• Авторизация


"Антихрист" - непонятый гений 03-03-2011 16:56 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Вчера посмотрела фильм Ларса фон Триера "Антихрист". Давно собиралась, но все откладывала. Я скажу - это гениально. В каждом кадре точно выверенное переплетение красоты и ужаса, разворачивание реальности вглубь, как постепенное проявление негатива... Но я хочу сказать не о форме, о которой и так много сказано другими, а о содержании, которое почему-то от многих ускользнуло. Я прочитала множество рецензий на этот фильм, и не нашла НИ ОДНОЙ, в которой хотя бы использовались те ключи для понимания фильма, которые дает сам режиссер. Это очень странно.
В фильме показана история безумия женщины, которая вообразила себя исчадием ада и стала им. Здесь очень много параллелей с христианством. Начало фильма - пока родители занимаются сексом, их маленький ребенок падает из окна и разбивается. Эти действия как бы превращаются в причину и следствие - секс здесь является не тем, что дает начало новой жизни, а тем, что приводит к смерти. Вполне в духе христианства - эта сцена в фильме олицетворяет первородный грех, который привел к потере человеком бессмертия и изгнанию из рая.
Героиня тяжело переживает смерть ребенка, ей начинают овладевать страхи. Она говорит, что боится леса вокруг Эдема. Муж пытается ей помочь справиться со страхами, и они отправляются в этот лес, где у них есть домик. Примечательно то, что у них нет имен, просто мужчина и женщина. Они возвращаются в Эдем - и попадают в ад. Героиня боится ходить по земле, ей кажется, что она горит под ногами - и действительно получает ожоги. Древо жизни в этом Эдеме мертво, и все в нем - сама смерть. Героям встречаются звери с вывороченными внутренностями. Вообще вся природа поворачивается к ним своей страшной, пугающей стороной - и женщина говорит, что природа - это храм сатаны. Природа - это зло, и самое большое зло - это человеческая природа, женская природа, внутренняя природа героини, которая именно ощущает себя злом, исчадием ада - и становится им. И на этой мысли - на том, что в фильме показана идея грехопадения, которое лежит печатью на всей природе, все мало-мальски годные рецензии... заканчиваются.
Между тем по ходу действия фильма выясняется, что превращение героини началось задолго до смерти ребенка, во время того, как она писала диссертацию по мизогинии и изучала историю уничтожения женщин христианской церковью. Именно изучая богословские трактаты они прониклась идеей первородного греха - и С ЭТОГО МОМЕНТА началось ее безумие. Я думаю, что ключевая фраза фильма - это то, что говорит героине ее муж: «Ты должна была обработать эту книгу критически, а вместо этого ты поверила во всю эту муть! Тех бедных женщин сжигали просто за то, что они женщины, а вовсе не за колдовство!» А она поверила. И вот что сотворила с ней такая вера.
Ларс фон Триер неоднократно говорил в связи с этим фильмом о том, что его настольной книгой в детстве была книга Ницше "Антихрист" - ведь совершенно не случайно он дал такое название фильму. О чем же пишет Ницше? Я просто поцитирую немного.

"Ни мораль, ни религия христианства ни в одной точке не соприкасаются с действительностью. Сплошь воображаемые причины: "бог", "душа", "Я", "дух", "свобода воли" - а то и "несвобода". Сплошь воображаемые следствия: "грех", "искупление", "благодать", "кара", "прощение грехов". Общение между воображаемыми существами - "богом". "духами", "душами". Воображаемое естествознание - антропоцентрическое, с полным отсутствием понятия о естественных причинах. Воображаемая психология - сплошное непонимание самого себя, недоразумения. Этот законченный мир фикций отличается в худшую сторону от мира сновидений: сновидение отражает действительность, а фикция ее фальсифицирует - обесценивает, отрицает. КОГДА ПРИДУМАЛИ ПОНЯТИЕ "ПРИРОДЫ" - ПРОТИВОСТОЯЩЕЙ БОГУ, "ПРИРОДНОЕ", "ЕСТЕСТВЕННОЕ" СТАЛО ОБОЗНАЧАТЬ "ПАДШЕЕ" И "ПОРОЧНОЕ",- ВЕСЬ ВООБРАЖАЕМЫЙ МИР ХРИСТИАНСТВА КОРЕНИТСЯ В НЕНАВИСТИ К ПРИРОДЕ (ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ), он выражает глубочайшую неудовлетворенность реальным... И этим все объясняется."

"Ничто не поражает так глубоко, ничто так не разрушает, как "безличный долг", как жертва молоху абстракции..."

"Если для богослова что-то истинно, значит, это ложь - вот вам, пожалуйста, критерий истины. Самый глубокий инстинкт самосохранения воспрещает богослову чтить или хотя бы учитывать реальность - и в самом малом. Куда только простирается его влияние, всюду извращены ценностные суждения, а понятия "истинного" и "ложного" непременно вывернуты наизнанку: самое вредное для жизни называется "истинным", то же, что приподнимает, возвышает, утверждает, оправдывает жизнь, что ведет к ее торжеству, считается "ложным"..."

"Христианство… свои идеал оно составило по противоположности инстинктам сохранения жизни, жизни в силе; христианство погубило разум даже самых сильных духом натур, научив чувствовать заблуждение, искушение, греховность в самых высших ценностях духовного. Самый прискорбный случай - Паскаль, ИСПОРЧЕННЫЙ ВЕРОЙ В ТО, ЧТО РАЗУМ ЕГО ИСПОРЧЕН ПЕРВОРОДНЫМ ГРЕХОМ, ТОГДА КАК ИСПОРЧЕН ОН БЫЛ ЛИШЬ ХРИСТИАНСТВОМ!.."

По-моему, очень красноречивые цитаты для того, чтобы понять смысл, который в этот фильм вкладывался режиссером. Кто же в этом фильме Антихрист? Сам Ларс фон Триер - антихрист, антихристианин, по аналогии с Ницше, который так назвал свое произведение. Этот фильм - обличение христианской религии, самой мерзкой ее сущности - извращения естественной природы человека, превращения его в безумца для своих целей. Вера действительно имеет большую силу - и вот как говорит об этом Ницше: "Что вера при известных обстоятельствах спасает, что блаженство не превращает навязчивую идею в идею истинную, что вера не сдвигает горы, а только при случае воздвигает их там, где их раньше не было,- все это достаточно проясняется, стоит хотя бы второпях пройтись по дому умалишенных. Проясняется, но не для жреца,- этот будет инстинктивно отрицать, что ложь - это ложь, а дом умалишенных - дом умалишенных. Христианство нуждается в болезни - примерно так, как греки нуждались в переизбытке здоровья: задняя мысль всей системы спасения - сделать человека больным. А сама церковь? Разве ее идеал - не кафолический дом умалишенных?.. Не вся земля как дом умалишенных?.. " И фон Триер гениально показал, КАК бред сумасшедшего становится реальностью - единственной реальностью для всего человечества, одураченного христианством.
Мои аплодисменты.
[450x690]
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
cherez_dorogu 03-03-2011-19:47 удалить
Это первая рецензия после которой мне захотелось посмотреть этот фильм... Спасибо
Element_X 04-03-2011-00:38 удалить
Ответ на комментарий cherez_dorogu # Надеюсь, фильм не разочарует)


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник "Антихрист" - непонятый гений | Element_X - Вещь вне себя | Лента друзей Element_X / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»