• Авторизация


Страстная пятница 29-04-2016 20:23 к комментариям - к полной версии - понравилось!


ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА

[250x250]

Богословие Великой Пятницы.

Это день Страданий и Смерти Господа нашего Иисуса Христа. Утром читаются Царские Часы. Они названы так потому, что на каждом Часе положено свое Апостольское и Евангельское чтения. Мы вновь и вновь молитвенно переживаем все перипетии Суда над Иисусом. Как сказал один человек, «если внимательно прочитать процесс Суда над Иисусом Христом, то можно разувериться в людях».

[250x250]

Почему эти люди, недавно махавшие пальмовыми ветками и постилавшие под ноги ослику, на котором ехал Иисус одежды… теперь требуют Его смерти? Почему Понтий Пилат, этот циничный римский чиновник все же пошел на поводу иудейских старейшин и согласился казнить Иисуса? Почему над Тем, Кто сделал столько добра, творил чудеса, исцелял, ободрял, пробудил надежду на прощение от Бога… зубоскалили и хохотали, каждый норовил ущипнуть, ударить, оскорбить?..

Много вопросов, но мало ответов, очевидно одно: На всю Божественную любовь, человек ответил хамской злобной неблагодарностью…

Подумать над всеми этими вопросами мы можем придя утром в храм, на службу Царских Часов.

Днем совершается вынос плащаницы. Христос умер около 3 часа дня. Потряслась земля, сокрыло лик свой солнце… лишь люди как ни в чем ни бывало пошли по своим домам к праздничной трапезе Песаха.

Мы собираемся в храмах днем для того, чтобы оплакать Почившего и воздать Ему последнее целование.

Вечерня начинается как обычно. Однако песнопения и тексты, которые мы слышим, кажется, обжигают. По-моему нет в православном богослужении более пронзительных текстов, чем тексты этих дней. Вспоминаю, что когда я посмотрел нашумевший фильм «Страсти Христовы» я поймал себя на мысли: интенсивность переживаний, которые я испытываю на православном богослужении Страстной Пятницы во много раз сильнее, чем я пережил во время фильма. Вся мощь Голливуда, визуального страшного ряда, музыки, спецэффектов… оказывается слабее слов, написанных византийскими подвижниками, оплакивавшими Распятого Спасителя.

Я не буду переводить эти тексты на русский язык, вчитайтесь в церковнославянские слова и обороты речи…

Вся тварь изменяшеся страхом, зрящи Тя на Кресте висима, Христе: солнце омрачашеся, и земли основания сотрясахуся, вся сострадаху Создавшему вся. Волею нас ради претерпевый Господи, слава Тебе.

Людие злочестивии и беззаконнии, вскую поучаются тщетным? Вскую Живота всех на смерть осудиша? Велие чудо, яко Создатель мира в руки беззаконных предается, и на древо возвышается Человеколюбец, да яже во аде узники свободит, зовущия: Долготерпеливе Господи, слава Тебе.

Днесь, зрящи Тя, Непорочная Дева, на Кресте Слове возвышаема, рыдающи матернею утробою, уязвляшеся сердцем горце, и стенящи болезненно из глубины души, лице со власы терзающи. Темже и перси биющи, взываше жалостно: увы Мне, Божественное Чадо! Увы Мне, Свете мира! Что зашел еси от очию Моею, Агнче Божий? Темже воинства безплотных, трепетом содержими бяху, глаголюще: Непостижиме Господи, слава Тебе.

А когда во время Входа на Вечерне диакон провозглашает прокимен Разделиша ризы Моя себе?.. Что еще может сравниться с этим осознанием, что у Христа отняли последнее, что у Него было?.. У Него, возвращающего умерших детей родителям, кормившего многотысячные толпы, превращавшего воду в вино… у Него, всего Себя расточающего и расточившего отняли последнюю рубашку и ту поделили меж собою.

Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий. Стих: Боже, Боже Мой, вонми Ми, вскую оставил Мя еси?

