• Авторизация


Не всё золото, что блестит 28-04-2016 17:09 к комментариям - к полной версии - понравилось!


ВРЕМЯ ПЕРЕХОДИТЬ ОТ СЛОВ К ДЕЛУ

[250x250]

Нам нужна элита, которая не сомневается в ценности Победы.

Захар Прилепин о писательстве, российской интеллигенции и смерти давнего друга Прилепина, музыканта группы «Любэ» Павла Усанова.

[322x250]

Не является ли смерть Павла звоночком об уровне неприятия в обществе? Не оказались ли мы в ситуации, когда стоит задуматься о сбавлении накала, который возник между двумя странами?

— Я убежден, что в России людей, разделяющих «замайданные» взгляды, не бьют по голове. А бьют тех, кто придерживается противоположных взглядов. Например, замечательного писателя Вадима Левенталя ударили стаканом по голове — хорошо, что не сильно, ведь могло закончиться, как с Пашей. Таких случаев достаточно — как в России, так и на Украине. При этом, не в зоне АТО, а в Киеве, Львове, Одессе. У нас люди не набрасываются ни на Дмитрия Быкова, ни на Виктора Шендеровича. Про накал — это не к нам.

Я сам не набрасываюсь, хотя знаю, что в Нижнем Новгороде есть человек, который держит аптечную сеть и пересылает деньги на АТО. Есть у нас Зеленский, чье поведение вызвало шум, но если люди его встретят, на части не разорвут. А есть режиссер Кавун, который пожелал, чтобы мне отстрелили башку, когда я поехал на Донбасс. А до этого он работал на Первом канале, и ничего с ним не сделали. Он уехал по собственной воле, но мог бы остаться и продолжать работать, как многие. У нас есть некоторая степень раздражения и возбуждения, но она в убийства людей на улицах не выливается.

— Ваш коллега Михаил Елизаров как-то сказал, что сейчас не время постмодернизма в литературе — наше общество нуждается в суровых реалистичных романах, какие пишет Прилепин. Согласны ли вы с этим?

— Спасибо Мише и большой ему респект. Но нет, не согласен. Можно писать какие угодно романы, потому что важные, вечные вещи могут быть выражены в разных формах. Миша говорит о том, что ухмылка как средство постижения мира больше не подходит. Уже не подходит такое восприятие, когда всё не всерьез: нет ни Родины, ни ребенка, ни почвы, ни женщины, ни мужчины, ни страны. Это понимание ложно, от этого люди не идут к фразе «Нет ни эллина, ни иудея». Утверждение состоит в том, что нет вообще ничего, только пустота. Но это не так: есть жизнь, почва, кровь, люди. Нужно относиться к этому максимально серьезно, а писать об этом можно как угодно.

— В вашем выступлении вы говорили о патриотизме. Насколько в нашем обществе сегодня возможен здоровый патриотизм?

— Здоровый патриотизм невозможен в обществе, где существует когнитивный диссонанс: с одной стороны, наше государство провозглашает религиозность, достоинство и вечные ценности, а с другой стороны, мы живем в достаточно развратном, лживом, коррупционном мире, где самые удачливые люди — далеко не самые достойные. Как бы мы чудовищно не относились к событиям 1949-го и 1951-го годов, тогда были академики, врачи, генералы, военные — это была элита общества. Сегодня элита состоит из других персонажей. Страна гораздо меньше прислушивается к академикам, а больше к людям, которые вообще не понятно чем заслужили право диктовать что-то. Возьмите 30 топовых блогеров: что эти люди произвели такого, чтобы на них смотрели с интересом? Они даже книг хороших не пишут, не считая Улицкой. Остальные даже не журналисты, а просто блогеры, что бы это ни значило.

 

ВЫ ПОНЯЛИ, ЧЁ Я ХОТЕЛ СКАЗАТЬ?

В "Ельцин-центре" в рамках фестиваля "Остров 90-х" прошел круглый стол историков на тему "90-е как предмет изучения".

Спикеры, в ряды которых затесался Евгений Ройзман (видимо, как историк, но присутствовавший на мероприятии старший преподаватель на факультете истории после мероприятия поделился информацией - никто там не помнит студента Ройзмана, и непонятно, как у него вообще оказался диплом), обсуждали "наболевшее", участники круглого стола, среди которых российский историк, автор учебников и пособий по истории России Леонид Кацва, доктор исторических наук, сотрудник ВШЭ Андрей Иоффе, рассуждали о прививании патриотизма, а точнее о ненадобности такового.

