Что такое счастье и какие боги даруют его? У каждого народа свой взгляд на этот вопрос, но японский подход необыкновенно мудр и прост.
[240x194] Ситифукудзин (Семь богов счастья) - группа божеств, в которую входят: Бисямонтэн, Бэндзайтэн, Дайкокутэн, Хотэй-осё, Фукурокудзю, Дзюродзин и Эбису. Поклонение этим богам вошло в традицию среди японского купечества и горожан еще в период Муромати (1333-1568). Традиционное объяснение появления великолепной семерки восходит к буддийской сутре "Нинно хання кё", в которой сказано, что при правильном следовании законам, изложенным в сутре, "семь несчастий немедленно исчезнут, а семь благ тут же явятся".
Они выставляются как «Жихи фукуйин», или как отдельные фигурки, или на корабле с драгоценностями, или же часто носятся в форме амулета, как фигурки нэцке из дерева или слоновой кости, которые в первую очередь служат пуговицами для застегивания поясов кимоно.
[600x450]
Время появления самого слова "ситифукудзин" неизвестно. Как единое целое семь богов счастья стали рассматривать приблизительно к середине ХVI- началу ХVII в., причем каждый из них был известен в Японии издревле и почитался как божество. В течение длительного времени состав Ситифукудзин варьировался, в него включались то одни, то другие боги. К середине XVIII в. состав богов стабилизировался. Божества, вошедшие в состав Ситифукудзин, в большинстве были заимствованы из пантеонов заморских религий.
Бисямонтэн пришел в Японию из индуизма. Наибольшей популярностью Бисямонтэн, страж Севера, пользовался в Японии в период Хэйан (794-1185), когда завоевывался север крупнейшего острова Японии - Хонсю. Впоследствии на первый план вышла его способность одарить богатством. Всегда изображается грозным, суровым воином, облаченным с головы до ног в самурайские доспехи, с трезубцем или пагодой в руках, приносит удачу в ратных делах, покровительствует военным, но при случае может помочь и разбогатеть.
Единственная женщина в семерке - Бэндзайтэн - заимствована из буддизма, покровительница музыки и воды. Ее культ был известен еще в ХIII в., но значительное его распространение относится к периоду Камакура (1185-1333). Изображается Бэндзайтэн с японской лютней бива в руках и иногда со свернувшейся змеей в высокой прическе, что связано с древним культом Белой Змеи - владычицы речных вод.
Дайкокутэн имеет индийское происхождение, но там это гневное божество, страж веры, изображавшийся шестируким и трехликим. В Японии Дайкокутэн стал популярен в период Муромати и выступает исключительно как покровитель крестьянства, домашнего очага и бог счастья, причем один из наиболее могущественных. В период Токугава (1600-1868) Дайкокутэн становится главным среди семи богов счастья. Изображается он с мешком риса на плече, чем напоминает Деда Мороза, и волшебным деревянным молотком в руке, позволяющим не только разбивать зерна риса, но и творить чудеса.
Он талисман богатства и достатка. Дайкоку защищает Ваш дом и способствует его процветанию.
Лысый монах, весельчак Хотэй-осё - бог изобилия, воплощение счастья и беззаботности. Его легко узнать по огромной утробе. Живот для народов Востока - пристанище души, и пришедший из Китая толстяк Хотэй-осё однозначно связывается ими с душевной широтой и щедростью. Особое распространение образ Хотэй-осё получил в период Токугава, когда он стал одним из богов счастья.
Хотэй- это бог счастья, веселья, благополучия и общения.
Еще два китайца - Фукурокудзю и Дзюродзин. Первый изображается в виде старика с огромным лбом, превращающим голову святого в подобие тыквы. Он наделяет своих поклонников мудростью. Второй - белобородый старик - символизирует бога долголетия.
Эбису - единственный синтоистский персонаж среди семи богов счастья. Это божество древнего происхождения. Его изображают веселым рыбаком с удочкой в руках, зажавшим под мышкой большую рыбу. Он издавна покровительствовал рыбакам и торговцам, а потому стал символом и божеством удачи, столь необходимой для людей этих профессий.
Талисман Эбису предназначен для достижения гармонии. Он приносит удачу в труде, личной жизни и в выборе партнеров, также его предназначение отводить от дома неверность и предательство.
В период Токугава культ Ситифукудзин достиг наивысшего расцвета. Особенно это относилось к столице Японии - Эдо, где существовал обычай ежегодного паломничества в храмы, посвященные тому или иному богу счастья. Это паломничество осуществлялось в первый месяц каждого года.
И сейчас те, кому божественная поддержка крайне необходима или кто хочет вырваться из ежедневной круговерти и под сенью священных храмов предаться неспешным мыслям о вечном, отправляются в маленькое путешествие - паломничество по храмам, связанным с богами удачи. Они, как правило, расположены неподалеку друг от друга, с тем чтобы верующие могли обойти все семь храмов за одну ночь.