Это цитата сообщения
Оксана_Лютова Оригинальное сообщениеНиколо-Угрешский Монастырь
[показать]
Николо-Угрешский монастырь был основан в 1380 году святым благоверным великим князем Димитрием Ивановичем Донским. Письменных свидетельств основания монастыря не сохранилось, однако предание, неизвестно кем и когда записанное, указывало именно на князя Димитрия как основателя Угрешского монастыря и издавна хранилось в обители.
[показать]
Стены Николо-Угрешского монастыря
[показать]
Башни Монастыря
[показать]
Святые Врата
[показать]
Николо-Угрешский монастырь
Трудно предположить, как выглядел Угрешский монастырь в первые годы своего существования, но, по аналогии с другими монастырями того периода, можно предположить, что его постройки были деревянными. Невозможно точно определить, сколько храмов было первоначально. Скорее всего, в центре обители стоял деревянный храм в честь святителя Николая. Первый каменный храм, вероятно, был построен «на рубеже XIV-XV веков, в правление великого князя Василия I Дмитриевича»
[показать]
Церковь в честь св. первоверховных апостолов Петра и Павла
Николо-Угрешская обитель была ктиторским монастырем, то есть основанная и поддерживаемая благодетелями. Ктиторами монастыря в XIV-XVII вв. были русские государи, а первым из них – великий князь Московский Дмитрий Донской.
В 1519 году Николо-Угрешский монастырь посетил великий князь Василий III Иванович, о чем сохранилось летописное повествование, приводимое Карамзиным. Вполне возможно, что московские правители и ранее посещали монастырь, однако об этом не сохранилось никаких письменных свидетельств.
[показать]
Николо-Угрешский монастырь
В 1521 году обитель и село Островбыла сожжена крымским ханом Махмет-Гиреем. В 1545 году уже отстроенный и обновленный монастырь посетил великий князь и государь Иван IV Васильевич, а годом ранее даровал жалованную грамоту, закрепившую за Угрешей право на владение четырнадцатью селами в четырех уездах и запрещавшую кому бы то ни было ездить в монастырские леса и рощи и производить в них порубки. «Обширные владения монастыря и число душ крепостных крестьян, простиравшееся до 3721, и разные льготы, права и преимущества, упоминаемые в царских жалованных грамотах, данных монастырю с 1545 по 1652 (коих сохранилось числом семь), опять свидетельствуют, что Угрешский монастырь и впоследствии пользовался благорасположением Московских Государей». В 1567 году Иван Грозный жалованной грамотой подтвердил право владения Никольской обители на владение рыбными ловлями в Нижнем Новгороде, Угреша была освобождена от таможенных пошлин на все монастырские товары по всему государству, кроме Нижнего Новгорода. Последующие грамоты подтверждали существующие льготы и давали новые преимущества.
[показать]
Колокольня
[показать]
Часовня в честь Страстей Господних
Наступивший затем XVII век принес Николо-Угрешской обители тяжелые испытания – началось печально известное Смутное время. Вновь монастырь святителя Николая оказывался в центре важнейших исторических событий.
Так, в феврале 1602 года Лжедмитрий I бежит из Чудова монастыря в Угрешу, спасаясь от гнева Бориса Годунова.
В июне 1606 года игумен Угрешского монастыря (к сожалению, его имя не упоминается) назван среди участников венчания на царство Василия Шуйского.
[показать]
Николо-Угрешский монастырь
[показать]
Стены монастыря
В 1609 году на Угреше стояли войска атамана Ивана Салкова, воевавшего на стороне поляков. В непосредственной близости с монастырем, в деревне Алексеевке, произошла битва московского воеводы Сукина с Салковым. Одержав победу, Салков занял владимирскую дорогу, а затем был разбит войском князя Дмитрия Пожарского.
Летом 1610 года, после разорения Пафнутьева монастыря в Боровске, Угрешскую обитель заняли войска Лжедмитрия II, прозванного в народе «тушинским вором». Он поселился в монастыре вместе со своей супругой Мариной Мнишек, признавшей его «чудом спасшимся мужем» и тайно с ним обвенчавшейся. Однако, через небольшое время Лжедмитрий вместе с Мариной Мнишек уехали в Калугу вместе с атаманом Заруцким.
