• Авторизация


Индия-Россия, тёплые двусторонние отношения, но с холодком 01-10-2016 17:51 к комментариям - к полной версии - понравилось!


ИНДИЙСКО-РОССИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

[250x250]

По всему миру устанавливаются новые взаимосвязи, которые казались невозможными всего несколько лет назад. Поэтому Индии не нужно тревожиться по поводу укрепления российско-пакистанских отношений. Но она, конечно, должна быть начеку.

[показать]

By Rajesh Singh

В конце 1955 года первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев посетил Индию, где был восторженно принят индийцами во главе с премьер-министром Джавахарлалом Неру. Он также заехал в Шринагар, где якобы решительно заявил, что индийцам стоит только позвать в случае возникновения угрозы в Кашмире со стороны внешних сил, и Советский Союз услышит и придет на помощь. Правда это или нет, но ясно одно: Хрущев действительно занял позицию по кашмирскому вопросу, которая глубоко импонировала Нью-Дели.

Шестьдесят один год спустя русские подошли еще ближе на «расстояние слышимости». Несколько дней назад они прибыли в Пакистан, где впервые в истории проводятся совместные военные учения с пакистанской армией. Сомнительно то, что они не расслышали или во всяком случае не почувствовали голос беспокойства Индии происходящими событиями. Изначально они всерьез намеревались провести учения на территории Кашмира, оккупированной Пакистаном, которые были заявлены как «совместные антитеррористические учения», и информация о которых была опубликована на интернет-сайте российского официального информагентства ТАСС. После терактов в Ури агентство ТАСС удалило информацию с сайта, и Россия выступила с заявлением: «Единственным местом проведения учений является Черат. Любые сообщения о том, что учения проходят в военной школе горной подготовки в Ратту, являются ошибочными и злонамеренными».

Подобным разъяснением здесь никого не удалось обмануть. ТАСС публикует материалы, предоставляемые правящей партией, и трудно представить, чтобы в таком чувствительном вопросе мог быть допущен столь грубый промах. Теракт в Ури, к которому явно причастен Пакистан, мог вынудить Москву отказаться от проведения учений на территории Кашмира, оккупированной Пакистаном, но тем не менее совместные учения состоялись в другом месте.

Можно резонно предположить, что если бы теракты не произошли в Ури, то совместные российско-пакистанские учения состоялись бы на территории оккупированного Пакистаном Кашмира. И без событий в Ури позиция Индии по кашмирскому вопросу известна российской стороне, которая официально поддерживает Нью-Дели. Если это так, то почему Россия вообще обдумывала возможность проведения учений на спорных территориях? В самом деле, с учетом напряженности между Индией и Пакистаном Москве следовало бы более чутко реагировать на озабоченности Индии и воздержаться от такого взаимодействия на территории Пакистана.

Позиция России претерпела значительные изменения не только с 1955 года, но и с 2010 года, когда Владимир Путин, в то время занимавший пост премьер-министра, объявил, что его страна выступает против развития стратегического и военного сотрудничества с Пакистаном, поскольку оно может повлиять на отношения с Индией, своим «всепогодным другом». Всего лишь пять лет спустя Россия и Пакистан подписали рубежное военное соглашение на поставку Пакистану четырех транспортно-боевых вертолетов Ми-35М. За этим последовали визит главкома сухопутных сил Пакистана Рахиля Шарифа в Россию и поездка министра обороны России Сергея Шойгу в Пакистан. Подписание соглашения означало снятие российского эмбарго на поставку Пакистану продукции военного назначения.

С учетом истории долгого и плодотворного сотрудничества Нью-Дели и Москвы реакция с нашей стороны была приглушенной. Индийский истеблишмент был вполне удовлетворен тем, что Москва осудила теракт в Ури и упомянула «территорию Пакистана» в официальном комментарии, опубликованном в России после инцидента. В то время как со стороны индийцев проявлять чрезмерную нервозность было бы глупо, нельзя игнорировать растущее сотрудничество России с Пакистаном как фактор, слабо влияющий на российско-индийские отношения. Индии следует выйти из своей «комфортной зоны», осознать предзнаменования и не поддаваться заблуждениям апологетов России, будто Москва никогда не переступит красную черту. Дружеские времена в духе песен из фильмов с Раджем Капуром «Господин 420» или «Бродяга» ушли в прошлое. Реальная политика, а не сентиментальные соображения определяют интересы стран и их образ действий.

