• Авторизация


Лайкни фюрера 26-03-2016 15:56 к комментариям - к полной версии - понравилось!


КАК НАЦИЗМ ПРЕВРАЩАЮТ В ОБЫДЕННОЕ

[250x250]

Критические рассуждения о том, как современная культура пересматривает нацистское прошлое, увлекательны, но при этом абсолютно ошибочны.

Сейчас Гитлер повсюду. От него никуда не скрыться. Достаточно зайти в в интернет. Там есть сайты с фотографиями «котов, похожих на Гитлера» и «предметами, похожими на Гитлера». В сети можно поиграть в онлайн игру под названием «Шесть степеней Гитлера» (Six Degrees of Hitler), где победителем становится тот, кто сможет за минимальное количество шагов дойти от какой-нибудь произвольно выбранной статьи в Википедии до статьи о Гитлере.

[250x250]

И в YouTube теперь есть огромное количество пародий на пламенные речи Гитлера в исполнении актера Бруно Ганца (Bruno Ganz) в фильме «Бункер» (Downfall, 2004), где Гитлер признает свое окончательное поражение и с гневом обрушивается на тех, кто, по его мнению, его предал («Гитлер возмущен тем, до чего дошел Гарри Поттер», «Гитлер вне себя из-за развода Ким Кардашьян», «Гитлер рвет и мечет из-за того, что разносчик пиццы задерживается» и «Гитлер в бешенстве от пародий на Гитлера»).

Нам предлагают многочисленные образы Гитлера и нацистов в современных фильмах — от альтернативных кинолент вроде «Бесславных ублюдков» (Inglourious Basterds, 2009) Квентина Тарантино, где в конце Гитлер гибнет под градом пуль, до «Железного неба» (Iron Sky, 2012), в котором фашисты избежали хаоса последних дней войны, улетев на огромном космическом корабле на обратную сторону Луны, откуда собираются напасть на Землю. Про Гитлера даже пишут комедийные произведения, самым известным из которых является вышедший в 2013 году роман Тимура Вермеса (Timur Vermes) «Смотрите, кто вернулся» (Er Ist Wieder Da), в котором Гитлер в облитой бензином одежде просыпается в современном Берлине. Путешествуя по немецким городам XXI века, он все видит глазами фашиста — и последствия этого вполне предсказуемы.

Для Габриэля Розенфельда (Gavriel Rosenfeld) эта волна опошления и упрощения нацизма надвигается одновременно с появлением новых тенденций в исторической науке, среди которых наметилась склонность воспринимать массовое истребление нацистами евреев всего лишь как одно из многочисленных проявлений геноцида. Он совершенно прав, считая это новое явление настораживающим, а его критическое отношение к действиям основных приверженцев этого нового направления можно называть образцом беспристрастного историографического анализа. В другой главе своей книги он с такой же достойной восхищения объективностью рассматривает еще одну аналогичную тенденцию. Согласно новому веянию, некоторые историки утверждают, что вторая мировая война, на самом деле, была не совсем «нужной войной», поскольку из-за нее восточная часть Европы более чем на полвека оказалась в тисках советской тирании.

Далее Розенфельд исследует еще два совсем уже новых явления в вопросе культурного предназначения Третьего рейха, а именно, гипотетические или «контрфактуальные» высказывания относительно того, как можно было бы спасти евреев. А также «альтернативные» исторические гипотезы о том, как сложилась бы ситуация, если бы в 1940 году Германия напала на Великобританию и оккупировала ее, или если бы в США у власти оказался полуфашистский президент вроде Хьюи Лонга (Huey Long). Странно, что в связи с этим он не упоминает блестящий роман Филипа Рота (Philip Roth) «Заговор против Америки» (The Plot Against America).