11 сентября 1610 по предложению гетмана Жолкевского к польскому королю Сигизмунду III было направлено русское посольство, возглавляемое митрополитом Ростовским Филаретом, будущим патриархом Московским и всея Руси. Посольство должно было предложить польскому королевичу Владиславу перейти в Православие и принять русский престол. Помимо митрополита Филарета и князя Василия Васильевича Голицына в число послов входил воевода Василий Сукин, потерпевший в 1609 году поражение под Угрешей, и угрешский игумен Иона. После молебна Успенском соборе посольство выехало из Кремля, сопровождаемое множеством чиновников и полутысячей воинов. Но Сигизмунд, который сам претендовал на русский трон и желал насадить на Руси католичество, отправил русских посланников, в том числе и игумена Иону, на заточении в Киев. Угрешский игумен там и умер, так и не дождавшись возвращения на Родину.
Уже через десять дней после отправления русского посольства поляки заняли Москву, нарушив ранее заключенное соглашение. Их бесчинства в столице завершились огромным пожаром, бушевавшем 19-21 марта 1611 года. Тем временем к Москве шли дружины Первого земского ополчения. «25 марта ляхи увидели на Владимирской дороге легкий отряд россиян, казаков атамана Просовецкого, напали и возвратились, хвалясь победой. В следующий день пришел Ляпунов от Коломны, Заруцкий от Тулы; соединились с другими воеводами близ обители Угрешской и 28 марта двинулись к пепелищу Московскому»
Таким образом Угреша в 1611 году стала местом сбора дружин Первого земского ополчения, которое, к сожалению, не выполнила своих задач из-за разногласий между воеводами и внутренних мятежей. Случаи разбоя и грабежа населения со стороны ополченцев были нередки, страдал от них и Николо-Угрешский монастырь: «двадцать казаков, кинутых воеводой Плещеевым в реку за разбой близ Угрешской обители, были спасены их товарищами и приведены в стан Московский»
[показать]
Никольский и Преображенский Собор
[показать]
Николо-Угрешский монастырь
[показать]
Никольский и Преображенский Собор
[показать]
Трапезная и Колокольня
С восшествием на престол в 1613 году царя Михаила Федоровича Романова в истории обители святителя Николая наступил период расцвета. «В XVII столетии монастырь представлял собой внушительное архитектурное зрелище. Судя по описи, произведенной в 1739 году, монастырь был обнесен каменной оградой, покрытой тесом, общей длиной 700 м и высотой около 3 м, с двумя воротами. В монастыре было три каменных храма − Никольский собор (значительно обновленный в 1614 году), церковь Успения Божией Матери с трапезной и церковь Спаса Нерукотворного с колокольней. К Успенской церкви примыкала Хлебная палата, а рядом со Спасской церковью находились больничные и братские келлии». Помимо этого на территории самого монастыря находился ряд хозяйственных построек, а за стенами − конюшенный двор. Для размещения царских особ и иерархов «в монастыре была гостиница, строенная патриархом Иовом, были Государевы палаты и Патриаршие келлии»
[показать]
Церковь Пимена Угрешского
[показать]
Преображенский Собор
15 апреля 1613 года, вскоре после своего избрания, Михаил Романов подтвердил жалованную грамоту на воды и рыбные ловли в Нижнем Новгороде. А 5 мая 1614 года, в преддверии дня перенесения мощей Святителя Николая, Михаил Федорович впервые посетил Угрешскую обитель и присутствовал на освящении обновленного Никольского собора. Всего царь Михаил официально бывал в монастыре девять раз − в 1614, 1616, 1620, 1622, 1623, 1625, 1628, 1629 и в 1634 годах. Как правило, государь посещал Николо-Угрешскую обитель в мае, на день памяти святителя Николая, за исключением последнего визита, когда прибыл в июле. Однако, не исключена возможна, что число угрешских походов было и больше, так как очевидно, что кратковременные выезды в обитель не фиксировались в официальных документах, а, учитывая близость царского села Остров, легко предположить, что подобные богомолья вполне могли иметь место.