При этом нет нужды писать некрологи российско-индийским отношениям. Строившееся долгие годы оборонное сотрудничество имеет глубокие корни не только в плане широкого ассортимента имеющейся у Индии военной техники или сотрудничества в сфере мирного атома. Страны Запада, представленные в Совете Безопасности ООН в качестве постоянных членов, только сейчас начали поддерживать Индию. Россия делала этого в течение десятилетий. Вместо того чтобы рассматривать растущие российско-пакистанские связи с обидой, Нью-Дели должен рассматривать их в контексте факторов меняющейся расстановки глобальных сил, при этом всегда оставаясь начеку.

Что это за факторы? Первый, и, возможно, самый важный — в Пакистане возникло пространство, которое может быть занято Россией. США пусть и крохотными шагами, но все же отдаляются от Пакистана, который некогда окрестили своим главным «союзником вне НАТО». С годами США осознали, что Исламабад и его генералы двурушничают в сотрудничестве с американцами, несмотря на полученные огромные суммы из американской казны. Конгрессмен Тэд По, один из инициаторов недавнего законопроекта о признании Пакистана страной-спонсором терроризма, заметил, что США платили Пакистану деньги за предательство, хотя он предавал бы их и бесплатно!

 

   

Индии и России нужно перестроить отношения

[показать]

За последнее десятилетие много написано о дрейфе Индии в сторону США. Хотя Нью-Дели рьяно это отрицает, его растущие и более разнообразные оборонные закупки у США, усиливающиеся экономические связи, рост числа официальных визитов на различных уровнях и высокая интенсивность совместных военных учений убедили многих, что США — это новый предпочтительный партнер Индии. Периодические разногласия, например, по недавно заключённому Соглашению о логистической поддержке, отбрасываются как пережитки антиамериканизма в среде политиков и политических обозревателей, в годы холодной войны восхвалявших СССР и Китай.

Что более важно — считается, что этот дрейф происходит за счет России, страны-правопреемника Советского Союза, покровительствовавшего Индии в эпоху холодной войны. Несмотря на то, что в таком подходе есть некоторая доля правды, в нём грубо недооценивается значимость сотрудничества между двумя странами в стратегически важных областях — атомная энергетика, АПЛ «Арихант», истребитель пятого поколения, «БраМос» — и преувеличивается элемент игры с нулевой суммой в отношениях Нью-Дели с Москвой и Вашингтоном. Россия по-прежнему важна для Индии, однако следует признать, что потенциал этих отношений существенно больше, чем то, что в данный момент удаётся из них извлечь.

Одно из заметных различий в отношениях Индии с Россией и Индии с США на протяжении последних пятнадцати лет — это наличие в последнем случае волевого лидера, иногда только с одной стороны, который играл бы роль куратора этих отношений в традиционной манере. Сначала это было правительство Атала Бихари Ваджпаи и Белый Дом при Джордже Буше, которые осмелились вообразить, что отношения между Индией и США могут быть иными, нежели во времена холодной войны. После ухода из власти Бхаратия Джаната Парти в 2004 г. Манмохан Сингх некоторое время продолжал этот тренд, однако ослабление поддержки со стороны собственной партии поумерило его энтузиазм.

Что касается России, то ни в Нью-Дели, ни в Москве не было лидера, который был бы привержен строительству новых отношений в XXI веке. Несмотря на наличие нескольких сфер сотрудничества между двумя странами, инициативы в значительной степени остаются изолированными и не являются частью общего плана по укреплению отношений по всему многоуровневому спектру. К примеру, несмотря на то, что отношения России с соперником Индии Пакистаном только формируются, у них есть стратегическая рабочая группа, отвечающая за работу в различных представляющих взаимный интерес сферах и координацию совместных инициатив. Такого механизма в индийских контактах с Россией нет.

