• Авторизация


Евгения Смольянинова - Жемчужина 10-06-2016 15:48 к комментариям - к полной версии - понравилось!


ЕВГЕНИЯ СМОЛЬЯНИНОВА

[показать]
Евгения Валерьевна Смольянинова, - русская певица, исполнитель русских народных песен, романсов и авторской песни, композитор.

   

 



   

БИОГРАФИЯ

Евгения Смольянинова родилась в семье учителей в Новокузнецке, потом семья переехала в Кемерово. Занималась и в музыкальной школе, поступила в музыкальное училище в Ленинграде на фортепианное отделение. За время учёбы Евгения Смольянинова успела поработать во Дворце молодёжи, где в 1982 году состоялось её первое выступление как певицы, в театре Вячеслава Полунина в спектакле «Картинки с выставки» на музыку М. Мусоргского и в спектакле «Муму» Малого драматического театра. Во время летних поездок с однокурсниками в фольклорные экспедиции занималась собиранием русского фольклора по северным областям России.

Также в тот период Евгения Смольянинова занималась изучением ленинградских музыкальных архивов, благодаря чему открыла и дала вторую жизнь целому ряду забытых городских романсов и песен XIX — начала XX веков.

Важной вехой в музыкальной судьбе Евгении Смольяниновой явилось знакомство с песнями крестьянской певицы, хранительницы русских песен Ольги Федосеевны Сергеевой, которые были записаны на случайно попавшую в руки Смольяниновой аудиокассету. Ольга Федосеевна была известна также тем, что спела в фильме Андрея Тарковского «Ностальгия». Через некоторое время Смольянинова смогла услышать эти песни в живом исполнении: Ольга Федосеевна была приглашена в Ленинград и пела народные песни во Дворце молодёжи. Евгения Смольянинова вспоминает:

И когда она запела, я почувствовала всем своим существом, как по залу разлилась какая-то прохлада. Покой необыкновенный. Я забыла, что у меня болела голова, и была настолько потрясена, что во время выступления рыдала от её голоса. Так сладостно я, наверное, никогда в жизни больше не рыдала. Это было необыкновенное состояние, настоящее чудо. Ольга Федосеевна перевернула мои представления не только о пении — о музыке вообще, о мироздании, о Боге, о людях и любви. В какой-то момент я умерла. Для меня не существовало ничего: ни занятий по фортепиано, ни семьи, ни друзей. Во всём, что меня окружало, улавливалось только эхо её голоса, и в таком состоянии я находилась около трёх лет — пока внутри меня всё переформировалось, чтобы я смогла спеть и не заплакать, а зрители, наоборот, светлели душой и не стыдились своих слёз

 Из воспоминаний Е. В. Смольяниновой:

Последняя встреча с Ольгой Федосеевной Сергеевой у меня была примерно за полгода до её кончины — я заезжала к ней в деревню. В это время только что вышел мой диск, где были записаны и её песни. Мы с ней много говорили, а потом я подогнала машину к окну и поставила диск. Она, услышав песню, сказала: «Это я пою». Когда узнала, что пела я, засмеялась, но потом проговорила: «Только никому наши песни не нужны»

.

В 1986 году Евгения Смольянинова впервые выступила перед телеаудиторией, а годом позже в экранизации одноименного романа Максима Горького «Жизнь Клима Самгина» (реж. В. Титов) озвучила героиню фильма певицу Дуняшу.

В 2005 году Евгения Смольянинова была удостоена премии «Национальное Достояние России» Международного Благотворительного Фонда «Меценаты Столетия». В 2007 — награждена орденом святой княгини Ольги Русской Православной Церкви и орденом «Торжество Православия» Общественного фонда «Народная награда».                                                                                                                                                  

   



 

   

НАД ПЕСНЕЙ НУЖНО МНОГО ВЫПЛАКАТЬ

Смольянинова открыла вечер исполнением песни «Динь-динь», которая считается ее визитной карточкой.