[показать]
Николо-Угрешский монастырь
[показать]
Никольский Собор
Совершив пеший поход на Угрешу в 1620 году, Михаил Федорович сделал вклад в обитель − воздух и два покровца красного атласа. Крест на воздухе был вышит золотом, а на покровцах − мелким жемчугом. В 1623 году государь и его отец, патриарх Московский Филарет, вложили в монастырь восьмиконечный серебряный с позолотой напрестольный крест, украшенный жемчугом, с шестнадцатью частицами святых мощей. А чуть ранее, в 1618 году, государыней Марфой Ивановной, матерью царя, монастырю был преподнесен рукописный «Апостол толковый».
В 1623 году Михаил Федорович даровал Николо-Угрешскому монастырю жалованную грамоту, освобождавшую монастырскую торговлю от таможенных сборов и ограждавшую монастырь и его вотчины от каких-либо притязаний со стороны государевых людей, Позднее, в 1678 году, грамота была подтверждена царем Федором Алексеевичем.
[показать]
Преображенский Собор
[показать]
Трапезная
Преемник Михаила Федоровича царь Алексей Михайлович, подобно отцу своему, весьма благоволил Угрешской обители. За время его царствования зафиксировано тринадцать угрешских походов, совершаемых с небывалой ранее церемониальностью. Каждый царский поход, и богомольный в том числе, отличался своим чином, в котором, с одной стороны, сохранялись традиционные, общие черты, но, с другой стороны, непременно что-то новое, определяемое и местом похода, и святым-покровителем монастыря, и особенностью периода жизни царской семьи, в который совершался поход.
Угрешские походы сочетались с выездом на охоту в потешное село Остров. Вместе с тем, они были приурочены к Николину дню и начинались 8 или 9 мая. Первые два похода в 1647 и 1648 гг. еще соответствовали древнему чину посещения обителей: государь отстаивал праздничную службу, ходил в трапезную. Но, с похода 1652 года царь перешел к комбинированным поездкам на Угрешу и в Остров.
[показать]
Николо-Угрешский монастырь
[показать]
Колокольня
В правление Алексея Михайловича Монастырь достиг наибольшего рассвета. «Монастырь, окруженный белокаменной стеной высотой около 3 метров и протяженностью около 700 метров, отражался в зеркальных водах четырех прудов, расположившихся по руслу речки У грешки. На Святых воротах были установлены две иконы в железных киотах − Святителя Николая и Жи-воначальной Троицы. Противоположные южные ворота выходили к пристани, что на Москве-реке. С внешней стороны над этими воротами находился Деисус с изображением Господа Саваофа и святых, а с внутренней стороны − икона Рождества Богородицы. Над стенами возвышался покрытый железом Никольский собор с главой, крытой жестью, и колокольня, устроенная над церковью Спаса Нерукотворного. Блестели на солние слюдяные окошки узорных Государевых и Патриарших палат. Немало было и других каменных построек в обители: братские.кельи, две гостиные палаты, погреб, квасоварня, поварня, две житницы. За территорией монастыря находились выстроенные из дерева скотный и конюшенный дворы. В монастыре плодоносили фруктовые сады, в прудах разводили рыбу».
[показать]
Часовня Святителя Николая
[показать]
Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери
Игумены Угрешского монастыря пользовались доверием Алексея Михайловича. Так, угрешский игумен Дионисий участвовал в венчании на царство государя в Успенском соборе Московского Кремля, а затем присутствовал на торжественном обеде в Грановитой палате. В 1646 и 1651 году царь даровал жалованные грамоты на Кременский посад в Боровском уезде и на рыбную ловлю в Курмышском уезде. В 1662 году в Николо-Угрешском монастыре производился допрос участников Медного бунта.