В конце Вечерни плащаницу (вышитую икону на которой изображен почивший Христос) поднимают с престола и выносят на середину храма.

Перед плащаницей – как бы Самим Христом все падают ниц. Потом совершается Малое Повечерие, на котором священнослужители читают трогательный канон, называемый в народе: «Плачь Богородицы». Сочиненный св. Симеоном Метафрастом в 10 веке этот канон состоит из тропарей, которые передают плачь и скорбь Богоматери, стоящей у Креста, на котором висит Ее Сын.

Прочитаем несколько из тропарей этого канона. Можно было бы дать и русский перевод, но я решил оставить церковнославянский. Разве сердце матери не поймет горя другой матери, хоть бы ее печаль выражалась не привычным русский языком?

Вижу Тя ныне, возлюбленное Мое Чадо и любимое, на Кресте висяща, и уязвляюся горце сердцем, рече Чистая, но даждь слово, Благий, Рабе Твоей.

Ныне Моего чаяния, радости и веселия, Сына Моего и Господа лишена бых: увы Мне, болезную сердцем, Чистая, плачущи, глаголаше.

О страшном Твоем рождестве и странном, Сыне Мой, паче всех матерей возвеличена бых Аз, но увы Мне, ныне Тя видящи на древе, распалаюся утробою.

Хощу утробу Мою на руку, имаже яко Младенца держах, с древа прияти, вещаше Чистая, но никтоже, увы Мне, Сего даде.

Се Свет Мой сладкий, Надежда и Живот Мой Благий, Бог Мой угасе на Кресте, распалаюся утробою, Дева стенящи глаголаше.

Едину Надежду и Живот, Владыко Сыне Мой и Боже, во очию свет Раба Твоя имех, ныне же лишена бых Тебе, сладкое Мое Чадо и любимое.

Мертва Тя зрю, Человеколюбче, оживившаго мертвыя, и содержаща вся, уязвляюся люте утробою. Хотела бых с Тобою умрети, Пречистая глаголаше, не терплю бо без дыхания мертва Тя видети.

Вечером совершается Утреня с чином Погребения Плащаницы.

 

Сегодня Великая Пятница. День Распятия Господа нашего Исуса Христа и его сошествия во ад.

Эта Пятница называется Великой потому, что в ней осуществляется великое таинство. В этот день умер Бог. Не просто умер когда-то где-то – две тысячи лет назад в Иерусалиме на Голгофе. Он умирает здесь и сейчас. Он распинается и страдает и мучается на Кресте, обвиненный в том, чего не совершал, искупающий грехи, от которых был чист. Слово Божие Второе Лицо стало плотью, вочеловечилось. «К своим пришел, но Своя своих не познаша». Тот, кто пришел спасти мир, сам был замучен и умер на кресте. Он мог спасти себя сам, но он предпочел своей смертью спасти всех остальных. То есть нас, каждого из нас. Тебя и тебя и меня…

   



   

Если бы Он не умер, мы бы не воскресли. Если бы Он не пострадал, наши бы страдания не имели конца. Если бы Он не пришел, нам бы некуда было возвращаться, мы блуждали бы в лабиринтах материи и по пересекающимся тропинкам ада из века в век. Крестные муки Спасителя – это самое высшее жертвоприношение, которое возможно. Бог посылает на самое страшное испытание не кого-то еще, не своих ангелов, не своих посланцев, но Самого Себя. И Сам восходит на Крест.

В пятницу в течение всего года христиане постятся из ужаса и благоговейного трепета перед этой Великой Пятницей. Каждая пятница создана по образу и подобию этой Великой Пятницы, которая является сутью их всех.

