"У нас как-то принято представлять Ивана Грозного в виде такого неслыханного злодея. Между тем возьмите самые серьезные исторические исследования об Иване Грозном. Из них вы узнаете, что при нем было казнено три, максимум четыре тысячи человек. Между тем, его современник Карл IX за одну ночь уничтожил три тысячи гугенотов. За одну ночь - не за тридцать лет правления! А вообще на Западе в тот же период, когда у нас правил Иван Грозный, было казнено, причем, обычно самыми жестокими методами, вплоть до сожжения живьем 300-400 тысяч человек. По тогдашним временам это гигантская цифра, если учесть, что население европейских стран было примерно в десять раз меньше нынешнего".
Для того, чтобы лучше понять, как эта, однозначно выдающаяся историческая личность, преподносилась (в литературе, в школе, в фильмах) нескольким поколениям граждан нашей страны, достаточно просто внимательно посмотреть на памятник Тысячелетию России, установленный в Великом Новгороде в 1862 году. Внимательно вглядевшись в него, вы поймете, что это лишь памятник извращенному историческому воображению русской интеллигенции XIX века. Вы найдете там бронзовые портреты ряда деятелей эпохи Ивана Грозного. На нем запечатлены Сильвестр, Анастасия Романова (?), Адашев, Гермоген, а вот самого Ивана Грозного-то и нет (!!?!!?!)... Странно, право, ведь человек 37 лет (!) сидел на русском троне. Казалось бы, хоть за то, что он просто сидел на нем, даже если б ничего для страны не сделал - все-таки срок рекордный (а вот на этих-то моих словах ты, внимательный читатель, справедливо б мне заметил: "Врешь! Иван Васильевич сидел на троне Великого князя московского не 37 лет, а аж... 51 год". И ты прав был бы, действительно, небывало долгое правление Московией выдалось Грозному царю. А 37 лет он активно действовал, уже как царь всея Руси).
Но нет Ивана Грозного на этом памятнике! Упустили из вида авторы бронзового сооружения - опустили весь период отечественной истории с 1547 по 1584 годы. И, видимо, в качестве компенсации потери на памятнике отлиты в бронзе другие люди - князь Жемайтийский Кейстут, Александр Кокоринов... архитектор... После этого, наверное, не стоило бы в ХРОНОСе даже упоминать про столь анти-исторический памятник. Однако, я намеренно привожу его краткое описание, можно сказать, ставлю в пример, именно здесь, в подборке биографических материалов о Иване Грозном. Чтобы читатель знал, чего ждать от той части литературы, в которой, можно сказать, первый русский царь изображается не совсем адекватно. Читая любые публикации про Ивана IV, старайтесь всегда держать в уме пример с памятником. Этот нехитрый прием поможет вам заметить всякую попытку недобросовестных авторов (а таких немало) принизить роль Ивана Васильевича. Из приведенных ниже материалов (а они представлены рядом биографических статей; перейти к ним можно через гипертекстовое меню, расположенное чуть ниже), на мой взгляд, наиболее взвешенную оценку жизни и деятельности царя дает Вадим Валериановиx Кожинов в книге "История Руси и русского слова", а именно в главе первой - Пути русского исторического самосознания. Ну, и кроме литературы, советую обратиться к первоисточникам, почитать тексты, написанные самим Иваном Грозным. Он проявляется в них, как серьезный политик, мудрый и справедливый. Вот хотя бы прочтите Послание Ивана Грозного Василию Грязному или Послание английской королеве Елизавете. Ниже приводится целый ряд документов. Уверен, что вы разберетесь, каким был на самом деле этот грозный царь.
Роль Грозного в русской истории является ключевой. Если бы мы лучше и полнее понимали сегодня, что такое Россия, на каких основаниях и на каких идеях создана наша великая страна, то мы не колеблясь должны были бы сказать: Иван Грозный – это подлинное имя России. Именно его правление и его время были кульминацией русского самосознания. При Иване Четвертом мы, русские, осознали себя субъектом истории, носителями самостоятельной цивилизации и всемирной вселенской миссии – быть защитниками православной веры и православного царства, Империи.
