ЮДИНА, МАРИЯ ВЕНИАМИНОВНА (1899–1970), русская пианистка, религиозный мыслитель. Родилась в Невеле (Белоруссия) 28 августа (9 сентября) 1899 в семье врача. В 1921 окончила по классу фортепиано Петроградскую консерваторию,слушала также лекции на историко-филологическом факультете Петроградского университета. В 1921–1930 вела класс фортепиано в консерватории; была уволена за «религиозные взгляды» после ряда газетных публикаций. В 1932–1934 являлась профессором Тбилисской консерватории, в 1936–1951 – Московской консерватории, в 1944–1960 – Института имени Гнесиных
Она была не только гениальным музыкантом-мыслителем, но и энциклопедистом в полном смысле этого слова, человеком сильным, страстным, не похожим ни на кого, на редкость смелым и энергичным. Конечно, Юдина блистала у рояля всеми теми качествами, которые требовались профессиональному пианисту, ее техника впечатляла крепостью, чеканной пластичностью и так далее, и так далее. Но великим художником Марию Вениаминовну сделала не \"набитая\" рука, а уникальная личность, сложное мировоззрение.
Мария Вениаминовна была православной.по вероисповеданию. Юдина прожила всю жизнь в бедности и лишениях: не имела собственного рояля, часто недоедала. Всегда помогала страждущим, вызволяла из ссылок репрессированных друзей.
Она совершенно равнодушно относилась к материальному благополучию, раздавала страждущим свои гонорары, ссужала деньги на отправку в лагеря и ссылки, во время войны за счет ее пайка питалось несколько семей; О пренебрежении Юдиной к одежде и быту ходят легенды. Зимой и летом Мария Вениаминовна носила кеды, что приводило в ужас окружающих; ходила много лет в одном платье, в самую холодную погоду Юдина неизменно появлялась в легком, стареньком плаще. Нормальная же сезонная обувь немедленно дарилась. Купленная для нее митрополитом Ленинградским Антонием шуба принадлежала Марии Вениаминовне всего три часа.
Личность Юдиной в условиях советской действительности была явлением совершенно исключительным: с редкой прямотой и бесстрашием она всегда и везде высказывала свои взгляды, оказывая огромное влияние на учеников и на многих людей, входивших в круг ее общения (кроме того, она вела весьма обширную и интересную переписку, которая только в наше время постепенно становится достоянием гласности).
Юдина избежала преследований. В ней, по-видимому, была сконцентрирована та степень духовности, которая даже такое чудовище, как Сталин, приводила в замешательство. В связи с этим рассказывают почти фантастическую, но тем не менее правдивую историю о том,что о днажды ночью 1944 года, когда Сталин неожиданно услышал по радио трансляцию фортепианного концерта № 23 Моцарта, у него на глазах появились слезы, и он немедленно потребовал сделать оттиск, чтобы всегда иметь при себе пластинку. Когда Юдина приехала домой после концерта, то надолго уснуть ей не удалось: ее разбудили офицеры, увезли в студию звукозаписи, где ее уже поджидал наскоро собранный небольшой оркестр, — и так была сделана запись прямо в середине ночи, а единственная копия была оттиснута с матрицы и затем представлена Сталину (матрица выжила, и запись доступна на компакт-диске).
Вождь написал Юдиной записку с благодарностью за ее игру и распорядился вложить в конверт 10000 рублей (по тем временам — деньги огромные). Конверт направили адресату с фельдъегерской почтой, а попросту говоря — с тремя офицерами НКВД. Мария Вениаминовна незамедлительно написала ответ, в котором тоже благодарила вождя за внимание и сообщала, что деньги передала православной церкви с просьбой помолиться за его, Сталина, грехи… Как на эту дерзость, вы думаете, прореагировал тиран? Никак… Он поразмыслил и оставил Юдину в покое.
Мария Вениаминовна пережила Сталина на много лет.
Последний концерт пианистки состоялся в 1969 году.