Таинственная красота, загадочный блеск, не совсем обычные свойства наделили янтарь особой притягательной силой, проявившейся в легендах и сказаниях народов мира. Большинство этих легенд пришло из седых глубин веков. Примечательно, что чаще всего самоцвет понимался как окаменевшие горючие слезы, пролитые по погибшим героям. [478x600]
Фаэтон (из Эсхилла, 525—456 до н.э.) . Янтарь — это слезы гелиад, сестер Фаэтона, горевавших по несчастному брату. Фаэтон, сын бога Солнца Гелиоса, однажды спросил у отца разрешения проехать по небу в его золотой колеснице, запряженной четверкой золотых коней. [463x600]
Гелиос отказывал, говоря: «Даже бессмертные боги не в силах устоять на моей колеснице. В начале дорога так крута, что крылатые кони едва ее одолевают. Посередине же она идет так высоко над землей, что и мною овладевает страх, а в конце так стремительно спускается, что без опытного управления конями колесница полетит и разобьется. Кроме того, дорога идет еще среди опасностей, ужасов и диких зверей. Если чуть отклонишься влево — можешь угодить на рога грозного тельца или попасть под стрелу кентавра. В правую отклонишься — станешь добычей ядовитого скорпиона или рака. Поверь, я не хочу твоей гибели». [600x385]
Но Фаэтон так умолял, так просил, что Гелиос уступил просьбам сына. Едва юноша вскочил на колесницу, как кони, почувствовав неопытного ездока, понеслись быстрее мысли. Испугался Фаэтон, отпустил вожжи, а огненные кони вовсе озверели. Они подожгли в нескольких местах небо и землю, вода в реках закипела, и богиня Гея-Земля воскликнула: «Зевс-громовержец, спаси!» [600x487]
Зевс бросил сверкающую молнию, разбил колесницу, и огонь погас. Огненные кони разбросали по небу осколки золотой колесницы. А Фаэтон, с горящими на голове кудрями, подобно падающей звезде, пронесся и упал вдали от родины в воды реки Эридана. [585x600]
Там гесперийские нимфы подняли тело несчастного и предали земле. А Гелиос в глубокой скорби закрыл свой лик и целый день не появлялся на небе, и только огонь пожара освещал землю. [600x444]
Горько плакали безутешная мать и сестры-гелиады над погибшим Фаэтоном. Скорбь была безгранична. Боги превратили плачущих гелиад в тополя. И с той самой поры стоят плачущие тополя-гелиады, склонившись над Эриданом, и падают их кровавые слезы в студеную воду, где остывают и превращаются в янтарь. [600x420]
«Поэт любви, богов и изгнания» Публий Овидий Назон писал:
Стынет под солнцем янтарь, Который прозрачной рекою
Принят и катится вдаль, В украшение женам латинским.
[600x532]
Мелеагр (из Софокла, ок. 494—406 до н.э.) . Полна приключений была судьба этого древнегреческого героя. Отец Мелеагра, царь Калидона Ойней, принося богатые жертвы богам-олимпийцам, забыл принести жертву Артемиде, и та напустила на страну грозного кабана, который опустошал все встречавшееся ему на пути. [600x504]
Горе царило в окрестностях Калидона, и тогда Мелеагр решил устроить облаву на кабана. С помощью аркадской охотницы Аталанты ему удалось убить зверя. Тогда богиня Артемида перенесла свой гнев на Мелеагра и устроила распрю между жителями Калидона и соседнего города Плеврона. Началась война. В пылу битвы Мелеагр случайно убил брата своей матери. [600x418]
Легенда имеет два варианта завершения. По одной версии мать молила богов покарать ее сына, и Апполон убил Мелеагра. Вторая версия обращается к более ранним фактам из жизни героя: когда Мелеагр родился, к его матери Алфее явились богини судьбы мойры, и одна из них сказала: «Твой сын умрет тогда, когда на очаге сгорит вот эта головня...Алфея выхватила головню и спрятала в ларец. Но когда до матери дошла весть об убийстве Мелеагром ее брата, она вспомнила о предсказании мойры, выхватила головню из ларца и бросила в костер. Как только головня превратилась в пепел, Мелеагр скончался. [600x420]