[показать]

В манере певицы поражала естественность, как в вокале, так и в общении с ведущим, в роли которого выступил главный редактор Russia Profile, Андрей Золотов, и с публикой. Андрей Золотов сделал акцент на том, что вечер приурочен к приближающемуся Дню любви, семьи и верности.

[показать]

Андрей Золотов и Евгения Смольянинова

Состав исполнителей, находившихся на сцене, как нельзя более наглядно иллюстрировал реализацию этих идей в жизни: Смольяниновой аккомпанировал струнный квартет юных Ружавинских, состоящий из трех братьев и сестры; сын Виктории Смольяниновой Святослав подыгрывал ей на гитаре.

[показать]

Прежде всего разговор с певицей коснулся наиболее самобытной части ее творчества – народных песен. В качестве свой главной «учительницы» певица назвала народную исполнительницу Ольгу Сергееву из Псковской области, к которой она ездила на полтора месяца учиться. Была показана раритетная съемка 1987 года, где Смольянинова и Сергеева поют вместе.

«Она пела, а я слушала, вникала, растворялась, – рассказывала певица. – Я настоящий, честный продолжатель традиции русского пения, бытового, крестьянского, салонного. Я исполняю все то, что наши предки любили петь в 17-19 веках».

[показать]

В продолжение этой темы исполнительница спела две народные песни, каждую из которых она прожила, словно маленькую жизнь. В ее исполнении не было ни ярких жестов, ни бурной эмоциональности – только правда переживания. Образы, которые проходили перед ее глазами во время исполнения, захватывали и зал, вовлекая его в процесс со-творчества, со-чувствия.

[показать]

Еще один яркий аспект творчества Смольяниновой – обширная фильмография. Она участвовала в создании таких фильмов как «Жизнь Клима Самгина», «Садовник», «Игра с неизвестным» и другие. Певица отметила, что больше ей приходилось работать за кадром, чем в кадре, больше озвучивать, чем играть самой. Нередко происходило так, что фильм с ее пением выходил на экран, а она узнавала об этом только позже.

[показать]

Как рассказал звукорежиссер Владимир Виноградов, который очень много работал со Смольяниновой: «Мы не расстаемся с «Мусульманина», той картины, где Женя пела. Все, что с тех пор было записано, сделано совместно. То, что делает Евгения Смольянинова с песней, не делает никто. Так никто никогда не пел и вряд ли будет петь… Она еще и звукорежиссер, потому что умеет слышать себя со стороны, умеет, как говорил Меерхольд, «себя зеркалить». Вот сейчас она работает с двумя микрофонами, в каждом из которых звучит по-разному, но обращается с ними так, что ее голос через две фразы снова становится ее настоящим голосом. Как она это делает? Великая тайна».

[показать]

«Люблю микрофон, это мой инструмент», – заметила певица, складывая подаренные цветы к его подножию.

«Мое человеческое творческое счастье заключается в том, что она пришла, и мы стали работать», – сказал Виноградов. «Перед вам воплощенная в жизнь русская национальная идея», – добавил он в заключение своего выступления. В свою очередь режиссер Валерий Золотуха, выступая после Виноградова, высказал надежду, что однажды сможет снять о Смольяниновой фильм.

[показать]

Среди кинематографических работ Смольяниновой было озвучивание мультфильма «Русалка». «Песню для этого мультфильма я записывала со сломанной рукой и насморком. Я должна была еще и играть на лире. Она была нужна, так как содержание мультфильма требовало странных звуков высшего мира. Однако когда вся съемочная группа увидела меня, то все подумали, что это злая шутка и музыки в фильме не будет. Но все произошло. Когда человек делает что-то по-настоящему, он доходит до сердцевины своего дела, и вступают в силу совершенно другие законы. И тогда сломанная рука не может ни на что повлиять», – рассказала певица.

[показать]

На вопрос корреспондента «Правмира» о том, по какому принципу она выбирает песни для репертуара, артистка ответила, что руководствуется словами Нонны Мордюковой: «Если мурашки побежали, значит твое».

