Сложный вопрос, на самом деле. С одной стороны, и правда мешает, конечно. Легко себе представить, как тошно иметь дело со вкусами и взглядами бесконечных чиновников и пилящих с ними вместе бюджеты продюсеров, пустых и лощеных, - с их «патриотизмом» и «духовностью», которые они выучили на скорую руку, поглядывая на свои большие швейцарские часы. Хочется сказать им: уйдите скорее отсюда, вы, глупые люди. Деньги положите вон там, на тумбочку, и уйдите. Но в связи с тумбочкой - возникает и неизбежное "но".
Дело в том, что жизнь вообще так устроена, что ей всегда управляет «система». То есть некое множество влиятельных лиц, занимающих должности, контролирующих ресурсы и раздающих эти ресурсы тем, кто лоялен их мнениям и представлениям о прекрасном. Цензурные рамки этой системы, бывает, двигаются туда-сюда (так, у нынешнего начальства заборы подальше, а поводки подлиннее, чем у советского), конкретные заказы начальника художнику могут меняться на все 180 градусов, но сам факт зависимости - есть всегда. Больше того, в менее явном виде он есть и в западном мире.
Там, разумеется, никакое «управление культуры» не раздает десятки тысяч квадратных метров недвижимости на Манхэттене и миллионы государственных денег под «театр Дастина Хоффмана» и «фильм заслуженного деятеля культуры Америки Р. Де Ниро», но частное происхождение продюсерских средств ничего не меняет, линия партии и правительства там тоже есть. Поди повыступай там против ЛГБТ, феминизма, мигрантов, ислама и афроамериканцев, будучи даже большим талантом, - много ли после этого дадут продюсеры? Шиш с маслом они дадут.Так что зависимость художника от начальника - это дело противное, но, похоже, вечное. А что бы этого не было - надо играть на маленьких сценах, не брать от власти (любой) квадратные метры целыми этажами, искать редких неангажированных меценатов - или ангажированных таким образом, что тебе самому нравится. В общем, жить на свои.
Но как-то это... незажигательно, что ли. Интереснее по-другому. Сначала взять метры и бюджеты - а потом разоблачать, разоблачать.
Замминистра культуры РФ Владимир Аристархов заявил Лайфу, что "Сатирикон" курирует другой чиновник.
Первый заместитель министра культуры РФ Владимир Аристархов, которого худрук "Сатирикона" Константин Райкин обвинил в сталинской риторике, заявил Лайфу, что он не знаком с Райкиным лично и ему не интересна тематика спектаклей этого театра.
— Я с ним не знаком, не общался. Мне не интересна тематика, которая нравится господину Райкину. Ситуация какая: у нас каждый замминистра занимается своей зоной ответственности, театр курирую не я. Очень хорошо было сказано Песковым, трудно комментировать. Цензуры быть не может, но понятие госзаказа есть для тех, кто желает работать на бюджетные деньги, — сказал Владимир Аристархов.
Он также отметил, что у "Сатирикона" нет оснований жаловаться на недостаточное финансирование: средства театру выделяются регулярно.
— Около 200 миллионов рублей за этот год выделили. Как только денег не хватало, мы добавили 40 миллионов. Странное заявление, что театр бедствует. Он не бедствует, он получает хорошие, неплохие деньги. Нет ни одного случая, чтобы мы требовали что-то с нами согласовывать. Не было и быть не может. У театра проблемы с посещаемостью, он один из самых непосещаемых, там в среднем получается половина зала, — добавил Владимир Аристархов.
24 октября художественный руководитель "Сатирикона" Константин Райкин в своей речи на VII съезде Союза театральных деятелей России заявил, что представители Министерства культуры так разговаривают с деятелями искусства, что "ушам своим не веришь".
— С нами разговаривают наши начальники непосредственные таким лексиконом сталинским, такими сталинскими установками, что просто ушам своим не веришь! Это говорят представители власти, мои непосредственные начальники, господин Аристархов так разговаривает. Хотя его вообще надо переводить с аристархского на русский, потому что он говорит языком, которым просто стыдно, что от имени Министерства культуры так человек разговаривает, — сказал Райкин.
Ранее пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков прокомментировал речь худрука "Сатирикона".