Но особое доверие государь оказывал игумену Викентию, управлявшему обителью в 1666-1672 гг. Именно в монастырь Викентия поместили в 1666 году раскольников протопопа Аввакума, попа Никиту Пустосвята и диакона Федора Иванова, именно на игумена Викентия была возложена задача в последний раз склонить Аввакума и его сподвижников на сторону Матери-Церкви и царской власти. Алексей Михайлович прибыл в Никольский монастырь, когда там был заключен Аввакум, ходил вокруг темницы, но не разговаривал с раскольником.
Склонить самого Аввакума к раскаянию игумену Викентию не удалось, но Никита Пустосвят и Федор Иванов написали покаянные письма. 26 августа 1666 года царь, обрадованный рождением сына Ивана, приказал освободить их из темницы и привезти в Москву. Правда потом, будучи уже прощенными, Федор и Никита вновь вернулись к приверженцам старого обряда.
[показать]
Церковь в честь иконы Пресвятой Богородицы "Всех скорбящих Радость"
[показать]
Преображенский Собор
В 1671 году в знак особого внимания Алексей Михайлович подарил Николо-Угрешскому монастырю лицевое «Житие Святителя Николая Чудотворца Мирликийского». «Житие, созданное в 40-е гг. XVII в., было написано полууставом на 421 листе (всего в книге 424 листа), переплетено в синий бархат с серебряными застежками и содержало 407 изображений, писанных красками»[4].
Игумену Викентию выпала честь встречать 11 июня 1668 у Святых врат обители царя и прибывшего с ним трех патриархов: Александрийского – Паисия, Антиохийского – Макария, Московского – Иоасафа; таким образом, Николо-Угрешский монастырь стал местом официального прощания патриарха Макария с русским царем и восточными патриархами. Викентию довелось служить в соборной литургии патриархам Иоасафу и Макарию, а затем провожать высоких гостей в село Остров.
По крайней мере еще дважды, в 1669 и 1671 годах, игумен Викентий встречал на Угреше Алексея Михайловича, прибывшего в обитель на день памяти святителя Николая. В феврале 1672 года Викентий участвовал в похоронах преставившегося патриарха Иоасафа II. Имя игумена Викентия значилось на местной иконе Спаса Всемилостивого, написанного Симоном Ушаковым в том же году.
Государь помнил о заслугах игумена Викентия перед Церковью и государством. В 1672 году в сане архимандрита Викентий переведен в Рождественский Владимирский монастырь, а через два года, в 1674 году – в Троице-Сергиеву лавру, где он начальствовал в течение двадцати лет.
[показать]
Церковь Пимена Угрешского
[показать]
Преображенский Собор
В 1690 году Викентий был в числе кандидатов на патриарший престол, но выбор пал на митрополита Казанского и Свияжского Адриана. 24 августа 1690 года архимандрит Викентий участвовал в интронизации Патриарха: передал патриарший посох царям Петру и Иоанну, а те вручили его Адриану. «Интересно, что на торжествах присутствовали также угрешский игумен Иосиф, настоятельствовавший на Угреше с 1688 по 1691 гг., и архимандрит Владимирского Рождественского монастыря Иосиф (Шохнев), бывший Угрешским игуменом в 1679-1683 годах»
Последним официальным походом Алексея Михайловича стал выезд в монастырь 17 мая 1675 года, среди окружения которого был и Афанасий Иванович Матюшкин − ловчий Московского пути. А уже в январе следующего года государь скончался.
При сыновьях Алексея Михайловича традиция угрешских походов стала угасать. Царь Федор Алексеевич за время своего краткого правления обитель святителя Николая не посетил ни разу. Но монастырь и его игумены продолжали оставаться в центре жизни русского общества. При венчании на царство Федора Алексеевича присутствовал угрешский игумен Герасим, подававший скипетр патриарху. При венчании на царство в 1862 году малолетних Ивана и Петра Алексеевичей угрешский игумен Иосиф подавал бармы царя Ивана.