[352x250]

"Тихий" остров 90-х, приятная иллюзия

Эксперты в зале Ильи Кормильцева вместе разбирались, как рассказывать о сложных моментах истории. В частности, речь шла о патриотизме и воспитании в школах (на дискуссии присутствовали школьные учителя, общественники и журналисты). Во время разговоров о патриотизме Ройзман трагически опускал голову, задумчиво смотрел вдаль или прижимал к сердцу руку, показывая, какой он любитель родины, но патриотизм как активное проявление любви к родине он не приемлет. Ройзман несколько раз подчеркнул, что человек, который не любит свой город или деревню, не может любить родину:

[351x250]

"Патриотизм – это вообще благоустройство родины, где ты живешь. И я понимаю, откуда пошла эта поговорка, что мусор, выброшенный точно в урну, заменяет три георгиевские ленточки", - высокопарно рассуждал мэр.

После этого были дружные аплодисменты, но все же интересная позиция - особенно после того, как город, вверенный ему, был переименован в Грязьбург. Ройзман, который позиционировал себя "как историк", рассказал, что патриотизм и любовь к родине - это разные вещи, и эта тема заставляет нашего мэра "очень сильно думать". Со слов главы Екатеринбурга понятно, что на своем посту он активно фильтрует организацию патриотических сообществ.

[352x250]

В это время у входа в "Ельцин-центр"

"Патриотизм в последнее время, - сказал мэр Екатеринбурга, - всегда с определенным уклоном. Каждый прием приходят какие-то странные люди и говорят: "Мы хотим заниматься военно-патриотическим воспитанием молодежи". Я говорю: "Миленькие мои, а можно - мирно-патриотическим?" Они к этому вопросу не готовы. Вы понимаете, че я хотел сказать? Это заставляет меня очень сильно думать", - признался историк, а по совместительству мэр.

   



   

Автор учебников и пособий по истории России и учитель (!) в московской гимназии на Юго-Западе №1543 Леонид Кацва "порадовал" своим выводом, что если речь идет о патриотизме - это не значит, что о законопослушности:

"Если закон антиправовой, то этот закон не должен соблюдаться, - сказал автор учебного пособия по обществознанию, эксперт президентского "Ельцин-центра" Леонида Кацва. - Извините, но некоторые законы, которые напринимала так называемая Государственная дума в последние годы, начиная с закона Димы Яковлева, вызывают у меня очень тяжелое чувство. И человек, который нарушит эти законы, в моих глазах не перестанет быть гражданином".

Эксперт-историк, присутствовавший в зале, затем заметил в беседе с Накануне.RU, что участники дискуссии очень вольно обращаются с юридическими понятиями.

"Я за такое своим студентам ставлю "два" или "три", - говорит старший преподаватель на факультете истории УрФУ Дмитрий Гуськов. - Есть определенные понятия, которые разложены по критериям - что такое патриотизм. И любовь к Родине входит в понятие патриотизма, разделять эти понятия нельзя. Отсюда выходят многие понятия, по которым защищают диссертации, и такое вольное обращение с терминами - непрофессионально! Но рассуждая таким образом, можно развить цепочку и вывести, что экстремизм - является патриотизмом. И можно с помощью логической цепочки, которую выстроил тот же Кацва, оправдать любые экстремистские, террористические действия в отношении государства со стороны какой-либо социальной группы.

[351x250]

Историк Андрей Иоффе, сотрудник ВШЭ, высказал нетрадиционную идею для изучения истории: он считает, что никаких "государственных" учебников, "грифованных", по истории быть не должно, и не может быть в мире будущего, где всю информацию можно взять в интернете. Также он презентовал учебник ("учебное пособие") своего коллеги Леонида Кацвы:

[350x250]

"Сейчас есть интернет, есть много чего-то, все открыто, - сказал доктор исторических наук Иоффе. - Мы с группой коллег писали учебник по обществознанию, и он практически написан как учебник, то есть написано "учебные материалы для старшеклассников"" (по законам РФ не является учебником - прим.ред)", - рассуждал он.

[351x250]

А автор этого учебного пособия, которое активно продвигают как официальный учебник, Леонид Кацва в беседе о гражданском обществе привел пример покойной Новодворской - она, по его мнению, была настоящей патриоткой:

"Мне кажется, она ничуть не меньшая патриотка, чем Нарочницкая, только у нее другой патриотизм. Вообще, когда мы говорим о патриотизме, нужно договариваться о том, что мы имеем в виду. Без гражданского воспитания никакого патриотического воспитания быть не может".

Что касается Новодворской - пожалуй, любая экспертиза подтвердит, что у нее были экстремистские высказывания, а никак не патриотические. Но эксперты-историки в "цитадели демократии" были на удивление солидарны друг с другом - главное, что не нравится им всем - это то, что патриотизм у нас в истории начинается с Александра Невского, а заканчивается Георгием Жуковым - то есть какие-то все военные, а надо быть мирными.

Иоффе определил патриотизм так: "Действовать на благо родины, даже если идешь против начальства. На законодательной основе сейчас активно обсуждаются разные инициативы. В том числе сделать Федеральный закон о патриотическом воспитании. Ну, лозунг, я так понимаю, у этого закона должен быть "Мы заставим всех любить Родину".

