Если воин и государь-полководец Александр Невский завершил свою жизнь в монашеской схиме (он почил в Фёдоровском монастыре города Городца под Нижним Новгородом), то другой, не менее значимый в истории Отечества воин-монах – Александр Пересвет – вступил в свой последний бой уже будучи иноком. Как странно и причудливо прорисовывает Промысел Божий узоры людских судеб, предначертанных к великому подвигу ради Отечества!
Из летописей известно, что знатные мужи Пересвет и Ослябя до поступления в монастырь успели достичь больших высот в ратном деле. А когда на Русь надвинулась чёрная туча полчищ Мамая, и святой князь Димитрий Донской начал собирать воинство для решающей битвы, преподобный Сергий Радонежский не только благословил Димитрия на схватку с ордынцами, но и отрядил в его войско богатырей Пересвета и Ослябю. Одно это, по свидетельству современников, ощутимо подняло дух русского воинства: обоих в народе знали, уважали и чтили.
Кондрашов С.Н. «За Русь Святую. Пересвет и Ослябя». 2012
Но Пересвету предстояло нечто большее. Именно он принял вызов на смертный бой от непобедимого ордынского богатыря Челубея перед началом сражения. Челубей был не только выдающимся воином. В орде ему приписывали магическую несокрушимость и даже бессмертие. На него смотрели как на полубога. Челубей и внешне выглядел мощнее Пересвета. Казалось, исход поединка был предрешен.
Какая неведомая Высшая Сила подсказала русскому герою, как победить мощного врага? Ведь Пересвет сделал, наверное, то, что до него не делал никто. Неожиданно для всех, вопреки логике и здравому смыслу, он сбросил с себя доспехи и в одной рубахе на лихом коне бросился в атаку. Копьё Челубея было существенно длиннее русский копий. Зная это, Пересвет позволил противнику пронзить себя насквозь, чтобы, приблизившись к нему вплотную, поразить в сердце «бессмертного» ордынского богатыря. Оба испустили дух.
Дмитрий Донской (на коне), Пересвет и Челубей (убиты) на Куликовом поле. Гравюра. 19 век. Автор неизвесте, возможно, Борис Артемьевич Чориков (1802–1866)
Но, по преданию, Челубей сразу рухнул на землю, а Пересвету хватило сил, чтобы вернуться в строй. Там, с молитвой ко Господу, он и умер.
Фильм рассказывает о духовном и ратном подвиге известных исторических героев Куликовской битвы Пересвета и Осляби, о силе русского духа. Александр Радонежский, в миру Пересвет был брянским боярином, опытным ратником. Он принял монашеский постриг с именем Александр.
18 августа 1380 года благоверный князь Московский Димитрий испросил у преподобного Сергия Радонежского благословение на Куликовскую битву и просил также дать ему в подкрепление 2 воинов - братьев Александра - Пересвета и Андрея - Ослябю. Призвание монахов-бойцов имело в первую очередь духовное значение. Преподобный Сергий дал им "вместо тленного оружия нетленное - крест Христов, нашитый на схимах, и велел вместо золоченых шлемов возложить на себя". Передав воинов-схимников в распоряжение князя, преподобный Сергий сказал им: "Мир вам, братья мои, крепко сражайтесь с погаными татарами, как добрые воины, за веру Христову и за все православное христианство".
По дороге на битву Александр - Пересвет остановился в келье отшельника, жившего на месте будущего Димитриевского монастыря. Облачившись в воинские доспехи, монах-богатырь отдал отшельнику свой дорожный посох, сделанный из цельного яблоневого дерева. С тех пор посох сделался местной реликвией.
В день Рождества Пресвятой Богородицы, перед началом Куликовской битвы, Александр-Пересвет принял вызов богатыря из войска Мамая и вступил с ним в единоборство. Воины ударились копьями, оба упали с коней и скончались. "Ничейный" исход поединка явил духовную силу благословения преподобного Сергия, воодушевил русские войска и стал залогом их исторической победы. Тело преподобного Александра Пересвета было погребено близ церкви в честь Рождества Богородицы "на старом Симонове". Здесь же положили тело преподобного Андрея-Осляби.
Подвиг святого Александра Пересвета стали сразу стали прославлять в повествованиях о Куликовской битве - древнейший известный рассказ "О побоище, иже на Дону", а также летописная "Повесть о Куликовской битве" сообщают о его гибели на Куликовом поле. Также о ней повествует и наиболее полный рассказ о схимниках-воинах Александре и Андрее, изложенный в "Сказании о Мамаевом побоище". Его имя вошло в летописные списки убиенных на Куликовом поле и в синодики.
