Гирих – в переводе с арабского обозначает «узел». В его основе, как правило, лежит геометрическая форма круга, а также четкое его разделение на части, при помощи которых и происходит процесс построения квадрата, прямоугольника или же многоугольника. Любой гирих является образцом математической точности. Выстраивается он исключительно посредством циркуля и линейки в строго определенном порядке, который позволяет создавать орнаментальный рисунок из единственного раппорта, повторяющегося бесконечное количество раз. Множество арабских орнаментов выстраивались, имея в основании шестиугольник правильной формы, а получали их из переплетения двух равносторонних треугольников.
Квадрат - Слово «Аллах» обозначали с помощью четырех вертикально расположенных линий – они в виде схемы являли собой начертания букв этого слова. Стоящие в форме квадрата, они представляли собой символ Каабы. Два таких пересекающихся между собой квадрата выстраивали звезду с восемью лучами – один из самых распространенных элементов орнаментального искусства мусульман. Если же количество квадратов умножалось многократно, то это порождало сложный рисунок со многими углами.
Треугольник - Этот элемент орнаментики мусульман считался обозначением «ока» бога и был мотивом магических верований.
Пятиугольник - Эта фигура считалась символом пяти главных заповедей религии ислама.
В целом, к геометрическим формам обращались еще в период, когда ислама как религии не существовало. Использовали их в основном арабские кочевники. Так как их местом проживания была пустыня, ориентировались в пространстве они исключительно по Солнцу, Луне и звездам. А свои представления отмечали при помощи разнообразных геометрических фигур. Такая древняя символика в сфере астрологии довольно плотно переплетается с символикой в религиозной сфере арабов. Во времена средних веков в арабской культуре орнамент «читали» как текст в книге.
Арабески - Арабески – в переводе с французского обозначает «арабский». Поражающие своей красотой орнаменты, которые жители Европы именовали арабесками, вызывали восхищение своими замысловатостью, сложностью, нестандартным ритмом. Он заключал в себе декоративные мотивы, имеющие геометрический и стилизованный растительный характер и переплетающиеся, словно сетка. Дополнением к орнаменту служили надписи, сделанные с использованием канонизированных шрифтов: «куфического», буквами арабского письма, имеющими прямоугольную форму, и почерка скорописи «насх». На границе между растительным и геометрическим орнаментом находятся такие элементы украшения, как медальон, розетка, кайма. Более того, арабский орнамент изобиловал изображениями мифических крылатых существ, Луны, Солнца, звезд, животных, а также священного дерева жизни.