Борьба с терроризмом. Ситуация на Ближнем Востоке. Освобождение Пальмиры. Турция. Гость - Семен Багдасаров, директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии.
Багдасаров: Я хотел поговорить по той проблеме, которая есть и, наверное, долго будет, - о борьбе с терроризмом. После терактов в Брюсселе... Мне что, честно говоря, не нравится - мы снова начинаем говорить: "В Европе ничего не понимают, в Европе не могут бороться с этим явлением". Давайте по порядку. С чем столкнулась Европа? Европа столкнулась с таким феноменом, что особенно во Франции, Бельгии и не только большое количество тех, которые на самом деле не мигранты. Они - граждане давно уже.
Соловьёв: Совершенно верно.
Багдасаров: Многие получили хорошее образование, не так уж плохо живут, пользуются всеми благами, но это не мешает им выезжать и воевать на Ближнем Востоке, потом возвращаться и совершать теракты, по сути, против тех стран, где они родились. Это, в общем-то, родина. Этот феномен объясняется следующим образом. Я потом скажу, что и нам надо учитывать. То, что, как известно, как было написано в советских учебниках, когда начался распад колониальных империй... Кстати, мы почему-то с тех советских времён считает, что если Франция и Великобритания приходила куда-то, она обязательно грабила население, тащила оттуда всё что можно и ничего не давала.
Соловьёв: По-разному.
Багдасаров: Так вот, внимательное изучение показывало, что зачастую они строили дороги, предприятия, вводили систему здравоохранения и много чего другого. Мне часто приходилось бывать в некоторых странах Африки. Я видел, что оставили много чего хорошего, а потом это всё пришло к нулю.
Соловьёв: Ну, слушай, школа, университет. Но давай вспомним, например, Испанией колонизацию Филиппин. До сих пор древнейший университет в этой части света, который на Филиппинах открыли иезуиты. И одна из лучших школ - как среднего, так и высшего образования, которая досталась им колониальному владычеству сначала Испании, потом США.
Шафран: И Франция шла путём образования. Сейчас же вся Северная Африка на французском говорит.
Соловьёв: Конечно.
Шафран: А арабский забыли.
Багдасаров: Когда мы говорим про Алжир (а много алжирцев, к сожалению, участвует в террористических группах), извините меня, мало кто, может быть, и знает, но забыл о том, что, когда Алжиру была представлена независимость Де Голлем, оттуда выезжали не только этнические французы, которые там многие родились...
Соловьёв: Конечно.
Багдасаров: Но и выезжала большая часть коренного населения, берберов, которые воспитались...
Соловьёв: Во французской культуре.
Багдасаров: И они уезжали, потому что они не могли понять, как же они в этом будут жить.
Шафран: Это признак образованности сейчас - знание арабского языка, например, в Алжире?
Багдасаров: Поэтому эти люди приезжали в Европу, они работали. Это был конец 40, 50-е, начало 60-х годов. Тогда не было проблемы терроризма среди этих слоёв населения. Они работали и так далее. А вот как ни парадоксально, более поздние мигранты и даже дети этих мигрантов уже начали чувствовать себя, что они - представители зачастую чуждой культуры. Не все, конечно, но зачастую... Это феномен.
Есть ли такая проблема у нас? Она тоже у нас есть.
Соловьёв: Конечно, есть.
Багдасаров: Только она у нас возникла не в 40-х годах, а в 90-х годах, с разницей в 50 лет. Если у нас мигрант, которые приезжал в 90-х годах...Как-то, я помню, Барщевский сказал про Жириновского, что это тоже мигрант: "Да, из Казахстана". Но это совсем уж, конечно, понятно. Он приезжал сюда, он воспитывался в системе советского образования, в информационном поле. То есть это полностью советский человек. Он приезжал, по сути, к людям схожей с ним ментальности. И, конечно, он не думал ни о какой крайности. А вот более поздние мигранты, те, кто родились в конце 80-х - начале 90-х годов, они уже приезжали с другой ментальностью.
Во-первых, советская система образования, понятно, там давно не действует. Там действуют совсем другие законы. Во многих государствах...
Соловьёв: Не работает идеологический механизм.
Багдасаров: Да. И начинает работать радикальный механизм среди значительной части среды, а во многих планах это даже поощряет существующая власть, которая открывает музеи русского колониализма, в том числе в странах, с которыми у нас хорошие отношения. Это не Прибалтика. Мы всё время говорим о Прибалтике. В другой стране (не буду называть, в какой, хотя, может, и стоит назвать) сейчас будут отмечать 100-летие антирусского восстания. Страна - уж ближе к нам нет, в ЕврАзЭС в ходит.
Соловьёв: Это кто такой?
Багдасаров: Киргизия. Это так называемое Восстание 1916 года. Хотя это восстание было и во многих других регионах Средней Азии, но почему-то киргизы решили отдельно отметить. Понятно, что там же не все сознательные. Это не как история. А зачастую они поддаются... Вот это элемент, хотя там много погибло и русских, кстати, переселенцев в том числе. Но это же всё влияет на идеологию, на умонастроение. И вот эта волна к нам тоже идёт.