Так или иначе, но сестры героя очень горевали о кончине Мелеагра. Ставшие от горя птицами, они долго оплакивали брата, а их тяжелые слезы превратились в янтарь. [600x388] Каститис и Юрате (древнелитовская легенда) . На дне моря во дворце из медового камня, не зная волнений и горя, жила прекрасная царевна Юрате. Однажды она услышала песню рыбака Каститиса, забросившего неподалеку старую сеть, и влюбилась в него. [524x600]
К вечеру, когда море утихало, а по темной зыби его в неведомую даль пробегала лунная дорожка, рыбак Каститис и царевна Юрате встречались, она слушала его песни, а он любовался ее красотой. Но подкралась беда. Как-то вечером, когда ничто не предвещало бури, над морем разразилась гроза и молния сразила Каститиса насмерть. [507x600]
Ревнивый бог Перкунас жестоко расплатился с рыбаком, а царевну приковал цепями к стенам разрушенного дворца. И вот с той поры всякий раз, когда Юрате вспоминает о любимом, заливаясь горькими слезами, свинцово-зеленые волны морского прибоя выносят слезы царевны на берег в виде кусочков янтаря. [260x195]
В Паланге (Литва) на побережье Балтики сейчас стоит необыкновенный памятник, посвященный героям древнелитовской легенды: рыбаку Каститису и морской царевне Юрате. [600x540]
Осколки Солнца (прибалтийская легенда) . Давным-давно по небу ходило не одно, а два Солнца. Одно из них было огромное и тяжелое. Однажды небо не выдержало его, и светило упало в море, застыв при падении. Ударившись об острые скалы морского дна, оно разбилось на мелкие кусочки. С тех пор волны поднимают со дна моря и выбрасывают на берег большие и маленькие кусочки солнечного камня... Птица Гауйя и охотник Косо (латвийская легенда) . Жила в лесной чаще дивная птица Гауйя, которая хранила в своем гнезде янтарное ожерелье удивительного свойства. В нем можно было увидеть одновременно семьдесят чудес света. Одна сторона ожерелья дарила зрелище удивительных по своей красоте городов, знакомила с далекими странами и народами, другая открывала красоты лазурного моря, изумрудных лесов и заснеженных вершин, третья удивляла бескрайней равниной с чистой, как серебро, речкой...
По приказу короля далекой Тоскании, прознавшего про это чудо, охотник Косо выкрал ожерелье. Однако птица Гауйя настигла похитителя, подняла его вместе с ожерельем в воздух, а затем, разжав когти, бросила в море. С той поры никто не видел драгоценности. Полагают, что каждый камешек из ожерелья пустил на илистом дне корни, и на его месте выросло дерево. С веточек дерева медленно стекают капли, похожие на слезы. Так дерево изливает тоску по Гауйе. Каждая капля, попадая в руки человека, превращается в янтарь. Крот и Человек (современная латвийская сказка) . Узнав, что у Человека нет ни куска янтаря, крот очень удивился и пригласил его в подземную янтарную мастерскую. Все обитающие в ней мастера понимали язык самоцвета, поэтому прежде чем взяться за работу, советовались с камнем, как его лучше обрабатывать.Даже самый заурядный осколочек поворачивался к мастеру своей лучшей стороной. Когда Человек покидал подземную мастерскую, крот подарил ему камень неписаной красоты. С той поры, если Человек устанет, самоцвет шепчет ему волшебные слова — и усталость как рукой снимает. И еще одним волшебным свойством наделен янтарь: в присутствии плохих людей он тускнеет, но зато среди добрых, словно оживает, весь сияя. Екатерининский дворец, г. Пушкин.Янтарная комната.
В убранстве комнаты использовались янтарные мозаики, составленные из кусочков янтаря разного цвета и размера. Большая часть этих мозаик была подарена Петру Великому прусским королём Фридрихом Вильгельмом I. По приказанию Елизаветы Петровны янтарные панели были отправлены в 1755 году в Царское Село, где Растрелли дополнил янтарные пано зеркальными пилястрами, золоченым резным орнаментом и живописным фризом. Более двухсот лет уникальная янтарная комната украшала Екатерининский дворец. В 1942 году гитлеровцы вывезли янтарные панели в Кёнигсберг. В 1945 году шедевр пропал и о его судьбе до сих пор ничего не известно. В 1983 году начались работы (проекту архитектора А. Кедринского) по воссозданию янтарных пано. Торжественное открытие воссозданной Янтарной комнаты состоялось в 2003 году. [445x600]