С православной точки зрения царство и царь, Император, василевс играют центральную роль в священной истории. Пока есть царь, удерживающий катехон, сын погибели антихрист не может прийти в мир. Пока стоит православное царство, конец света не может наступить. Но не всякий правитель является катехоном, но лишь царь, помазанный и освященный православной церковью как вселенский христианский Император. Иван Грозный был именно таким – первым русским Царём, первым полноценным русским катехоном. При нём Россия стала Третьим Римом.
До 15 века русские были частью двух более высоких иерархических образований – политически мы были под ордой, которая и выполняла роль Империи (только не христианской), а религиозно – под Константинополем, где находись и вселенский патриарх, и вселенский Император. Мы были частью православного мира, но не его центром. В 15 веке практически синхронно пали две Империи – ордынская и византийская. И это было сигналом к русскому пробуждению, к нашему вступлению в историю. В 1461 году при Иване Третьем, который приходился дедом Ивану Грозному, русская церковь отвергла унию с католиками и сама избрала себе главу – митрополита Московского Феодосия, впервые утвержденного только великим князем. А в 1480 году после стояния на Угре русские стали полностью независимыми от татар.
Еще несколько десятилетий ушло на то, чтобы осознать, что теперь мы – русские и являемся Третьим Римом, носителями мировой миссии. Тогда псковский старец Филофей развивает свою идею Москвы – Третьего Рима. И пиком этого процесса является Иван Васильевич Грозный. Его-то и помазали на царство как византийского Императора, а не просто великого князя. С этого момента Русь становится святой в полном смысле слова – не просто территорией благочестия и христианской веры, но катехоном, последним бастионом истины и любви перед лицом всеобщего отступления – мира антихриста.
Иван Грозный не просто укрепил наше Государство, продвинул его границы, отбил нападения опасных врагов, отстоял страну. Он был святым царём, в котором отразилась вся тяжесть вверенной ему миссии. Быть Третьим Римом, быть катехоном – это испытание, страшнее смерти, это ответственность, это невероятный трудный подвиг. И Грозный обращается к образу Ангела Смерти, которому пишет пронзительный Канон. Царь предстоит за весь свой народ перед Страшным Судьёй, перед стихией Смерти. Грозный пишет в Каноне Ангелу Смерти от имени всех людей, всех русских:
«Святый Ангеле, от всех нас на земли живущих дань свою приимеши от Бога повеленную ти, егда приидеши и неси в сокровище Света».
Люди поклоняются и повинуются священному царю, помазаннику Божьему, как и он сам поклоняется и повинуется высшим сверхчеловеческим силам – Ангелу Смерти. Ему смиренно вверяет свои молитвы и просит передать выше – по иерархии в сокровище нетварного Света.
Иван Грозный – царь-мистик, царь-воитель, царь-герой, царь-подвижник. И именно потому, что он выражал в себе сущность русского человека, миссию русской государственности и судьбу русской церкви быть оплотом мирового христианства, а истинным христианством является только пресвятое православие, память его вызывает столько ненависти у его врагов, завистников, противников и осквернителей. Столько спекуляций и пересудов, столько лжи и грязи.
Иван Грозный всерьез воспринял миссию катехона – насмерть биться с антихристом. И он всю свою трудную царскую святую жизнь занимался только и исключительно этим.
Всего доброго, вы смотрели «Директиву Дугина» о величайшем из русских царей, самом русском из русских царей, святом и праведном Государе Иване Васильевиче Грозном.
Любить Россию и ненавидеть Ивана Грозного – патологично и противоестественно. Это значит – ненавидеть самих себя. Это не по-русски.
ИВАН IV ВАСИЛЬЕВИЧ ГРОЗНЫЙ (25.08.1530 - 18.03.1584+)
Дети :
1. Анастасия (?-7.08.1560+), дочь Романа Юрьевича Захарьина, одного из предков дома Романовых, жена с 13.02.1547
Анна (1549-1550+);
Мария (род. в 1551, умерла в младенчестве);
Дмитрий (1552-1553х);
трагически погиб в результате несчастного случая;
Иван (28.03.1554-19.11.1581х);
Женат 3 раза. Первая жена (с 1572) Евдокия Богдановна Сабурова (1614+) пострижена в монахини под именем Александры в 1575 г. Умерла в 1614 г.
