Китай – уникальное общество, которое, участвуя в глобалистских проектах, не утрачивает своей идентичности. Это непредставимо для других культур: когда это делают западные страны, Россия, исламские, латиноамериканские государства, они меняют свою идентичность на западную, принимают основные параметры глобализации и становятся ее жертвами.
· Но кто же тогда ответственен за структуру сохранения идентичности в China town? Часть китайцев в США даже не говорят на английском. Мы имеем дело с особой формой самосознания, которая даже погружаясь в чужое общество, сохраняет свои признаки.
· Китай не утрачивает суверенитет – напротив, он прагматично использует возможности, которые открывает глобализация. Это стратегия консервативной революции, а не либерализма или догматического коммунизма. Китай следует своей собственной судьбе – и этому посвящена вся интеллектуальная сила компартии. Компартия мыслит себя как продолжение единой китайской цивилизации. В центре политического внимания современной китайской культуры – конфуцианский кодекс, соотношение конфуцианства и даосизма, стратегические принципы Сунь-цзы. Современный Китай – тот же самый вечный Китай, который пользуется элементами Модерна для укрепления собственного суверенитета.
· Если в Иране была проведена консервативная революция под эгидой исламского мировоззрения, жестко и в оппозиции Модерну, то в Китае это провели более мягко, гибко.
· Китайская цивилизация использует все, что попадает под руку, в своих интересах. Это и есть консервативная революция, это и есть Четвертая Политическая Теория. КНР заинтересована в том, чтобы даже китайский капитализм приносил пользу – например, олигархи обременены большими социальными и политическими обязательствами. То есть, это капитализм с социальной ответственностью. Даже если у них есть состояние, оно до конца им не принадлежит – это общее для китайской цивилизации. Если они будут думать только о себе, они выпадут из системы. Местные олигархи – «коммунистические», и частично выполняют долг государства. Они «менеджеры» Великого Китая.
· Это успешная версия того, чем мы могли бы и должны были быть – с нашими ценностями. Китай сохранил принцип социальной справедливости, сильного государства, этических норм. Для глобализации установлены границы – когда она может навредить и нарушить эти принципы (например, запрещены глобалистские сервисы, социальные сети и пр).
· Китайский капитализм – это капитализм за вычетом лжи и ненависти к другому. Это этический капитализм. Китайцы любят принцип win-win. Западная модель капитализма – это «человек человеку волк».
· Сейчас важно выстраивать с китайцами консервативно-революционный диалог. В ближайшее время вся архитектура мира будет зависеть от китайского сотрудничества. Между тем, Китай выходит на новый уровень конфронтации с Западом: он исчерпал все позитивное, и сейчас делает аккуратный сложный вираж.
Александр Гельевич (р. 1962) – видный отечественный философ, писатель, издатель, общественный и политический деятель. Доктор политических наук. Профессор МГУ. Лидер Международного Евразийского движения. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...
Самое для меня печальное ,что мы не уберегли то,чем не просто гордились,а чем жили,развивались,щедро делились,думая ,что никто не в силах сбить нас с пути.Кто что и у кого заимствовал,уже не столь важно...Важно-не останавливаться и не озираться по сторонам.Да и путь...Мы ещё словно на распутье:прошлое не вернуть и будущее,словно в тумане...