Андрей Иоффе: "Если мне предложат взять георгиевскую ленту - я в ответ предложу взять мой платок, пусть ходят с моим платком".

В итоге все разговоры о патриотическом воспитании свелись к критике любого патриотического воспитания или организаций подобного рода. Кацва в частности прошелся по Роспатриотцентру и "девочке", которая его возглавляет (главное и единственное, что ставилось ей в вину - юный, на взгляд историка, возраст - 23 года, хотя как историк он должен знать, что герои Гражданской войны в таком возрасте уже командовали полками, а уж про Великую Отечественную войну говорить нечего).

"Она берется всю страну учить патриотизму, - сокрушается Кацва. - Чему она может научить после своего Селигера-МГЕРа и прочего - понятно! Но дело не в девочке, а дело в учреждении подобного рода заведений, как Роспатриотцентр. Мне кажется, что это какое-то безобразие".

90-ые для участников - это время свободы

По мнению присутствовавших в зале экспертов, такие рассуждения - это прямой путь к экстремизму и оправданию любых действий, даже насильственных, против государства и человека.

Молодой человек из зала (наслушавшись разговоров Ройзмана о том, что патриот должен, прежде всего, любить свою деревню, свой город и только потом страну), задал теоретический вопрос: если Урал решит отделиться от России, будет ли он патриотом, если будет защищать свою Свердловскую область как отдельное государство, или будет прав его сосед, который с оружием в руках станет пытаться присоединить Урал обратно? Андрей Иоффе ответил теоретическому "сепаратисту":

"Хотя я и не уроженец Свердловской области, но как историк я помню - был же период в 90-е годы и с Якутией, и со Свердловской областью, когда это обсуждалось на полном серьезе. Мое мнение такое, как учителя истории, - в Гражданской войне нет деления на патриотов и не патриотов. Сейчас возникает такое же понимание".

Как оказалось, никто из участников обсуждения в "Ельцин-центре" не считает сепаратизм чем-то антипатриотическим, мэр Екатеринбург Ройзман молча улыбался. По поводу георгиевской ленточки Иоффе сказал, что люди имеют право носить ее, это не запрещено, но навязывать - нельзя. Хотя, как признался Иоффе, ему никогда не предлагали, но если будут, он придумал ответ, которым и поделился в "Ельцин-центре" на дискуссии под названием "Гражданственность и патриотизм в школьном историческом дискурсе", он сказал:

"Если мне будут предлагать повязать георгиевскую ленточку, я скажу - а возьмите мой носовой платок и понесите, ведь я же его тоже ношу".

 В то же время, когда люди, возмущенные таким отношением к символу, сказали, что в Новороссии сегодня гибнут люди с георгиевскими ленточками, и сегодня это символ сопротивления - сравнивать его с носовым платком - кощунство, Иоффе сказал, что этот образ непринципиален, он может вместо платка дать и белую ленточку.

"Обидно, что такая однобокая радикальная позиция подается, - прокомментировал в беседе с Накануне.RU преподаватель истории Дмитрий Гуськов, присутствовавший на дискуссии. - Если это действительно дискуссия - то должны быть представлены разные точки зрения, для меня же самое главное - равенство граждан перед законом. И когда прямо говорят, что одним, якобы угнетаемым, можно иметь право на национализм, а другим - нельзя, потому что они большинство, извините, я с этим категорически не согласен. Происходит логическая подмена, я как человек, который это изучает - логические ошибки ловлю, а неподготовленный человек  "глотает наживку", и обманка проходит сразу. Нужно говорить не только про хорошее в 90-е, особенно в академическом дискурсе. Я был на конференции в Москве, там историки на такой теме могут сцепиться и дойдет чуть ли не до драки, а тут пригласили историков "одного профиля", историков с другой точкой зрения сюда не пригласят".

[350x250]

При словах "Донбасс" и "гибнут люди" большинство участников дискуссии начинали неадекватно улыбаться и даже смеяться, когда Ройзман назвал задававших неудобные вопросы людей "дебилами", зал взорвался аплодисментами

В числе "неприглашенных" были и общественники из НОДа (Мария Катасонова), во время разговора с залом она поинтересовалась, почему помощник главы Екатеринбурга в соцсетях позволяет себе такие высказывания о жертвах Дома профсоюзов в Одессе, как "путиноиды сгорели - туда им и дорога". В ответ Ройзман заявил, что не верит этому (Илья Белоус предложил показать скриншот этого высказывания, но Ройзман его проигнорировал), а сам Гром отвечать за свои слова отказался, хотя также присутствовал на мероприятии - настойчиво предлагаемый микрофон отверг и прыскал от смеха.

