Михаил Юрьевич Лермонтов.
Корни будущего поэта уходят в далекую Шотландию к полумифическому барду-пророку Томасу Лермонту. Собственно, Михаил развивался вполне в соответствии с традициями/обычаями своего времени - на ряду с фехтованием, изящной словесностью, стихосложением и уроками музыки молодых дворян всенепременно обучали живописи.
Причем, современники отмечали, что рисовать Михаил начал чуть ли не раньше, чем упражняться в стихосложении. Первые работы отличались большей живостью рисунков. К этому периоду относятся работы так называемой "юнкерской тетради" (1832-34 гг.) - жанровые сценки, списанные с натуры.
[210x400] |
[307x400] |
| Конногренадёр (Бумага, тушь, перо 1830) | Портрет офицера с трубкой (Бумага, тушь, перо 1832-34) |
|
Русские гусары в наступлении на Варшаву (7 сентября 1831) |
[x350] |
[x350] |
| Автограф стихотворения "Стансы" (1830) с портретом Сушковой | Черновой автограф поэмы "Ангел смерти" (1831) |
Общий курс живописи, зарисовки в блокнотах - впечатления и иллюстрации к своим призведениям. В свое время Михаил свято верил, что помимо шотландской крови, среди его предков были и испанцы, в частности герцог Лерма. Собственно, под этим впечатлением у поэта родился целый испанский художественный цикл.
[x400] |
[x400] |
| Испанец. (Портрет. Бумага, акварель 1837) | Эмилия, персонаж пьесы "Испанцы". Предположительно автор изобразил свою возлюбленную Варвару Лопухину |
Переломным моментом в жизни Лермонтова, стал 1937 год: год смерти А.С. Пушкина, рождения поэмы "Смерть поэта" и ссылка на Кавказ. Величественные горы не могли не впечатлить молодого поэта. Однако они встретили его всей своей суровой мощью, практически полностью сведя на нет то прежнее легкое восприятие Кавказа.
|
На многих Грузинских картинах и рисунках Лермонтова изображены караульные башни или старинные крепости. "Башня в Сиони" (1837-38г). |
|
Вид Тифлиса (1837; картон, масло; ГЛМ) |
|
"Вид Пятигорска" (1837) |
| "Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты" (Эти места воспел Лермонтов в поэме "Мцыри") |
|
"Перестрелка в горах Дагестана" |
|
Воспоминание о Кавказе (март — апрель 1838; картон, масло; ИРЛИ) |
Безусловно, многие творческие люди пробуют свои силы не только в каком-то отдельном виде искусства. Но, как правило, на фоне основного таланта "хобби" смотрится нескольно... бледнее. Вероятно, знатоки живописи могли бы сделать определенный вывод о художественных способностях поэта. Однако не стоит забывать, что в то время существовало такое понятие, как "художник-дилетант" - человек, который не обременен тем, чтобы зарабатывать таким образом себе на хлеб. Ему просто было необходимо реализовать свое лирическое ощущение мира. Поэтому, как и все из сословия художников-дилетантов, он просто вел такой своеобразный лирический дневник, не претендуя на лавры Леонардо Да Винчи...
Леокадия Коршунова, etoya.ru