2-я жена Прасковья Солова также пострижена в монастырь.
Третьей женой (с 1581 г.) стала Елена Ивановна Шереметева.
9 ноября 1581 года Иван Грозный, встретив в одном из внутренних покоев Александровой Слободы свою уже ожидавшую ребенка невестку, обрушился на нее с руганью за какое-то упущение в убранстве, а попытавшегося вступиться за жену сына Ивана ударил острым наконечником посоха в висок. В результате у Елены произошел выкидыш, а Иван Иванович через десять дней скончался.
После этого Елена постриглась и в официальных документах называлась преимущественно царицей старицей Леонидой. Грозный дал ей в пожизненный удел Устюжину Железнопольскую. Фактом рождения Шереметевой мальчика воспользовался в смутное время самозванец Лаврентий, выдававший себя в 1608 г. за сына царицы и великой княгини Елены Шереметевой.
Евдокия (1556-1558+);
Федор (1557-1598+);
2. Мария (?-1.09.1569+), дочь Темрюка Идарова, кн. кабардинского;
жена с 21.08.1561
Василий (2.03.1563-6.05.1563);
3.Марфа Васильевна Собакина (?-13.11.1571+), жена с 28.10.1571;
4.Анна Алексеевна Колтовская (5.04.1626+);
Жена с 29.04.1572 года, разведены в 1575 году;
5.Анна Васильчикова (1579+), жена с 1575 года, разведены в 1576 году;
6.Василиса Мелентьева (?);
7.Мария Федоровна Нагая (?-1612+);
Жена с сентября 1580 года. В 1584 году выслана с сыном Дмитрием в г.Углич. после его гибели пострижена в монахини под именем инокини Марфы. В 1605 году признала сыном Лжедмитрия I, позднее отреклась от него
Дмитрий (1582-1591х); Погиб при неясных обстоятельствах 15 мая 1591 года в Угличе в результате несчастного случая или убийства. Современники обвиняли в убийстве Бориса Годунова, ведь Дмитрий был прямым наследником престола и мешал Борису в продвижении к нему. Последние исследования приводят доказательства, что Годунов все-таки не имел к этому делу отношения.
Вел. князь Московский (1533-1547), с 1547г. - первый русский царь;
С конца 40-х годов правил с участием Избранной рады. При нем начался созыв Земских соборов, составлен Судебник 1550г. Проведены реформы управления и суда (Губная, Земская и другие реформы). В 1565г. была введена опричнина. При Иване IV установились торговые связи с Англией (1553г.), создана первая типография в Москве. Покорены Астраханское (1556г.) ханства.
В 1558-1583гг. велась Ливонская война за выход к Балтийскому морю, началось присоединение Сибири (1581г). Внутренняя политика Ивана IV сопровождалась массовыми опалами и казнями, усилением закрепощения крестьян.
Детство
После смерти отца 3-летний Иван остался на попечении матери, умершей в 1538 году, когда ему было 8 лет. Иван рос в обстановке дворцовых переворотов, борьбы за власть враждующих между собой боярских родов Шуйских и Бельских. Убийства, интриги и насилия, окружавшие его, способствовали развитию в нем подозрительности, мстительности и жестокости. Склонность мучить живые существа проявлялась у Ивана уже в детстве, и приближенные одобряли ее.
Одним из сильных впечатлений царя в юности были «великий пожар» и Московское восстание 1547 г. После убийства одного из Глинских, родственника царя, бунтовщики явились в село Воробьево, где укрылся великий князь, и потребовали выдачи остальных Глинских. С большим трудом удалось уговорить толпу разойтись, убеждая ее, что их в Воробьеве нет. Едва опасность миновала, царь приказал арестовать главных заговорщиков и казнить их.