Розенфельд очень подробно исследует эти темы, во всех деталях раскрывая интересные факты, хотя временами может показаться, что краткое изложение сюжетов выходит из-под контроля и становится не таким уж и кратким, и строгие редакторы могли бы кое-что и сократить. И, тем не менее, кич на нацистскую тему существует уже давно, и Гитлер уже не один год появляется в многочисленных кинолентах и телепьесах. В фильме «Мальчики из Бразилии» (The Boys from Brazil, 1978) рассказывается о бывшем враче из Освенцима Йозефе Менгеле, который занимается созданием генетически точных копий Гитлера, клонируя их на основе образцов замороженной крови фюрера. В очередном эпизоде 1978 года сериала «Новые мстители» (New Avengers), в котором снимались Патрик Макни (Patrick Macnee) и Джоанна Ламли (Joanna Lumley), неонацисты пытаются вывести Гитлера из анабиоза. В фильме «Индиана Джонс и последний крестовый поход» (Indiana Jones and the Last Crusade,1989) Гитлер во время марша в Берлине дает герою автограф, а археологи-нацисты пытаются использовать чудодейственную силу Чаши Грааля. Есть еще и множество более ранних «гипотетических» романов о нацистах, во всяком случае, еще в 1962 году Филип Дик (Philip K Dick) написал свой научно-фантастический роман «Человек в высоком замке» (The Man in the High Castle).

[250x250]

Если серьезно, то те концепции, которыми руководствуется Розенфельд для того, чтобы собрать все эти разобщенные и непохожие «культурные» явления вместе, совершенно не соответствуют поставленной задаче. Главная мысль его работы заключается в том, что все эти «произведения» способствуют «нормализации» нацистского прошлого, что он считает отступлением от морализаторства, характерного для первых послевоенных десятилетий. По его словам, нацизм больше не является исключительным, как считалось раньше. Но он сам себе противоречит, поскольку почти в каждом случае он приходит к выводу, что эта «нормализация» привела к противоположному результату, а именно, к возрождению идеи об исторической уникальности и порочной сущности нацизма.

В любом случае идея «нормализации» сама по себе бессмысленна, поскольку то, что является «нормой» сегодня, завтра, возможно, таковой не будет. Многие из историков и писателей, о которых пишет Розенфельд, на самом деле являются фигурами так или иначе маргинальными — от Патрика Бьюкенена (Patrick Buchanan) и Николсона Бейкера (Nicholson Baker) до Джеймса Бака (James Bacque) и Майкла Бесса (Michael Bess). Для ведущих же историков Третьего рейха гипотетические рассуждения не характерны, и те примеры, которые так возмутили Розенфельда, это всего лишь проходные реплики, второстепенные и абсолютно не имеющие отношения к главной задаче историка — объяснить, что же происходило на самом деле.

История как истинная наука развернулась в противоположном направлении, отойдя от принципов холодной объективности, преобладавших в 1960-е и 1970-е годы, когда первые работы по изучению нацизма писали такие историки как Мартин Брошат (Martin Broszat), и обратившись к морализаторству, которым исполнены работы таких писателей как Шауль Фридлендер (Saul Friedländer), когда массовое истребление нацистами евреев было отнесено к категории «Холокост». Теперь уже невозможно как раньше изучать Третий рейх по тем же критериям, что и средневековую Италию или Древнюю Грецию — в XXI веке, как правило, во главе угла стоит моральный аспект, и всех, кто жил во времена Третьего рейха, делят на категории «преступников», «жертв» и «свидетелей».

Похоже, что Розенфельду не нравится, что в процессе так называемой «гуманизации», Гитлера изображают не чудовищем, а человеком. Но он ни разу по-настоящему не объясняет, почему это плохо. Воспринимать Гитлера в качестве человека, коим он, несомненно, был, гораздо сложнее, чем списывать его со счетов как карикатурного злодея. И, тем не менее, Гитлер и нацисты во многих отношениях стали именно этими карикатурными злодеями — воплощением зла, символом злодеяний без какого либо права на моральное оправдание. В отличие от того же Сталина, у которого до сих пор есть защитники, заявляющие, что он провел индустриализацию России и победил Третий рейх.