Юный царь Петр трижды был в Николо-Угрешском монастыре, причем два последних похода он совершил на ботах и яхте под парусом. В 1698 году Никольская обитель стала одним из мест заключения мятежных стрельцов, выступивших против Петра.
[показать]
Преображенский Собор
[показать]
Святые врата
Наступивший в XVIII веке исполненный духа секуляризации Синодальный период в истории Русской Православной Церкв нанес серьезный удар в первую очередь именно по монашеству. В этой ситуации, вне всякого сомнения, изменилось и положение Николо-Угрешского монастыря, но, к сожалению, не в лучшую сторону. В результате изменений в жизни Отечества монастырь лишился царского покровительства, льгот по таможенным податям и сборам, все меньше паломников стало посещать монастырь, обитель постепенно стала приходить в упадок.
Оставленный вниманием первых лиц государства монастырь все более и более оскудевал. Число братии в начале XVIII века по сравнению с серединой XVII уменьшилось почти втрое, а во второй половине XVIII века – и вчетверо (25 насельников) ...
Нормальную жизнь в монастыре нарушали и внешние обстоятельства. В Угреше, согласно распоряжениям Консистории, содержали заключенных, умалишенных и инвалидов. В 1759 году игумен Ефрем просил о выводе из монастыря колодников. В 1760-1762 гг. с подобной просьбой обращался в Консисторию его преемник игумен Ириней (Братанович).
В 1737 году игумен Варлаам II подал в Синод рапорт о ветхости монастырских зданий, однако никакого ответа не дождался. Только лишь после второго обращения, через два года в обитель прибыл архитектор И.Мичурин, осмотревший монастырские постройки и составивший смету необходимых расходов на ремонт. В мае 1739 года ветром были сорваны крыши со многих зданий и поломаны кресты. Только лишь в 1742 году из Синода были выделены средства на обновление монастырских построек.
[показать]
Статуя Монаха
[показать]
Церковь святого апостола и Евангелиста Матфея и вмц. Параскевы Пятницы
В 1763 году в совершенно непригодное состояние пришел храм Спаса Нерукотворного, в котором уже с 1757 перестали совершать богослужения из-за опасности обрушения здания. Но, тем не менее, определенное строительство в монастыре велось. В 1755 году к Святым вратам была пристроена часовня в честь святителя Николая, в 1761 году построили трехъярусную колокольню, а в 1763 году заново была отстроена и освящена Успенская церковь, в которой находился чтимый образ иконы Божией Матери «Взыграние».
Секуляризация церковных земель в 1764 году, проведенная императрицей Екатериной II, только усугубила тяжелое положение в обители, отнесенной к штатным монастырям третьего класса, в штате которых не должно состоять более 12 монахов, включая настоятеля, и на содержание обители выделялось всего 950 рублей в год.
В 1771 году, во время эпидемии чумы, обрушившейся на московскую землю, в Николо-Угрешском монастыре был устроен лазарет для зараженных моровым поветрием. Братию монастыря на это время перевели в Николо-Перервинскую обитель.
[показать]
Николо-Угрешский монастырь
[показать]
Колокольня
В 1777 году по прошению игумена Симона монастырю были выделены деньги на ремонт пришедшей в ветхость Успенской церкви, так как в ней уже невозможно было служить, пришли в ветхость и другие здания. Однако средства выделялись скудные, их далеко не всегда хватало на восстановление старых построек. Так, пришедший в ветхость храм Спаса Нерукотворного так и не стали восстанавливать и в 80-ые гг. XVIII века разобрали.
В конце XVIII − начале XIX веков настоятели в монастыре, как правило, только числились, а управляли обителью их наместники. Исключением был игумен Варнава, наместник Чудова монастыря, назначенный в Угрешу в 1777 году и уволенный от должности в 1791 году. Отец Варнава, хотя в монастыре постоянно не проживал и имел здесь наместника иеромонаха Иакова, но принимал деятельное участие в жизни обители, вникал во все ее дела, интересовался ее историей.