Начало правления
Излюбленной идеей царя, осознанной уже в юности, стала мысль о неограниченной самодержавной власти. 16 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное венчание на царство великого князя Ивана IV. На него были возложены знаки царского достоинства: крест Животворящего Древа, бармы и шапка Мономаха. После приобщения Святых Тайн Иван Васильевич был помазан миром.
Царский титул позволял занять существенно иную позицию в дипломатических сношениях с Западной Европой. Великокняжеский титул переводили как «принц» или даже «великий герцог». Титул же «царь» или совсем не переводили, или переводили как «император». Русский самодержец тем самым вставал вровень с единственным в Европе императором Священной Римской империи.
С 1549 году вместе с Избранной радой (А.Ф. Адашев, митрополит Макарий, А.М.Курбский, священник Сильвестр) Иван IV провел ряд реформ, направленных на централизацию государства: Земскую реформу Ивана IV, Губную реформу, проведены преобразования в армии, в 1550 г. принят новый Судебник Ивана IV. В 1549 г. созван первый Земский собор, в 1551г. Стоглавый собор, принявший сборник решений о церковной жизни «Стоглав». В 1555-1556 годах Иван IV отменил кормления и принял Уложение о службе.
В 1550-1551 годах Иван Грозный лично участвовал в Казанских походах. В 1552г. была покорена Казань, затем Астраханское ханство (1556г.), в зависимость от русского царя попали сибирский хан Едигер и Ногаи Большие. В 1553г. устанавливаются торговые отношения с Англией.
В 1558г. Иван IV начал Ливонскую войну за овладение побережьем Балтийского моря. Первоначально военные действия развивались успешно. К 1560 году армия Ливонского ордена была окончательно разгромлена, а сам Орден перестал существовать. Тем временем во внутреннем положении страны произошли серьезные изменения. Около 1560г. царь порвал с деятелями Избранной рады и наложил на них различные опалы. По мнению некоторых историков, Сильвестр и Адашев, понимая, что Ливонская война не сулит России успеха, безуспешно советовали царю пойти на соглашение с противником. В 1563г. русские войска овладели Полоцком, в то время крупной литовской крепостью. Царь был особенно горд этой победой, одержанной уже после разрыва с Избранной радой. Однако уже в 1564г. Россия потерпела серьезные поражения. Царь стал искать «виноватых», начались опалы и казни.
Опричнина
Царь все больше проникался мыслью об установлении личной диктатуры. В 1565 году он объявил о введении в стране опричнины. Страна делилась на две части: территории, не вошедшие в опричнину, стали называться земщиной, каждый опричник приносил клятву на верность царю и обязывался не общаться с земскими. Опричники одевались в черную одежду, подобную монашеской. Конные опричники имели особые знаки отличия, к седлам прикреплялись мрачные символы эпохи: метла — чтобы выметать измену, и собачьи головы — чтобы выгрызать измену.
С помощью опричников, которые были освобождены от судебной ответственности, Иван IV насильственно конфисковывал боярские вотчины, передавая их дворянам-опричникам. Казни и опалы сопровождались террором и разбоем среди населения. Крупным событием опричнины был новгородский погром в январе-феврале 1570 года, поводом к которому послужило подозрение в желании Новгорода перейти к Литве. Царь лично руководил походом. Были разграблены все города по дороге от Москвы до Новгорода. Во время этого похода в декабре 1569 года Малюта Скуратов задушил в тверском Отроческом монастыре митрополита Филиппа (Колычев Федор Степанович) (1507-69х), публично выступавшего против опричнины и казней Ивана IV. Считается, что число жертв в Новгороде, где тогда проживало не более 30 тысяч человек, достигло 10-15 тысяч.
Большинство историков считают, что в 1572 году царь отменил опричнину. Свою роль сыграло нашествие на Москву в 1571г. крымского хана Девлет-Гирея, которого опричное войско не смогло остановить; были пожжены посады, огонь перекинулся в Китай-город и Кремль.