И именно потому, что восхищаться Гитлером для нашей культуры неприемлемо (несмотря на все усилия небольшой и всеми пренебрегаемой группы неонацистов и тех, кто отрицает холокост), он и стал мишенью для насмешек и опошления. Это срабатывает именно потому, что все мы знаем, что Гитлер, в конечном счете, был воплощением зла. Книга Розенфельда увлекательна и дает почву для размышлений, но, в конечном итоге, она неубедительна.

[250x250]

Возрождение фашизма: лицо Муссолини становится слишком человеческим.

Автор: Дмитрий Киселёв

В Италии создают музей итальянского фашизма. По опросам, 60% итальянцев — против, но государство все равно выделяет на этот проект деньги. В обществе — дискуссия, нужен ли музей фашизма в стране, где пропаганда фашизма законодательно запрещена во всех формах?

Питательная среда у возрождения европейского фашизма сейчас есть. Экономика в дурном состоянии. Безработных в ЕС — десятки миллионов. Тут еще и мигранты, которые сами по себе — проблема, но в то же время и дополнительная провокация для самых низменных мыслей о расовом превосходстве.

В канун Второй мировой войны в Европе такой набор спровоцировал рост нацистских настроений, причем не только в Германии, Италии или Испании. Партии нацистского и фашистского толка появились чуть ли не везде. В Норвегии, например, ее возглавил печально известный Видкун Квислинг, в Англии — Освальд Мосли.

О том, насколько фашистские идеи и манеры были тогда популярны в некоторых кругах Лондона, говорит хотя бы опубликованный недавно в Англии короткий видеоролик. В кадре — нынешняя королева Елизавета Вторая в возрасте 7 лет - это 1933 год — зигует кинооператору. Разумеется, теперь в королевской семье говорят, что девочка не понимала, что это за приветствие. Может, и так, но ведь взрослые-то, которые ее окружали, понимали, а случайных людей вокруг принцессы точно не было.

На фоне роста в Европе популярности правых партий, на их крайне правой кромке "трутся" и ультрас откровенно нацистского толка — как люди, так и организации. Их популярность на континенте пока где-то в районе 2%, что, как правило, не позволяет проходить в национальные парламенты, но в Европарламент, где на выборах барьера нет, правые ультрас попадают.

   



   

Ультраправые лезут везде, где их готовы принимать и жать руки. Если их, не очень-то разбираясь, принимает Россия, то они едут и в Россию. Везде — от Крыма до Петербурга. И это нас компрометирует. Мы-то вроде в простоте открыты всем и без задней мысли, а нам потом говорят, что с нацистами якшаемся.

Совершенно понятен в этой связи запрос, который поступил на имя генпрокурора России от депутата Заксобрания Петербурга Ирины Камоловой с предложением запретить деятельность в России шести ультраправых организаций из Европы. Это "Британская национальная партия", греческий "Золотой рассвет", Национал-демократическая партия Германии, итальянская "Новая сила", Партия шведов и Партия датчан. Есть запрос, интересен будет ответ.

Тему таким образом мы в России лишь "надкусили". Но она естественным образом становится все более актуальной. За Европой будем, разумеется, следить, но и нам самим, нашим партиям и движениям иногда следует быть поразборчивее в связях, чтобы не оправдываться потом за поступки других.

Автор: Ася Емельянова

Родиться в Предаппио не самая большая удача: высоко, далеко — 40 километров по серпантину — и тяжелая наследственность, которая преследует всех, кто появился на свет после Него. Бенито Муссолини, который вырос в скромном доме, оставил после себя вопросы, на которые здесь стеснялись отвечать десятилетиями.

Мэрия закончила десятилетнюю битву — получила здание в собственность. Но планы вернуть дворцу прежний лоск не всем нравятся.

"Говорят, здесь будет музей фашизма. Мы вернем городу не только здание — часть истории, которая была заморожена. Это будет полезно не только нам — всей Европе. Посмотрите, с чем мы сейчас сталкиваемся? Посмотрите, как активны неофашисты и националисты. Поняв, чем был фашизм, будет проще понять, как бороться с новыми движениями, которые так активны", — уверен мэр Предаппио Джорджо Фразинетти.