Рядом с Исусом распяты двое. Оба разбойники, совершившие тяжкие преступления. Они принимают смерть спокойно: есть за что. Но рядом с ними между них распят чистый и безгрешный, воскрешавший мертвых и исцелявший больных. Он ничего не нарушил, ничего не преступил. И два разбойника с изумлением всматриваются в того, кто висит на Кресте между них. Один цинично язвит. Если ты Сын Божий, спаси себя сам, сойди с креста. Но вот другой… Внезапно в его умирающем сознании вспыхивает молния: это – ОН! Он еще боится поверить себе, сомнения охватывают его душу, но в предсмертном порыве его сердце озаряется Светом: Исповедуя тебя Исусе Христе, ты есть истинный Бог и Спаситель! И первым этот добрый разбойник попадает в рай. Вера его спасла его.

Ради этого момента можно было вести какую-угодно жизнь, делать что угодно, но ни у одного из великих праведников не было такого решающего и абсолютного возгласа: тоже на кресте – и в его случае за дело – не столько каясь в содеянном, сколько смотря в будущее, в неопаляющие лучи царства небесного: Исповедаю! И этого довольно.

Христос распят. Мы распяли его, вы и я. И он распинаем нами ежедневно и ежечасно, в каждом нашем грехе, в каждом промедлении, в лени и безразличии, в язвительности и следовании за принудительными рычагами материи. Когда мы не исповедуем Его, страдавшего, распятого, погребенного, мучимого, жаждущего – за нас – мы работаем на его врагов, становимся в ряды палачей. И некогда не поздно поступить как разбойник или как один из палачей – сотник Лонгин, поразивший ребра Спасителя копьем. Обернуться к Нему, обратиться к нему, воскликнуть в пронзительном и глубинном движении души – Христос Истинный Бог наш, пришедший спасти нас. Спаси же меня и помилуй. Он пришел спасти. И спас. Но чтобы это спасение вступило в силу, дошло до нас, нам надо сделать шаг на встречу. А этот шаг – к Кресту, ко Христу, к Великой Пятнице. Если НЕ умрем, т о и не воскреснем. Если Не пострадаем, то и не насладимся. Если Не поклонимся, то и не восстанем.

Христос умирает. Но это святая смерть. Он спускается в ад, где встречает всех людей – в том числе и праведников. Ведь без Его жертвы, даже праведники пребывали в аду. Между небом и землей между человечеством и раем пролегала непреодолимая бездна – бездна закона. Праведникам было в аду не так мучительно, как грешникам, но все это было в аду. И только когда Христос Распятый спустился в ад, разбил божественным Светом своим его тяжелые медные двери, мёртвые увидели сияние истины – путь на небо был им открыт. Дождались. И начиная с самого Адама череда праотцев взяв Христа за руку как Отца, как Старшего брата, двинулась с ним бесконечной чередой в воскресение, в царство небесное. Спасение живым и мертвым. Христос спускается в ад.

Но это произойдет совсем скоро. Когда пройдет и Великая Пятница, и Великая Суббота, и когда Бог воскреснет тридневно. И совоскресит всех и тех кто умер, и тех кому еще только предстоит умереть. И отныне после этой Великой Пятницы смерть над нами не властно. Где твое жало, смерть! Если есть Великая Пятница, то это жало вырвано. Люди больше не рабы рока, они свободные в Боге, они дети Божии ведь только дети могут обращаясь к Богу провозглашать: Отче наш!

До свидания это была директива Дугина о Великой Пятнице.

Завтра в Великую Субботу все творение призвано замолкнуть из благоговейного трепета перед схождением Христа во ад. А в воскресение – чудо Воскресения. Пасха, Господня Пасха. И Христос воскреснет!

 

СТРАСТНАЯ ПЯТНИЦА

[250x250]

Утром в пятницу арестовавшие Иисуса иудейские первосвященники привели Его к прокуратору Понтию Пилату (главе римской администрации Иудеи). Первоначально Пилат пытался избавить Христа от казни: по его приказу солдаты подвергли Спасителя бичеванию, после чего прокуратор хотел отпустить Его, сказав, что наказние исполнено. Однако толпа под предводительством священников требовала смертной казни, и Пилат, опасаясь бунта в неспокойном Иерусалиме, уступил.