Итоги царствования
Разделение страны пагубно сказалось на экономике государства. Огромное число земель было разорено и опустошено. В 1581г. с целью предотвратить запустение имений царь ввел заповедные лета — временный запрет крестьянам уходить от своих хозяев в Юрьев день, что способствовало утверждению в России крепостнических отношений. Ливонская война завершилась полной неудачей и потерей исконно русских земель. Объективные итоги царствования Иван Грозный мог увидеть уже при жизни: это был провал всех внутри- и внешнеполитических начинаний.
С 1578г. царь перестал казнить. Почти в это же время он приказал составить синодики (поминальные списки) казненных и разослать по монастырям вклады на поминовение их душ; в завещании 1579 года каялся в содеянном.
Сыновья и жены Ивана Грозного
Периоды покаяния и молитвы сменялись страшными приступами ярости. Во время одного из таких приступов 9 ноября 1582 года в Александровской слободе, загородной резиденции, царь случайно убил своего сына Ивана Ивановича, попав посохом с железным наконечником ему в висок. Смерть наследника повергла царя в отчаяние, поскольку другой его сын, Федор Иванович, был неспособен управлять страной. Иван Грозный отправил в монастырь большой вклад на помин души сына, даже сам подумывал уйти в монастырь.
Точно неизвестно количество жен Ивана Грозного, но, вероятно, он был женат семь раз. Не считая умерших в младенчестве детей, у него было трое сыновей.
От первого брака с Анастасией Захарьиной-Юрьевой, которая была любимой женой, родилось три сына, Дмитрий, Иван и Федор. Царевич Дмитрий-старший родился тотчас после взятия Казани (1552г.). Иван Грозный, поклявшийся в случае победы совершить паломничество в Кириллов монастырь на Белоозере, взял в путешествие новорожднного младенца. Родня царевича Дмитрия со стороны матери, бояре Романовы сопровождали Грозного и в дни путешествия бдительно следили за неукоснительным соблюдением церемониала, подчеркивавшего их высокое положение при дворе. Где бы ни появлялась нянька с царевичем на руках, ее неизменно поддерживали под руки двое бояр Романовых. Царская семья путешествовала на богомолье в стругах. Боярам случилось однажды вступить вместе с кормилицей на шаткие сходни струга. Все тут же упали в воду. Для взрослых купание в реке не причинило вреда. Младенец же Дмитрий захлебнулся и откачать его так и не удалось.
Второй женой была дочь кабардинского князя Мария Темрюковна. Третьей — Марфа Собакина, умершая неожиданно через три недели после свадьбы. По церковным правилам жениться более трех раз запрещалось. В мае 1572 года был созван церковный собор, чтобы разрешить четвертый брак — с Анной Колтовской. Но в том же году она была пострижена в монахини. Пятой женой стала в 1575 Анна Васильчикова, умершая в 1579, шестой, вероятно, Василиса Мелентьева.
Последний брак был заключен осенью 1580 года с Марией Нагой. 19 ноября 1582 года родился третий сын царя — Дмитрий Иванович, погибший в 1591 году в Угличе.
Храм Василия Блаженного (собор Покрова Богородицы) (1555 - 1561гг.)
Наследие Ивана Грозного
Иван IV вошел в историю не только как тиран. Он был одним из самых образованных людей своего времени, обладал феноменальной памятью, богословской эрудицией. Он автор многочисленных посланий (в т.ч. к Андрею Курбскому), музыки и текста службы праздника Владимирской Богоматери, канона Архангелу Михаилу. Царь способствовал организации книгопечатания в Москве и строительству храма Василия Блаженного на Красной площади в ознаменование взятия Казани 2 октября 1552 г..
В детстве и юности Иван Грозный вопринимался, как тиран. Это после многочисленных походов в Третьяковку. Потом читала и поняла, что это не так. Ролик не смотрела, уж простите... Дугина не люблю, хотя бы за то, что он поддерживал Гиркина после Славянска. Спасибо за статью!
Ответ на комментарий Olga_S-M #
Эта информация не для любви или ненависти, она как попытка взглянуть на нашу историю. Ролик, рекомендую прослушать, ну а с поддержкой Гиркина, у нас в то время многие и многое по-данному поводу говорили.