В 1803-1815 годах в монастыре сменилось 6 настоятелей, но фактически монастырем управлял иеромонах Амвросий, родом из Малороссии, к которому весьма благоволил митрополит Московский Платон. Иеромонах Амвросий оставался на Угреша во время нашествия французов в 1812 году, когда в стенах монастыря стоял один из отрядов захватчиков и зданиям и храмам Угреши был нанесен немалый ущерб; ризница монастыря на этот период была перевезена в Вологду.
При правителе-иеромонахе Амвросии были перестроены в 1804 году братские кельи, в 1806 году построен постоялый двор в пойме Москвы-реки вместо снесенного половодьем, на пожертвования купца Федора Ивановича Крутицкого сделана трапезная при Успенском храме в 1810 году, братская баня в 1815 году
[показать]
Башня Николо-Угрешского монастыря
[показать]
Стены Монастыря
[показать]
Святые Врата
В конце XVIII – первой половине XIX веков на Угрешу часто помещали монахов, совершивших серьезные проступки, несмотря на это и на ухудшение материального положения духовная жизнь все-таки продолжалась. Бывших угрешских игуменов за их усердную службу рукополагали в архиерейское достоинство.
В 1834 году число братии Николо-Угрешского монастыря сократилось до 10 человек, из которых монашествующих было только лишь шесть. Обитель пребывала в крайне запущенном состоянии, речь шла даже о ее закрытии. Но, по милости Божией, монастырю предстояло стать «второй Лаврой», так впоследствии называли обитель московские святители.
Постепенно обитель стала подниматься как в духовном, так и в экономическом отношении. У монастыря появились благотворители, которые по собственному желанию жертвовали средства на его благоустройство. В 1840 году на средства московского купца Ивана Петровича Пятницкого и жены его Анны Андреевны Пятницкой в колокольне был сооружен храм в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. В 1841 - 1843 гг. на средства, пожертвованные Авдотьей Ивановной Рыбниковой, в монастыре возобновили, перестроили и расширили соборный Никольский храм. В 1849 году на средства московской купеческой жены А.М. Зубовой собор был расписан. В 1850-1852 гг. различными лицами было пожертвовано 55 000 рублей серебром. На эти средства в обители расширили Успенский храм, в котором устроили придел во имя преподобной Марии Египетской, перестроили корпус, примыкающий к настоятельским келлиям, построили деревянный на каменном фундаменте странноприимный двор. Успенский храм и придел освящал сам святитель Филарет Московский.
[показать]
Николо-Угрешский монастырь
[показать]
Николо-Угрешский монастырь
16 октября 1853 года в Николо-Угрешском монастыре был введен общежительный устав. Накануне, 15 октября, в обитель прибыл митрополит Филарет и возглавил всенощное бдение в Успенской церкви.
А уже к 1875 году число насельников достигло 130 человек. Так, приняв общежительный устав и став оплотом строгой духовной жизни, Николо-Угрешский монастырь вступил в период своего второго расцвета.
Доходы обители увеличились, возросли и владения монастыря. В обители на средства благодетелей ведется масштабное строительство. В 1854 году на средства П.М. Александрова строится трапезный храм во имя апостола Матфея и великомученицы Параскевы. В 1857-1860 гг. по проекту архитекторов А.С. Каминского и М.Д. Быковского строится пятиглавая больничная церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В 1859 году, опять же на средства П.М. Александрова, монастырская колокольня была надстроена до 6-ти ярусов и достигла высоты 77 метров. В 1855-1866 вокруг обители возводится новая каменная стена протяженностью 1700 метров и высотой 5-6 метров, с 16 башнями и 8 воротами. Одновременно строились восточный и южный двухэтажные кирпичные корпуса. В одном из корпусов расположили больницу, в которой во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. лечились раненые русские воины.
[показать]
Николо-Угрешский монастырь
[показать]
Николо-Угрешский монастырь
В 1870- 1892 гг. вдоль южной границы монастыря был построен двухэтажный корпус, в котором находилась богадельня на 50 человек, устроенная на вклад П.М. Александрова. В 1850-е гг. монастырские пруды были благоустроены, в них завели рыбное хозяйство. Построена водопроводная система для снабжения монастыря водой, сооружена Водяная башня с источником внутри нее.
