“Куда бы ещё вторгнуться?”: американские документалисты раскритиковали политику США
В Берлине чествуют американское документальное кино: два лауреата "Оскара", Алекс Гибни и Майкл Мур, привезли свои новые картины. Обе посвящены политике США: одна рассказывает о компьютерном вирусе, созданном американскими спецслужбами, другая называется "Что бы еще завоевать?" и иронизирует по поводу внешней политики государства.
Серьезничающий Алекс Гибни - в России его помнят по картинам о Лэнсе Армстронге и WikiLeaks, а еще по недавнему "Наваждению", фильму о сайентологии - участвует в основном берлинском конкурсе со своей новой лентой "Нулевые дни".
Но это не потому, что его фильм менее значителен: просто Мур уже показывал свою ленту североамериканской публике в Торонто, и потому премьера в Берлине - не абсолютная, а только европейская. Неважно! Встречали фильм с восторгом, даже несмотря на отсутствие самого Мура - он был госпитализирован на прошлой неделе, и врачи запретили ему трансатлантические перелеты.
В целом американской документалистикой трудно не восхититься. Гибни снял, возможно, не лучший свой фильм, но вновь - невероятно рискованный и смелый. Он исследует происхождение кибервируса Stuxnet, при помощи которого неизвестные 6 лет назад нанесли удар по иранской ядерной промышленности. Выясняется, что его разработчики - правительственные спецслужбы в США и Израиле. Придумав это мощное виртуальное оружие, они, по сути, инициировали идущую до сих пор мировую кибервойну, хотя наотрез отказываются признавать свой вклад.
Забавно, как один спикер за другим, помогая Гибни рассказать эту историю, отрицает сам факт создания Stuxnet на территории США, а единственный агент, который рассказывает об этом в деталях, оказывается в финале актрисой, разыгравшей на камеру подлинные признания подлинных агентов, побоявшихся говорить открыто.
Майкл Мур тем более отказывается чего-либо бояться: создатель "Боулинга для Колумбины" и "Фаренгейта 9\11" открыто глумится над Пентагоном и Белым домом в первых же кадрах фильма, а потом предлагает в качестве индивидуальной армии из одного человека, самого себя с американским флагом наперевес, завоевать страны, в которых есть ресурсы более ценные, чем нефть. Так, из Италии Мур хочет украсть оплачиваемые 2 месяца ежегодных отпусков, из Франции - вкусную и здоровую еду, даже в общепите, из Словении - бесплатное высшее образование, из Финляндии - лучшие в мире школы, из Норвегии - идеальные тюрьмы, из Исландии и, как ни удивительно, Туниса - равноправие женщин. Ключевые сцены фильма - немецкие: у Германии режиссер предлагает поучиться способности признавать свои ошибки и строить новое будущее. Эта упоительно смешная и мудрая, при всей условности и популизме режиссерского метода, документальная комедия - настоящие признание в любви к европейским ценностям и тоже замечательный пример для многих кинематографий мира.