«Прежде, чем что-то петь, нужно очень много выплакать в своей мастерской над песней, нужно ее пережить до боли, тогда она становится совершенно твоей. В песне в сжатый временной отрезок нужно пережить то, что люди переживают всю жизнь. По-другому не может быть. Я могу только так», – пояснила певица.

[показать]

Вспомнив о Нонне Мордюковой и поприветствовав ее родную сестру, которая находилась в зале, Смольянинова спела в память ушедшей от нас актрисы песню «Большак».

[показать]

После того как артистка заявила, что спела все, что исполняли в 17 и 18 веках, разговор неизбежно зашел о жанре романса, с которым у Смольяниновой непростые отношения.

«Что такое романс, я так и не поняла», – ответила она на вопрос ведущего. «Вообще, я не люблю романсы», – заявила певица, но затем добавила, что, коль скоро их довольно много в ее творчестве, для нее этот жанр стал «особым языком», с помощью которого ей есть, что сказать.

[показать]

Смольянинова исполнила несколько романсов, среди которых были «Не обмани», романс пушкинской поры «Она молилась» и всем известный «Не уходи, побудь со мною». Случайно или специально исполнительница сохранила в произношении черты северного говора, и это своеобразно вступало в диалог с «классичностью» произведений.

Смольянинова выбрала своими учителями в исполнении романсов певцов дореволюционной эпохи, так как, по ее мнению, именно они делают это наиболее аутентично. Среди них – Вяльцева, Плевицкая, Дулькевич, Полякова, Вертинский, Обухова.

[показать]

Отдельная страничка в творчестве Смольяниновой – духовные стихи. По ее признанию, первый духовный стих она услышала от народной исполнительницы Евдокии Боровиковой, которая происходила также из Псковской области. Тогда, в 80-е годы, этот жанр в «культурной» среде был совсем забытым, кассеты с записями иеромонаха Романа еще не были так широко известны.

Услышав духовные стихи, Смольянинова поняла, что столкнулась с чем-то необычным и очень глубоким по содержанию. Интересно, по ее словам, было и то, что Боровикова исполнила сначала все тропари двунадесятых праздников, а затем и духовные стихи. Вероятно, в ее сознании они существовали как произведения одного порядка.

Исполнительница спела философский духовный стих «О грешном человечке», в котором темы смерти, веры, раскаяния причудливо переплетаются, вызывая размышления о смысле жизни. Далее прозвучал стих «Слово «мама» дорогое…» Как рассказала Смольянинова, ноты этого стиха ей дал сам архимандрит Матфей (Мормыль), благословив ее на пение.

[показать]

Говоря о своей роли в музыкальной жизни современности, исполнительница отметила:

“Если говорить образно, то я больше в тени, чем на свету. Положительная сторона – это помогает мне сохраниться, не засохнуть, не завянуть. Однако меня знают те люди, которым тоже важно не разменяться и не завянуть. Эти люди помогают мне жить. Возможно, если бы я не встретила Ольгу Сергееву и этих чудесных бабушек, я бы увлеклась славой, успехом, ведь артистическая душа увлекающаяся. Может быть, я бы направила свои силы и торила дорогу до невозможности, чтобы только выйти на поверхность. Однако я увидела своих бабушек, которые совершенны в том, что они делают и при этом остаются совершенно скромными людьми. Лишь немногие могли их увидеть. И тогда я поняла, что самое необычайное, самое дорогое находится в тайне”.

[показать]

«С точки зрения моих творческих амбиций, наверное, мне бы хотелось большей славы, но нельзя же так глупеть…», – с улыбкой под аплодисменты зала заключила Смольянинова.

В завершение вечера прозвучали две песни ее собственного сочинения и снова «Динь-динь», которую певица спела вместе со всем залом.

   

 

   



   

Ссылки

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Евгения Смольянинова - Жемчужина | merlinwebdesigner - Казаче | Лента друзей merlinwebdesigner / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»