....................................
Летом 1925 года храмы на Угреше были закрыты, оставлен только Петропавловский храм для общины, но не более чем на год.
[показать]
В 1918 году территории монастыря была создана детская колония Наркомфина. А в 1924 году на Угреше открылся Красный Детский городок МОНО, куда входило четыре детских дома. В 1827 году на территории монастыря образовали трудовую коммуну № 2, находящуюся в ведении ОГПУ. В нее перевезли 1300 беспризорников, коммуне отданы были все монастырские здания. В 1936 году этой колонии присвоено было имя Ф.Э.Дзержинского.
В концы 1920-х – 1930-е гг. все храмы бывшей обители были окончательно разорены и переоборудованы под жилые и административные здания. В 1940 году разобрали весьма ветхий Никольский собор. В начале Великой Отечественной войны верхние яруса колокольни были снесены из-за опасения, что высокая колокольня может стать ориентиром для фашисткой авиации.
В 1960 году, под давлением ВООПИиК, вышло постановление о государственной охране Николо-Угрешского монастыря. Реставрационные работы начались только лишь в 1870 году и велись крайне медленно. Отреставрирована была лишь Палестинская стена, а Архиерейский дом, где так же шли реставрационные работы, сгорел в 1977 году.
1990 год стал рубежом в церковной истории. Именно 1990 год дал первые плоды новой государственной политики в области религии. 1 октября 1990 года был принят закон «О свободе совести и религиозных организациях». Этот закон «новый закон был более благоприятным для Церкви, чем действовавшее до тех пор постановление ВЦИК 1929 г., но действовал он недолго – всего 15 месяцев – ровно столько, сколько оставалось существовать СССР». А в ноябре 1990 года появился закон РСФСР «О свободе вероисповеданий», который действует и поныне.
[показать]
В результате, 24 октября 1990 года состоялось первое посещение Николо–Угрешского монастыря Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.
1 мая 1991 года обитель посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, совершивший Божественную Литургию и чин великого освящения Успенского храма возрождающейся обители. Старшим священником при монастыре был назначен архимандрит Вениамин (Зарицкий), в июне 1992 года утвержденый в должности наместника монастыря, который получил новый, высокий статус, которого не имел никогда, – стал ставропигиальным. Священноархимандритом обители стал Святейший Патриарх Московский и всея Руси.
[показать]
События августа 1991 года привели к распаду Советского Союза и образованию ряда новых государств. «Новая российская власть относилась к Церкви без неприязни и предубеждений, отказавшись от официального атеизма и коммунистической идеологии»
С 1992 года при монастыре открывается детская воскресная школа, с 1993 года существует хор прихожан. Обитель собирает и взыскующих иноческую жизнь: уже в 1992 году состоялся первый монашеский постриг в стенах монастыря.
В 1992 году в возрожденной обители впервые отмечался праздник явления иконы Святителя и Чудотворца Николая святому благоверному великому князю Димитрию Донскому, ставший связующим звеном между новооткрытым монастырем и его историческим прошлым.
[показать]
[показать]
[показать]
Николо-Угрешский монастырь. На пути к свободе
В этом выпуске Алексей Светозарский начинает рассказ о Николо-Угрешском монастыре. В начале программы ведущий знакомит зрителей с памятником Святителю Николаю, установленном возле монастыря. Затем дается историческая справка об эпохе правления Дмитрия Донского и краткие сведения об основании и архитектуре Николо-Угрешского монастыря.
Николо-Угрешский монастырь. Царское богомолье
http://www.youtube.com/watch?v=Dvdo9ODxY6o
Николо-Угрешский монастырь. Преподобный Пимен
Николо-Угрешский монастырь. Сокровенная Угреша
http://www.youtube.com/watch?v=jPbWEHU4j60
http://ugresha.org/fotogallary/category/18-2013-г
http://www.lipilin.ru/fotowork/2010/fotowork165/fotowork165.0.htm