Конкурс будет европейским. Закон этого требует, когда выделяют большие деньги. Государственные. Оттого и скандал. Левые в парламенте считают, что музеев Муссолини в стране и так слишком много.

"У меня большие сомнения. Создавая этот музей именно в Предаппио , на родине Мауссолини, мы рискуем превратить его в место для паломничества. Это уже так. Что делать туристу в Предаппио? Если видишь туриста, значит, он приехал поклониться могиле", — сказал депутат парламента Италии Джованни Палья.

Могила Муссолини — именно там, где он хотел, в крипте на кладбище Сан-Кассиано. Здесь всегда свежие цветы и свежие записи в книге посещений: "Возвращайся дуче, Италии тебя не хватает", "Я выполнил мечту деда — побывал здесь", "Если бы ты был жив, не было бы безработицы, ИГИЛ, мигрантов". Это все только за три месяца!

[250x250]

Три раза в год — на день рожденья Муссолини, день его смерти и в день марша на Рим, когда он стал премьером, — здесь все черное. Надев черные рубашки, местные жители приходят отдать честь своему дуче. И такие приступы ностальгии — по всей Италии.

2012 год. Городок Аффиле тратит 127 тысяч евро на мавзолей своего земляка генерала Грациоани. Он был правой рукой Муссолини. Самый молодой из его маршалов. Прославился химическими опытами в Африке — пускал газ. Также занимался отправкой рабочей силы в Германию.

В 2014-м в Риме со скандалом открывают бункер Муссолини — он страшно боялся газа и приказал вырыть убежище. На эксурсиях рассказывают о том, какими скромными были у дуче запросы: стол, стул, телефон.

Такой же романтической будет и ваша экскурсия на Кампо-Императоре. Горнолыжный курорт так себе, но именно отсюда в 1943-м заключенного под арест и спрятанного от немцев Муссолини выкрадывает любимый диверсант Гитлера Отто Скорцени.

За 2 евро пакистанец Наджин проведет полную экскурсию. Успех — огромный. "Людям интересно все: спальня, кабинет, ванная. Здесь все оригинальное: мебель, краны, сантехника. Мы оставили все, как было", — рассказывает Наджин.

Как это возможно в стране, где возрождение фашисткой партии преследуется по закону?! Запрещена символика. В том же Предаппио два главных сувенирных магазина продают туристам все — от слюнявчиков до кофейных чашек. Не опасно ли это, если в школах долгие годы об истории фашизма предпочитали не заикаться? Меняется ли вкус кофе, если на чашке — свастика?

"Это ужасно, — считает историк, главный в Европе специалист по истории фашизма профессор Эмилио Джентиле. — Я даже не обсуждаю тот факт, что голову Муссолини водрузили на колонну. Зачем?! Это просто отвратительно!"

Именно профессор Джентиле еще 10 лет назад начал спорить с Министерством культуры: лицо Муссолини становится слишком человеческим. Безобидные выставки и музеи, где можно посидеть за столом Муссолини, опасны. Новое поколение должно знать то, что забыло старое.

"Эта ностальгия у пожилых, потому что это их детство. Они помнят парады, манифестации. Они уже забыли, что он сделал со страной, как затянул ее в войну, в какой разрухе оставил. Муссолини в их глазах — миф, что-то наподобие генерала Гарибальди. Он — герой, что спас Италию от призрака большевиков. Боже мой, какие большевики?! Он сам писал в мемуарах, что это — ерунда, угрозы нет. Ему был нужен повод для кровавого военного переворота, и он его придумал", — подчеркнул Эмилио Джентиле.

Проект музея в Предаппио будет утвержден со всей строгостью — слишком много шума и денег. У мэрии есть время подумать, что делать с этим архитектурным наследием. Окончание работ — 2020 год.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Лайкни фюрера | merlinwebdesigner - Казаче | Лента друзей merlinwebdesigner / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»