Коллективу Иван Купала уже тринадцать лет, и все это время у руля стоит один из основателей группы Алексей Румянцев, который и приехал в Омск вместе с тремя солистками: Татьяной Ярченко, Натальей Котовой и Елизаветой Гаршиной. В исполнении этнографических песен, добытых в экспедициях и положенных на электронную музыку, девушки соблюдают традиции - благо, все они - выпускницы Гнесинки и образование позволяет петь и в южном диалекте, и в северном.
- На самом деле это очень важный фактор, отвечающий на вопрос: «А почему у вас со сцены не бабушки поют?» - объясняет Алексей Румянцев. - Мы пробовали брать бабушек - это очень сложно. В наших альбомах используются записи разных областей и даже разных стран. А пожилой человек поет только в своей манере и на своём диалекте. С профессиональными солистками - другая история: их учили петь по-разному. Это первое. И второе - взять бабушек в нашу группу чисто технически невозможно: они ведь поют, совершенно при этом отключаясь от внешнего мира, по велению и состоянию души. А выступление в составе «Ивана Купалы» загоняет в рамки: сцена плюс музыка - зажим идет мгновенно. Пожилые люди ведь очень волнуются, чтобы не подвести. Однажды мы привозили бабушку специально из Рязанской области, чтобы на презентации второго альбома спеть с ней на сцене одну песню. Это было два дня мучительных репетиций. Она все прекрасно знала, но как только начался концерт - переволновалась сразу же и всё забыла.
Купала
Кострома
Брови
Виноград
Молодость
Сваточки
ИЗ-ПОД ЗЕМЛИ ДОСТАЛИ
Несмотря на молодость солисток, в их голосах звучит история: все песни этнографичны до последнего звука. Таков принцип «Ивана Купалы»: при наложении электронной музыки не менять ни одной ноты, даже тональность соблюдается. При этом история чувствуется не только в голосах, но и во внешнем облике артисток. Что неудивительно: ведь их концертным костюмам уже около двухсот лет.
- Наши наряды очень древние, они с юга, белгородский вариант. Вы если посмотрите внимательно, даже ни одного шва машинного не найдёте: на рубахах все стежки вручную сделаны, - рассказала солистка Наталья Котова. - У костюмов интересная история: всю войну они пролежали под землёй, в зарытом сундуке. После войны одежду откопали. А когда группа «Иван Купала» начала свою деятельность, костюмы подарили нам. С этими нарядами связана и смешная, и грустная история одновременно. Нам сказали: «Девочки, каждый стирает свой костюм сам». Через два дня мы принесли нечто расплывшееся и бесформенное... Бабушка, подарившая эту одежду, ужаснулась: «Девоньки мои, что ж вы наделали! Так же нельзя!» Оказалось, что древние понёвы и рубахи из натурального льна нужно стирать каким-то особенным образом. Бабушка как-то над ними поколдовала - и они приняли нормальный вид. С тех пор мы всегда ей отдаем нашу этнографическую одежду на чистку, и каждый раз она отпаривает всю фурнитуру.
Воротечки
Коляда
Канарейка
Галя
Полоса
ИДЕАЛ ДОСТИЖИМ
Группа «Иван Купала» чувствует себя обособленно от всего остального шоу-бизнеса: специфика музыки позволяет выступать и на рок-фестивалях, и на фольклорных концертах, да и в клубах под их «Кострому» молодежь танцевала. Основатель проекта Алексей Румянцев говорит, что годы группу только совершенствуют:
- У нас в этом смысле самый удачный ансамбль. Знаете же все эти девичьи коллективы: с возрастом начинаются замены составов... А у нас солистки с каждым годом всё ближе к бабушкам - а значит, к идеалу. Это же круто!
КСТАТИ
В хите «Кострома» группа «Иван Купала» использовала запись фольклорного ансамбля из села Дорожево Брянской области. Как рассказал Алексей Румянцев, сегодня уже нет этого ансамбля, да и само село исчезло с лица земли.