Время местной канонизации преподобных Александра и Андрея неизвестно. В XVII веке их имена были внесены в святцы. В Месяцеслове Симона (Азарьина) середины 1650-х годов сказано: "Преподобнии старцы Александр и Родион, нарицаемии Пересвет и Ослябя, иж на Мамаеве побоищи убиени быша". В конце того же века их имена как преподобномучеников Московских были включены в "Описание о российских святых". В 1896 году их имена были помещены также в "Троицком патерике" (в числе "учеников и сподвижников прп. Сергия, в месяцесловах не означенных").
Со временем над останками преподобных Александра и Андрея были устроены надгробия, оказавшиеся в "палатке каменной под колокольней". После разборки колокольни надгробия были уничтожены, в 1794 году вновь сооружены и в XIX веке обустроены приделом. Хранившийся алтаре собора Скопинского Димитриевского монастыря посох святого был в XIX веке урезан, а в XX веке изъят и передан исторической экспозиции Рязанского государственного историко-художественного музея-заповедника. Нательный крест Пересвета долгое время находился в собрании князя Олсуфьева. В 1928 году Богородице-Рождественский храм был закрыт и оказался на территории завода «Динамо». Надгробия были вновь уничтожены и снова восстановлены только после возрождения храма в 1989 году, по инициативе известного художника П. Д. Корина. Сейчас в храме устроена сень над двумя надгробиями, но сами останки во время восстановительных работ не нашли, так как это место было на много метров забетонировано. В 2006 году храму был посох Пересвета из Рязанского историко-архитектурного музея.
В 1981 году имена святых монахов-воинов были включены в состав Собора Радонежских святых. Их память было определено отмечать накануне праздника Рождества Богородицы (дня Куликовской битвы) - 7 сентября. В 2000 году в честь святого был назван город.
Сила этого беспримерного мужества оказало столь мощное воздействие на русских ратников, что после кровопролитной сечи враг впервые понес столь масштабное поражение. Да, вскоре хан Тохтамыш сумел отомстить дерзким русским за Куликовское поражение. Он осадил и сжег Москву. Но победный духовный импульс, рожденный на Куликовом поле, уже крепко поселился в сердцах народа и знати. Святой Руси предстоял еще долгий путь к окончательному освобождению от ордынского ярма, и он отнюдь не был усеян розами. На этом пути случались победы и поражения, измены и подвиги, спады и подъемы. Тем не менее, именно Куликово поле по праву считается исторической отправной вехой, с которой, после долгих веков уныния и раздоров, началось трудное восхождение Русского мира к новым историческим высотам. Это невозможно оспорить.
Каждому из нас стоило бы хотя бы однажды выделить несколько минут своего драгоценного времени, чтобы душою погрузиться в то тревожное и славное время. Ведь Димитрий Донской, Пересвет и Ослябя нам не чужие. Это наши предки, дух коих наверняка теплится в наших остывающих сердцах. Этот дух настойчиво требует возрождения, он никогда не смирится с любой формой порабощения и растления Отечества. Победная духовная эстафета от самодержца к полководцу, от монаха-воина к суворовскому чудо-богатырю нескончаемой линией тянется сквозь века нашей истории. И для нас уже не секрет, что понятия «монах» и «воин» - отнюдь не антиподы, что это не более, чем две стороны одной медали, два взаимосвязанных образа служения людям и Богу.
Вот и сегодня, когда временно поник наш народный дух под гнетом либеральных псевдоценностей, когда чужеродная «культура греха» добирается «до самых до окраин», великаны прошлого, словно встают из своих гробниц, взывая к тем сокровенным и вечным струнам, которые найдутся в каждой честной русской душе. Может быть, необязательно и не каждому предстоит подставлять свою грудь вражескому копью, как это сделал Александр Пересвет.
Но перед каждым, и это совершенно точно! - однажды встаёт выбор: с кем ты, на чьей стороне ты ведешь свой незримый бой?
merlinwebdesigner, спасибо, Михаил! знаете. мы когда-то были в Симоновом монастыре в Москве, на поклонении свв. Пересвету и Ослябе -- мне это так запомнилось! рака очень красивая и как бы притягивает к себе входящих в храм.
Понравилась статья. С удовольствием посмотрела мульт. Понравилось высказывание Сергеева: "...Поднимаются воины духа и народ наш к победе ведут...". И, это - так!