Фанни Гензель (урожд. Мендельсон Бартольди, 14 ноября 1805, Гамбург — 14 мая 1847, Берлин) — немецкая певица, пианистка и композитор. Сестра Феликса Мендельсона Бартольди, дедом их обоих был известный еврейско-немецкий философ-просветитель Моисей Мендельсон.
[458x600]
В 1805 году в семье гамбургского банкира Абрахама Мендельсона родилась дочь - Фанни Циппора, а в 1809 - сын Феликс. Через несколько лет вся семья приняла лютеранскую веру, превратив Фанни Циппору в Фанни Цецилию, и подалась в Берлин. Именно тогда Мендельсоны стали Мендельсонами-Бартольди; после крещения было принято брать вторую фамилию. Финансовое благосостояние семьи позволяло брать детям наилучших учителей, и талант Фанни и Феликса не остался незамеченным. Они занимались фортепиано у самого Цельтера, лучшего берлинского преподавателя музыки. И он очевидно больше благоволил к сестре, нежели к брату. Сохранилось письмо Цельтера к Гёте, где музыкант с восторгом рекомендует поэту музыкально одарённую воспитанницу: "... а старшая дочь Мендельсона сыграет вам что-нибудь из вашего любимого Баха. Эта девочка - нечто особенное..."
Время шло, и вот уже Абрахам Мендельсон пишет пятнадцатилетней Фанни, которая уже пишет музыку и мечтает о карьере певицы: "Для Феликса музыка, возможно, станет профессией. Для тебя она может и должна остаться лишь украшением". Для Фанни предназначалась судьба богатой наследницы: свадьба, дом, дети. Однако замуж она вышла за очень незаурядного человека.
Вильгельм Гензель, придворный живописец, романтик и интеллектуал, влюбился в Фанни, долго ухаживал за ней и, наконец, в 1829-ом они поженились. А в 1830-ом родился единственный сын Себастиан Людвиг Феликс. Феликс - в честь любимого брата. В салоне Гензелей молодая хозяйка каждое воскресенье принимала гостей, звёзд музыкального небосклона, и выступала с фортепианными концертами и пением. К сожалению, сам Вильгельм несколько затруднялся принять участие в этом празднике мелодии. Он был вопиюще немузыкален, про таких людей говорят "медведь на ухо наступил". На празднование сорокалетия свадьбы родителей Фанни и Феликс, к тому времени уже гремевший по всей Европе, затеяли представление шуточной оперы. Вильгельму досталась партия мэра, состоявшая из нескольких нот "фа". Его партия мэра стала семейной легендой.
Ноктюрн in G minor.
Отношения между сестрой и братом были лучезарные. Феликс обожал старшую сестру, однако... всячески препятствовал публикациям её сочинений. Из переписки: "Фанни, как я её знаю, не имеет к авторству ни призвания, ни тяготения. Должно быть, она слишком женщина для этого. Она руководит домом и не способна думать ни о публике, ни о музыкальном мире, ни о музыке как таковой, пока главные её обязанности не будут выполнены. Публикация сочинений только выбьет её из колеи, так что я не могу этого одобрить..."
Фантазия in G-Moll для виолончели и фортепиано.
Впрочем, Мендельсон публиковал-таки некоторые сочинения Фанни Гензель, но - под своим именем. Не присвоения ради, а для приличия. Когда королева Виктория принимала "нового Моцарта" в Букингемском дворце, то напела одну из его знаменитых песен, свою самую любимую. Со стыдом, но честно композитор признался, что эта песня принадлежит перу Фанни.
Но был человек, всемерно поддерживающий Фанни в её мечте: писать и исполнять музыку. Да, Вильгельм Гензель, эта жертва медведя-уходава! Гензель, лишённый слуха и голоса, организовал жене дебют, фактически первое и последнее публичное выступление, на котором исполнялся концерт Мендельсона №1 для фортепиано.
Увертюра.
Всё, что издано при жизни, - это опять же во многом заслуга Гензеля. С Феликсом супруги не посоветовались, и правильно сделали. Сборник вышел в 1842 году. В 1847 Фанни не стало. Апоплексический удар. Она умерла на сцене, в своём домашнем театре, умерла, когда пела. По иронии судьбы, то была оратория Феликса Мендельсона, "Первая Вальпургиева ночь", которую с тех пор исполнять не любят. От той же болезни умерли дед, отец и мать Фанни, но они были уже в годах, а тут - цветущая женщина входит на сцену, и со сцены на руках сносят холодный труп. Феликс Мендельсон умер, также от удара, осенью того же года. Он успел завершить скрипичный квартет, "реквием по Фанни".
Автор текста: Елена Майорова.
Piano Trio Op.11
Фанни Мендельсон - автор органных прелюдий , драматической пьесы для сопрано и оркестра "Геро и Леандр", фортепианного и струнного квартетов, нескольких кантат, вокальных сочинений на стихи Гёте, Гейне, Ленау, Ламартина и других поэтов-романтиков, лирических пьес для фортепиано, среди которых наиболее известен цикл из 12 миниатюр «Год» . Наряду с Кларой Шуман и Луизой Фарранк, Фанни Мендельсон — наиболее известная среди женщин-композиторов XIX в. Изданы её письма и дневники, ей посвящено несколько романов-биографий.