По мере диверсификации Индией источников поставок военного оборудования сокращается число совместных военных учений с Россией, а вместе с этим ослабляется уровень дружеского взаимодействия и контактов между военными двух стран. В то же время исторически российские и индийские военные не были близки. Офицеры одной страны редко участвуют в программах обмена или посещают профессиональные курсы в военных институтах друг друга. Скорее всего, взаимодействие России и Индии по согласованию стратегии в таких ключевых вопросах, как применение ядерного оружия или борьба с терроризмом, слабее чем то, что можно наблюдать на примере взаимодействия индийских учёных с военными и аналитическими центрами США и других западных стран.

Такое отсутствие интереса охватывает и другие сферы. Например, лишь несколько индийских информагентств имеют постоянных корреспондентов в России, та же ситуация и в российских СМИ. Хотя достаточно большое число индийских студентов обучается в России, особенно на медицинских факультетах, подавляющее большинство направляется в университеты англоговорящих стран. При ограниченных контактах между людьми неизбежно падает их взаимный интерес. Индийская «мягкая сила», такая как йога и курица в соусе карри, гораздо успешнее проникает в образ жизни западных обществ в сравнении с Россией. Интерес к культуре обычно подстёгивается экономическими стимулами. Торговые связи между Индией и Россией поразительно слабы — оборот менее десяти миллиардов долларов в год — на фоне в целом тёплых политических отношений. Можно стимулировать взаимные инвестиции, но торговля товарами ̶ это несколько более затруднительное дело, несмотря на взаимодополняемость двух экономик в областях энергетики, машиностроения, тяжёлой промышленности и пр. Одна из причин — расстояние: морем добраться из Индии в Россию можно только обходным путём, а существующий наземный маршрут пролегал бы через Пакистан, Афганистан, Казахстан и по меньшей мере ещё через две среднеазиатские республики. К тому же регион политически нестабилен, и геополитические реалии Южной Азии делают такой маршрут невозможным.

Альтернативный путь — широко разрекламированный международный транспортный коридор (МТК) «Север — Юг». Этот маршрут не только соединит иранский порт Чабахар с пунктами назначения в Афганистане, Центральной Азии, Азербайджане и России, но и после готовности также предполагает выход на европейские рынки. Согласно разработчикам, новый путь будет по меньшей мере на 30% дешевле и на 40% короче существующего маршрута между Индией и Европой. При том, что разговоры о транспортном коридоре ведутся ещё с 2000 года и группа первоначально заинтересованных в проекте сторон — Россия, Иран, Индия — на сегодня разрослась до дюжины стран, на деле достигнуто мало. Это происходит в значительной степени из-за санкций, наложенных на Иран в связи с его ядерной программой, но с устранением этого препятствия мало что останавливает строительство МТК, кроме политической воли.

Важно рассмотреть ошибочные представления о «сдвиге» Индии, поскольку его последствия могли бы исполнить предсказание. Россия, например, недавно заключила оборонные сделки с Пакистаном, пусть и небольшие, и даже запланировала с ним военные учения. Это предположительно делается, чтобы дать понять Индии — её флирт с США не останется без последствий. Принципиальное различие между этими двумя связями, однако, заключается в том, что всё приобретаемое Пакистаном оружие будет использовано против Индии, тогда как отношения США с Индией не направлены против России. Их цель, скорее — вовлечь Индию в такой международной порядок, при котором сдерживались бы глобальные амбиции Китая. Политика Москвы «око за око» ошибочно интерпретирует эту динамику и ущерб, который она может причинить отношениям с Нью-Дели в случае продолжения. Возможно, главная проблема, мешающая более тесным российско-индийским отношениям, заключается, в том, что такой союз не имеет явного противника, против которого стоило бы объединять силы. Индию главным образом беспокоят Китай и Пакистан, и в меньшей степени ̶ структура расстановки сил на Западе. С другой стороны, Россию всё больше тревожит постепенное продвижение США и НАТО на восток своих западных рубежей. На фоне европейских и американских санкций против России после возвращения Крыма Москва вынуждена учтиво относиться к Пекину, хотя и не демонстративно — она не может радоваться новообретённой уверенности Китая в своих силах. Соединённые Штаты важны для Индии в поддержании баланса в отношениях с Китаем (хотя Нью-Дели публично отрицает эти реалии), который для России остаётся меньшим злом. При отсутствии противника, пусть даже тайного, союзам требуется гораздо больше усилий для сплочения.