— Цензура недопустима. Неоднократно эта тема обсуждалась на встречах президента с представителями театральной, кинематографической общественности. Но при этом надо чётко дифференцировать те постановки и произведения, которые ставятся или снимаются на государственные деньги или с привлечением каких-то других источников финансирования, — сказал пресс-секретарь российского лидера.
Дмитрий Песков также отметил, что когда речь идёт о произведениях, которые созданы без участия государственных денег, их свобода может быть ограничена только рамками действующего законодательства. Речь идёт в первую очередь об экстремизме и возбуждении розни на религиозной или иной почве.
Песков: Хочу, чтобы Райкин сказал, что именно ему запрещали делать
Пресс-секретарь Путина хочет, чтобы Райкин конкретизировал претензии к государству.
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков попросил народного артиста РФ, главу театра "Сатирикон" Константина Райкина сообщить о конкретных примерах цензуры в культуре:
— Я хочу, чтобы Райкин назвал хоть один случай, когда кто-то пытался ему что-то навязать или запретить. И тогда мы вернёмся в начало этой дискуссии. Хотел бы, чтоб он сказал: "Мне запрещали делать в "Сатириконе" это или навязывали вот это". Вот тогда это будет дискуссия, действительно основанная на чем-то, — заявил Песков.
По мнению Пескова, в настоящий момент обсуждение вопроса зашло в тупик:
— Они огромные таланты, и мы говорим, что цензура недопустима. То есть мы спорим: они говорят, что цензура недопустима, мы говорим: да, цензура недопустима. И спорим друг с другом. Хочу понять, насколько неслучайно [возникла тема].
— Меня очень тревожат те явления, которые происходят в нашей жизни, эти наезды на искусство, на театр в частности. Эти беззаконные, экстремистские, наглые, агрессивные, прикрывающиеся словами о нравственности и морали группки оскорблённых людей, которые закрывают спектакли, закрывают выставки. И к которым власть нейтральна.
merlinwebdesigner, а "жить на свои" большинству наших театров, например, не удаётся. был (ну, собственно и есть, здание-то никуда не делось!) театр русской драмы. но артисты, которые служат в нём, которых мы любили, теперь изображают из себя подстилку власти. как им только самим не противно, не знаю. из порядочных театров остался только ТЮЗ, где наравне с детскими спектаклями ставят очень хорошие спектакли для взрослых. но это -- оазис культуры и то только потому, что там хорошие артисты и худрук.
Ответ на комментарий Хитр_из_Дупла #
Вы об Украине. Здесь же, о России, и речь не о том, что не нужно помогать. Речь о балансе интересов. Желаешь "экспериментов" для спорных проектов, изыскивай самостоятельно на это средства. А заявлять о том, что - "мне и моему театру, - мало", хотя уже были получены значительные средства, довольно своеобразная позиция. Мало? Зарабатывай. Не знаешь как сделать так, чтобы не быть вечно в долгах? Поясню, - живи по средствам. Желаешь больше тратить, учись зарабатывать или найми профессионала. Кому сейчас легко. Ибо какой-то странный "капитализм" получается. Деньги дай, а в ответ, - "система ниппель, туда дуй, оттуда - ...", ну вы понимаете.
Ответ на комментарий Хитр_из_Дупла #
Товарно-денежные отношения и подразумевают под собой, - товар, деньги, товар. В культуре своя специфика, но когда идёт речь о грантировании/грантах, там, значительно более жесткие условия выполнения поставленной задачи или если желаете, спрос за результат. В данном случае, "по-Райкину", деньги дай и пшел вон сатрап, опричник ненавистный".
Ответ на комментарий Хитр_из_Дупла #
Суть в том, что если кому-то и помогать, то это тем, кто работает в маленьких городках, сёлах, станицах и т.д. На те 200 с лишним миллионов, доставшихся Райкину, можно было построить несколько десятков современных сельских клубов. Создать "очаги культуры", там где их нет или недостаточно. Если же у него проблемы с посещаемостью, то либо репертуар подобран неудачно, либо не настолько он и талантлив. Хотя, талантливым во всём могут быть лишь единицы, как показывает практика, и по всей видимости, он не принадлежит к их числу.