Петербурге. Его способности к рисованию проявились очень рано. В 1796 году тринадцатилетний Федор выполнил один из первых своих натюрмортов.
По-детски наивная акварель "Тюльпан и прожженное пятно", написанная в манере модных в то время "обманок", ныне хранится в Третьяковской галерее.
Прекрасно рисовала и старшая сестра Толстого, Вера Петровна, а мать, хотя и не обладала талантом художницы, искусно вышивала пейзажи и чудесные цветы. С 1804 года Толстой посещал медальерный класс Академии художеств.
С 1806 года он работал в Эрмитаже. В академические годы художник увлекся лепкой и создал серию восковых портретов (А. Ф. Дудиной, К. А. Леберехта, П. А. Толстого и др.) и прекрасных рельефов на сюжеты из античной истории ("Триумфальный въезд Александра Македонского в Вавилон", 1809 и др.).
Эти произведения принесли ему первый успех, и в 1810 году талантливый мастер получил должность медальера петербургского Монетного двора. Самые известные его работы в этой области - 21 медальон с аллегорическими сценами в память о войне 1812 года и заграничных военных походах русской армии в 1813–1814 годах.
[показать]
Ф. П. Толстой. "Сирень и канарейка", 1819,
Третьяковская галерея, Москва
В сфере графического искусства известность Толстому принесла серия иллюстраций к поэме И. Ф. Богдановича "Душенька" (1820 - начало 1830-х). Замечательное мастерство художника проявилось и в произведениях, выполненных в технике силуэта. Это прежде всего работы с изображением батальных эпизодов времен войны с Наполеоном, а также сцен из народного быта и армейской жизни.
Толстой проявил себя прекрасным педагогом. С 1825 года он работал в Петербургской академии художеств, в 1828 году стал вице-президентом, в 1842 - профессором по медальерной части, а в 1859–1868 годах был заместителем президента.
[показать]
Федор Петрович Толстой
Ветка малины, бабочка и муравей
Но самых значительных успехов художник достиг в областях искусства, которые в то время считались несерьезными. Вероятно, поэтому натюрморты Толстого долгое время не привлекали внимания исследователей.
Главное свойство натюрмортных рисунков Толстого - их иллюзорность. Художник тщательно копировал натуру. Он пытался, по его собственным словам, "со строгой отчетливостью передать с натуры на бумагу копируемый цветок так, как он есть, со всеми малейшими подробностями, принадлежащими этому цветку".
Чтобы ввести зрителя в заблуждение, Толстой использовал такие иллюзионистские приемы, как изображение капелек росы или полупрозрачная бумага, прикрывающая рисунок и помогающая обмануть зрение.
Тем не менее подобные произведения Толстого, гармоничные и удивительно ясные, можно смело отнести к лучшим творениям искусства в жанре натюрморта. Локальная трактовка цвета, линейно-плоскостное решение делают предметы в работах мастера статичными, похожими на барельефы.
Художник как будто освобождает изображенные вещи от всего случайного, будь то невыгодные условия для освещение и загораживание ("Сирень и канарейка", 1819, Третьяковская галерея, Москва).
Ягоды смородины кажутся подсвеченными, чтобы зритель мог видеть их прозрачность и свежесть ("Ягоды красной и белой смородины", 1818, Третьяковская галерея, Москва).
"Ягоды красной и белой смородины", 1818
Но, несмотря на такую идеализацию натуры, все предметы в работах Толстого обладают неповторимой индивидуальностью. Художник так тщательно копирует натуру, что его натюрморты сближаются с ботаническим рисунком.
Вероятно, здесь сказалось увлечение мастера энтомологией. Во многих листах, выполненных Толстым, действительно есть сходство с гербарием. Таков натюрморт "Букет цветов, бабочка и птичка" (1820, Третьяковская галерея, Москва), где даже бабочка и птичка не выглядят живыми.
Скорее всего, при создании этой композиции Толстой воспользовался предметами из своего кабинета, в котором, по словам дочери художника, "…между шкапами висели коллекции бабочек и насекомых… из-под стеклянных колпаков блестели своими металлическими перьями чучелы колибри…".
Некоторые графические натюрморты Толстого ничем не отличаются от "ботанического рисунка". На этих листах изображены предметы, показанные вне среды, а фон не является пространством. Другие работы представляют собой конкретный натюрморт, выполненный в графической технике.
Некоторые произведения настолько иллюзорны, что реальный предмет (например, листок бумаги, на котором изображен цветок) выглядит как нарисованная поверхность.
Ярким примером подобного является натюрморт-"обманка" "Ягоды красной и белой смородины", где веточки с ягодами "положены" автором на лист, на котором естественно смотрятся тени и упавшие со смородины капельки росы.
Хотя сам Толстой считал свои натюрморты лишь забавой, любительским увлечением, многие из них были созданы по заказу и приносили мастеру немало денег. По образному выражению дочери художника, "целая семья питалась одной смородиной".
Не преувеличивая значения "малого" жанра, считавшегося в то время уделом женщин-художниц, Толстой тем не менее не относился к натюрморту с пренебрежением и уделял ему едва ли не больше внимания, чем другим, "высоким", жанрам. Он писал о своих цветах и бабочках:
"Какой медалью сообщу я другим развивающиеся мысли, мечтания мои при виде порхания резвого мотылька, то кружащегося около цветка, то гоняющегося за легкой бабочкой?
[показать]
Федор Петрович Толстой
Ветка крыжовника Предложить название
Каким рисунком выскажу я эту чистую радость, это светлое удовольствие, которыми наполняется моя душа и сердце в минуты, когда, отбросив все заботы, беспечно любуюсь я прелестью природы и в самых ничтожных ее произведениях…".
Для Толстого не существовало незначительных мотивов и тем, и "малый" жанр был так же важен, как и "большой", а потому милые "пустячки" в виде букетов с бабочками и птицами становились произведениями большого искусства.
Галина Дятлева
.
Серия сообщений "Мастера натюрморта":
Часть 1 - Федор Петрович Толстой (1783–1873)