В интересах обеих стран продолжать совместную работу и укреплять отношения — одна голова хорошо, а две лучше. Стимулом для этого должна быть не воображаемая ностальгия, к которой зачастую склонна Индия, а прагматическое понимание того, что оба государства могут многое получить от большей взаимосвязанности, торговли и обменов друг с другом. Потребности Индии, страны третьего мира с населением 1,3 млрд человек, колоссальны и превосходят таковые у любой другой страны. Россия должна понимать это, наблюдая за частыми визитами американцев в Нью-Дели. Индия также должна дозволять сближение России и Китая, учитывая тот факт, что натиск со стороны европейцев и США оставил Москве немного альтернатив. Дальнейшему развитию российско-индийских отношений мешает некоторая летаргия в понимании контекста их связей в новом мировом порядке. Индию больше не устраивает роль пассивного клиента, а Россия не может более оставаться великодушным покровителем. С переменами в глобальном балансе сил Россия и Индия должны заново открыть свою ценность друг для друга и избегать обид во взаимном мировосприятии и поступках.

Автор, Джайдип Прабху (Jaideep Prabhu) - профессор университета имени Джавахарлала Неру

   

 

Вопреки общему впечатлению, Вашингтон год за годом сокращает денежную помощь Пакистану. Согласно данным исследовательской службы Конгресса, общий объем помощи на цели обеспечения безопасности упал с 1,28 миллиарда долларов в 2011 году до 320 миллионов в 2016 году, а экономическая помощь снизилась с 1,19 миллиардов в 2011 году до 420 миллионов. Совсем недавно США заморозили передачу 300 миллионов долларов военной помощи. Россия полагает, что с «уходом» США у нее есть возможность заполнить образовавшийся вакуум. Пакистан получает военное оборудование, которое становится все труднее приобрести у США, а Россия обретает стратегическую точку опоры в регионе.

Второй фактор — потепление российско-китайских отношений. После распада СССР Россия осознала, что можно эффективнее противостоять США, укрепляя связи с другой нарождающейся державой. Этот тандем замечен в подходах к отношениям с Ираном, Сирией и многими странами Ближнего Востока. Россия также рассматривает партнерство с Китаем в свете попыток Запада расширить присутствие НАТО вплоть до ее границ. А если Китай в команде, то может ли Пакистан отставать?

Третий фактор — диверсификация Индией источников военных поставок. Она уже не рассматривает Москву в качестве единственного адреса своих запросов, а поддерживает энергичные отношения с США, Израилем и Францией, уже выходящие за рамки чисто оборонного сотрудничества. России, которая долгое время была для Индии крупнейшим поставщиком продукции оборонного назначения, теперь приходится соперничать с наступающими ей на пятки США. И действительно, за три года вплоть до 2014 года почти 40% потраченных Индией денежных средств на оборонные закупки шли к американцам, тогда как Россия довольствовалась только 30%. Это подтолкнуло Россию к поискам других рынков, и пакистанский рынок ничем не хуже остальных.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
vdovuska2013 01-10-2016-20:09 удалить
merlinwebdesigner, спасибо за пост Михаил. Я все же верю в дружбу с Индией. И она будет только укрепляться. А какой друг был у нас в лице Рабиндраната Тагора.
Ответ на комментарий vdovuska2013 # Много чего, было.


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Индия-Россия, тёплые двусторонние отношения, но с холодком | merlinwebdesigner - Казаче | Лента друзей merlinwebdesigner / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»