Посол США в Эстонии Майкл Полт написал в депеше с грифом «Секретно» в Вашингтон прошлой весной, что «хотя Эстония старается смягчить свою позицию по отношению к России, ее оборонная политика придает особое значение внутренним оборонным возможностям, основанным на практически параноидальном ощущении неизбежности российского вторжения».
[265x304]
«Советник премьер-министра (Эстонии) по внешним связям Кюллике Силласте-Эллинг сказала советнику по политическим вопросам (посольства), что “ни та, ни другая сторона не имеет достаточной политической воли к изменению сложившихся отношений”» (полная версия документа – см. ниже). Понятно, что Эллинг сетует американцам на то, что Россия, не хочет улучшения отношений. Но то, что человек, напрямую причастный к выработке политического курса Эстонии, прямо говорит, что и его команда этого не хочет – это очень специфическая откровенность. Часто такие вещи в международных отношениях видны невооруженным глазом, но ведь никто никогда в этом не признается – это всегда принято списывать на происки и неадекват партнеров. А тут люди то, что сами публично называет неадекватом, в частной беседе характеризуют как общий взаимный подход, присущий, в том числе, и той политике, которую они сами создают.
Директор российского департамента эстонского МИДа Март Волмер тогда же сказал американцам, что считает хорошие отношения с Россией просто «нереалистичной целью». При таком подходе ничего удивительно в том, что отношения плохие – если не верить в возможность их улучшения, то и работать над этим не надо. А сосредоточиться надо на реалистичных целях – например, выставлять России счета за «советскую оккупацию» на десятки миллиардов долларов.
Теперь становится все яснее, что имела в виду Хиллари Клинтон, когда, став госсекретарем, сказала, что нужно разгребать завалы, оставленные в международных отношениях США прежней администрацией. Очевидно, то было не столько указание на конкретные проблемы, возникшие в Ираке или Афганистане, сколько интуитивное предчувствие, что политика в рамках общего подхода республиканских неоконов, которые системно действовали совсем в другой парадигме, сама по себе и есть завал. То есть проблемы везде, даже там, где их пока не видно. Прибалтика – именно такой пример.
Российская политика эстонских властей для экс-президента Джорджа Буша-младшего и его команды была совершенно логичной и вполне ложилась на их видение международных дел и их цели. То, что новый американский посол в Таллине воспринимает как паранойю восточноевропейских партнеров, для команды Буша было реальным подтверждением их собственной вполне цельной картины мира. Но как эту политику ни называй – паранойя или прагматизм – прежней администрации она была всегда на руку, а нынешней местами создает серьезные проблемы.
Конечно, любой американской администрации выгодны российские соседи, ищущие у нее помощи и поддержки в обмен на лояльность. Но ирония в том, что даже в международных делах, оказывается, важна мера и возможность сказать: «Горшочек, не вари». И когда Обама в прошлом году попытался притормозить вызывавшее не только российское, но даже и германское раздражение размещение объектов американской глобальной ПРО в Польше, Варшава натурально обиделась. Оказывается, в то же самое время Госдеп точно также не знал, как уговорить Таллинн не мешать его разбору завалов на российском направлении. Восточноевропейские горшочки продолжали заваливать Вашингтон требованиями, шедшими в разрез с его попытками восстановить доверие к американской политике в большом мире, не ограничивающимся скромными пределами маленьких сателлитов.
Не меньшую проблему начало создавать и то, что эти сателлиты, испугавшись, что иссякающего желания Вашингтона помогать им «сдерживать Россию» может и не хватить на всех, начали ругаться за американскую поддержку еще и между собой. Так вице-канцлер Министерства обороны по вопросам оборонной политики Эстонии Свен Сакков год назад выражал американским дипломатам в Таллинне большую признательность за включение своей страны в ныне вызвавший такой скандал НАТО-вский план военных действий на случай все того же российского вторжения «Орел-защитник». Но при этом пожаловался им на поляков – как пишет посол с его слов в секретной депеше: «В кулуарах встречи комиссии НАТО-Украина в ноябре 2008 года польская делегация заявила Саккову, что она против включения стран Балтии в план «Орел-Защитник», поскольку не хочет, чтобы польский план был выхолощен или стал бы заложником в случае, если другие союзники выступят против включения в него стран Балтии».
Когда о признаках паранойи говорили американские эксперты в 2007 году – в Таллинне в это время сносили «бронзового солдата», арестовывали антифашистских активистов и обвиняли Кремль в организации кибер-атак на эстонские правительственные сайты – это не находило отклика в Вашингтоне. Хотя уже тогда Хосе Назарио, старший инженер по вопросам безопасности Arbor Networks – софтверной компании из США, чьими программами мониторинга сетей пользуются более 70% интернет-провайдеров мира, сказал в интервью одному из самых популярных в мире веб-порталов об IT – Ars Technica, что из их анализа кибер-атак следует, что «российское правительство не могло быть прямо связано с атаками». Тогда его мнение было интересно только в России. Теперь есть надежда, что им заинтересуются и в остальном мире.
СЕКРЕТНО SECTION 01 OF 03 TALLINN 000114
SIPDIS ДЛЯ EUR/NB MIGUEL RODRIGUEZ E.O. 12958 DECL: 04/27/2019
МЕТКИ: PREL PGOV RS GG EN ТЕМА: ПЕССИМИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД ПО ОТНОШЕНИЮ К РОССИИ СО СТОРОНЫ ЭСТОНИИ Засекречено: CDA Карен Декер согласно1.4 …
XXXXXXXXXXXX ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОБОРОНА: ПРОСТО СЛЕГКА ПАРАНОИДАЛЬНА
10. (C) В то время как Эстония старается нормализовать свою политическую позицию по отношению к России, ее оборонительная доктрина подчеркивает внутренний военный потенциал, основанный на почти параноидальном ощущении неминуемого нападения со стороны России. Новый 10-летний План Развития Обороны (ПРО) ПЭ на 2009-2018 г.г., опубликованный в январе, был завершен после вторжения России в Грузию в 2008 г. (ref C). Несмотря на то что ПРО согласуется с коллективными приоритетными направлениями оборонного характера НАТО, он также ясно отражает намерение планирующих оборону лиц расширить развитие территориального и начального военного потенциала. ПРО требует от Эстонии инвестиций в усовершенствование системы раннего предупреждения, воздушную оборону, противотанковые и маневренные бронетанковые силы и средства для воспрепятствования агрессии и в улучшение средств для поддержки операций в особой обстановке согласно Статье 5-ой. ПРО сохраняет воинскую повинность, расширяет боевой и численный состав как регулярных войск, так и сил резерва, и в значительной степени увеличивает количество и качество резервной подготовки. XXXXXXXXXXXX
[показать]