В знак того, что он снимает с себя ответственность, римский прокуратор умыл руки, после чего приказал солдатам привести в исполнение смертный приговор. Спаситель был распят на горе Голгофе рядом с Иерусалимом и скончался к вечеру пятницы. Столь быстрая смерть на кресте была редкостью: как правило, человек умирал в страшных мучениях на протяжении нескольких дней.

Евангелие свидетельствует, что в момент смерти Иисуса произошло землетрясение, а в Храме разорвалась завеса, отделявшая верующих от алтаря.

После смерти Иисуса Его тайные ученики из числа влиятельных иудеев упросили римские власти передать им тело. Они похоронили Спасителя в непосредственной близости от места казни. По требованию иудейских начальников возле гроба была выставлена стража.

В этот день мы вспоминаем самые трагические события в человеческой истории — издевательства, истязания и страшную казнь, которую претерпевает Спаситель. История Страстной Пятницы — это не просто история о том, как когда-то давно плохие люди убили праведника. Все ее богослужение напоминает нам о том, что эта история имеет определяющее значение для жизни, веры и надежды каждого из нас.

Страстная Пятница — день, когда Господь совершает то, зачем он пришел на землю. Как говорит Он Сам: Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мк 10:45)». Как напоминает нам пророчество Исаии, которое читается в этот день во время Царских Часов, но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились (Ис 53:5). То, что совершается на Голгофе, связано не только с грехами фарисеев, или саддукеев, или Иуды, или Пилата — это связано с нашими грехами.

При создании Бог почтил нас величайшим из Его даров — свободой. Он создал нас из любви и для любви, а любовь может быть только свободной. Мы призваны свободно сказать Богу «да», но эта же свобода дает нам возможность сказать Ему «нет». Вся трагическая история человечества, все зло мира — от распадающихся браков до мировых войн коренится в том, что мы говорим Богу «нет». Все мы, начиная с падения Прародителей, употребляем нашу свободу во зло. Мы грешим: изменяем Богу и своему человеческому предназначению, творим зло или не творим добра, которое должны были, следуем ложными и гибельными путями. Всякий раз, когда мы делаем это, мы совершаем выбор — выбор, который определяет наше положение, глубоко влияет на других людей и на мироздание в целом. Бог не отменяет этого выбора, — потому что Его дар — дар свободы — реален и неотъемлем. Реальный выбор имеет реальные последствия, и когда мы совершаем грех, это порождает неизбежные и ужасающие последствия во времени и в вечности. Блаженный Августин сравнивает грешника с самоубийцей — как самоубийца убивает себя, но не может сам вернуть себя к жизни, так и грешник отторгает себя от Бога, но не может сам к Нему вернуться…

И Бог Сам приходит к нам в лице Господа нашего Иисуса Христа, чтобы взыскать и спасти погибшее. (Мф 18:11). Он делает то, что совершенно невозможно для нас самих — совершает искупление наших грехов и возвращает нас от смерти к жизни. Христос выбирает Божью волю там, где мы выбирали свою, хранит верность там, где мы предавали, следует путем веры там, где мы следовали путем противления. Двенадцать отрывков из Евангелий, которые читаются в этот день, повествуют о том, как Он смиренно, в полном послушании Отцу принимает страшную смерть.Однако речь идет не только о немыслимой физической боли. Он спускается в бездну страдания, смерти, отверженности и богооставленности, бездну, порожденную нашим грехом, чтобы спасти нас от вечной смерти.

Великая вечерня, во время которой совершается вынос плащаницы, должна запечатлеть в наших сердцах эту истину: «Христос умер за наши грехи», чтобы мы знали, насколько ужасен грех и какой ценой обретено наше спасение.

[250x250]

Магдалина билась и рыдала,

Ученик любимый каменел.

А туда, где молча мать стояла,

Так никто взглянуть и не посмел.

Анна Ахматова

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Страстная пятница | merlinwebdesigner - Казаче | Лента друзей merlinwebdesigner / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»