"Игорь - свободный человек, у него есть свое мнение, но он не идиот, а что касается ваших вопросов, у меня есть непонимание - или вы бессовестные циники или вы просто дебилы," – сказал Ройзман. В "Ельцин-центре" его ответ сопровождался бурными аплодисментами.

В беседе с Накануне.RU Катасонова сказала, что когда она шла в Ельцин-центр, то понимала, что здесь будет мощная политическая прокачка молодежи:

"Промывают мозги - что в 90-х был воздух свободы, все было замечательно, но Путин пришел и "закрутил гайки". Я ожидала этого, но не ожидала, что все будет настолько прямо, открыто, чтобы мэр сидел и на вопрос - почему у вас фашист в помощниках, который одобряет смерти безвинных людей - он говорит, что вы циники и дебилы. Не ожидала, что будут сидеть историки и прямо говорить и называть Великую Отечественную войну просто Второй мировой и что ее выиграло "государство Украина" (которого тогда и не было). Об этом мероприятии говорит хотя бы то, что спонсорами стали Прохоров и Зимин".

Удивительно, что на разговор о патриотизме в "Ельцин-центр" даже не пригласили ни одного ветерана, но последний из здравствующих в Свердловской области героев СССР Николай Григорьев ответил с помощью Накануне.RU Ройзману и компании историков, что, вопреки их домыслам, не считает оскорбительным, что 9 мая люди носят георгиевские ленточки.

И, конечно, все произошедшее должно заставить нас очень сильно думать, что за отношение к истории и нашей памяти насаждают в президентском центре на Урале.

 

— Недавно было объявлено на государственном уровне, что семья и семейные ценности — это вещи, которые должны в нашем обществе утверждаться и укрепляться, что это некий курс для страны в целом. Что вы думаете по этому поводу?

— Нужно, чтобы мы реально двигались к этому. Многодетные матери должны появляться на обложках модных журналов. Если они неизвестные, давайте найдем известных. Нужно, чтобы это был не дух тотального сексизма, а дух нормального нравственного поведения человека. Чтобы не проблема гей-парада, а проблема многодетных семей стала повесткой дня, и мы ее всерьез обсуждали.

Это сложно, потому что, повторюсь, существует когнитивный диссонанс — за образец выдается одно, а по факту существует другое. Мы существуем, будто в пространстве программы «Дом-2», где люди выясняют отношения, меняют половых партнеров и уже даже дом не строят. Нужно придумать «Дом-2», где люди плодятся, размножаются, воспитывают детей. Люди должны смотреть и видеть, как это делается. И не так, что мы просто деньги зарабатываем и параллельно рассказываем, как рожать детей. Нет, ты либо крестик сними, либо трусы надень.

— Перед 9 мая снова начнется информационный шум с якобы историческими разоблачениями, переосмыслением ценности Победы и так далее. Можно ли этому противостоять и нужно ли?

— Нужно создавать новую интеллигенцию. Чтобы система бесконечного переосмысления и пересмешничества перестала навязывать себя в качестве тренда. Они навязали обществу, что они и есть носители базовых ценностей, и это надо прекратить. Если я какие-то вещи пишу, а Людмила Улицкая заявляет, что мои взгляды антиинтеллигентские  — значит, она присвоила себе право говорить от имени интеллигенции и считает, что она и есть ее представитель.

Нужно, чтобы возникла другая элита и заявила: «Мы, Людмила Евгеньевна, интеллигенция, и мы так не считаем. Не надо говорить, что французы спасли свою страну, а мы погубили. Это как раз и есть антиинтеллигентское высказывание». У нас этого пока нет. Есть Улицкая, а по другую сторону Милонов. У нас не хватает на этой доске одной важной фигуры.

— Недавно мы общались с американским журналистом, живущим в России, Тимом Керби. И он сказал, что традиционализм может стать трендом, который привлечет в Россию людей со всего мира. Согласны ли вы с этим?

— Конечно, так как у нас нет социалистических ценностей, а религиозные ценности по-прежнему имеют вес на Западе — там больше людей ходят в церкви. Но в целом, мы как носители традиции — не только религиозной, но и семейной, гендерной, культурной — можем это миру предложить. Потому что консервативные ценности там трендом уже быть не могут.

   



   

Действительно, ко мне во Франции, Германии, Италии подходили люди и жаловались, потому что у них об этом вообще нельзя говорить. Там само слово «семья» провокационное — все на тебя будут коситься и говорить: «Что он несет, фашист?!» Но мы должны сами этому соответствовать — вот в чем проблема. Иначе они посмотрят и скажут: «Как-то сомнительно, вы сами детей не рожаете, а всех обучаете». Мы тут немножко возбудились, но плодимся-то мы так себе.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Не всё золото, что блестит | merlinwebdesigner - Казаче | Лента друзей merlinwebdesigner / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»