• Авторизация


Женщина в Церкви 21-02-2013 14:25 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Женщина в Церкви

irina_fadeewa
May 16th, 2012 http://irina-fadeewa.livejournal.com/76899.html

Оригинал взят у igumen_nektariy в Вопрос о ребре
Женщина в Церкви… Сколько же противоречивых мнений приходится слышать, причем как от одной заинтересованной стороны, так и от другой — ничуть не менее заинтересованной! И в данном случае — стоило только нам заговорить на редакционной планерке о Неделе жен-мироносиц, как стало очевидно: есть необходимость в разговоре более основательном…

«Инструмент для становления души»

Вот весьма красноречивая цитата из письма, пришедшего на электронный адрес нашего сайта с вопросом к Правящему Архиерею — Митрополиту Лонгину.

«Как правильно понимать учение Священного Писания: От жены начало греха, и через нее мы все умираем (Сир. 25, 27); …Горче смерти женщина, потому что она — сеть, и сердце ее — силки, руки ее — оковы; добрый пред Богом спасется от нее, а грешник уловлен будет ею (Еккл. 7, 26); Женщина есть красиво окрашенное естественное зло (блж. Августин); Хорошо человеку не касаться женщины (1 Кор. 7, 1); …лучше не жениться (Мф. 19, 10); Это те, которые не осквернились с женами… (см.: Откр. 14, 4) и т.п.? При многолетнем изучении Священного Писания у меня сложилось свое понимание этого вопроса. Получается, что основная цель сотворения женщины не служить делу чадородия, потому что Бог может и из камней создать детей (см.: Мф. 3, 9), а быть инструментом для становления души человека, который зачастую вместе с демонскими силами создает препятствия на пути к Богу: соблазны, страсти, искушения и почти все другие грехи происходят через женщину. Поэтому ли в Писании женщине отводится второстепенная роль?»

Мне это письмо попалось на глаза после долгого разговора с одной девушкой, которая совершенно всерьез утверждала, что одной из причин, препятствующих ей жить церковной жизнью, является отношение Православия к женщине как к существу второго сорта, существу, наделенному исключительно служебными и притом в большей степени отрицательными функциями. Мне подобная постановка вопроса казалась абсурдной, однако собеседница стояла на своем, и потому мне пришлось потратить немало времени и сил для того, чтобы убедить ее в том, что предложенный ею взгляд на женщину отнюдь не является точным изложением учения Церкви. Прочитав же присланный к нам на сайт вопрос, я, грешным делом, подумал: не автор ли сего послания знакомил эту девушку с основами Православия?

Но шутки шутками, а на самом деле таких людей немало: и тех, кто совершенно уверен, что все прочитанное ими в Священном Писании о женщине свидетельствует о ее «второсортности» и «неполноценности» и, сильнее скажем, «вредоносности». И тех, кто так же совершенно убежден в том, что в «такой Церкви» ему (точнее, конечно, ей) делать нечего…

Священное Писание следует читать вдумчиво, не вырывая отдельные фразы из контекста, иначе легко либо впасть в какую-нибудь ересь или же изобрести свою собственную, пусть и повторяющую отчасти прежде бывшие. Так же вдумчиво нужно читать и творения святых отцов.

Что говорит о появлении женщины книга, в которой описывается творение всего ныне существующего? И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их (Быт. 1, 27). Не его только, а их. А вот, словно печать, приложенная к сотворенному: И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма (Быт. 1, 31). Где здесь речь о женщине как о зле, как о чем-то низменном, несущем в себе угрозу? Нет ни слова. Да и не может быть. Потому что тут же говорится и о намерении Божием: И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему (Быт. 2, 18). Не инструмент искушения, не препятствие на пути к Богу, а помощника. Причем — соответственного ему, то есть — такого же, как он.

Есть «богословы», которые усматривают «неполноценность» женщины в том, что она сотворена из ребра, то есть вторична по своему происхождению. Но не в гораздо ли большей степени в этом можно увидеть единство человеческой природы, ее общее начало? То, что выражено первым богословом, Адамом, в то время, когда ум его еще не был помрачен грехопадением: …Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть (Быт. 2, 23–24).

Можно ли обвинять женщину в том, что именно из-за нее произошло отпадение первозданного человека от своего Создателя, что именно к ее сердцу нашел изначально доступ враг? Ведь и Адам ел запретный плод. И неужели кто-то решится доказывать, что сам, без Евы, он бы не стал этого делать? Разве элементарный жизненный, не говорю уже аскетический, опыт не показывает, что очень и очень часто мужчина влеком к тому или иному пороку не женщиной, а собственной гордостью, тщеславием, страхом, малодушием и корыстолюбием? И если принять, что Адам был по отношению к Еве «старшим», что он был главой этой первой в истории человечества семьи (а принять такую данность с необходимостью надо, поскольку исторически, да и онтологически она достоверна, даже если это и совсем не нравится феминисткам), то ведь именно потому-то он и ответственен не только за себя, но и в той же практически мере за свою младшую половину. За свое ребро, в конце концов.

Пустой спор

К слову сказать, этот вопрос — о том, кто «старший» и кто «младший» или же «кто главнее», — для нашего характерного спутанностью понятий и явлений времени очень актуален и служит предметом непрекращающихся дискуссий. Тут, безусловно, инициатива принадлежит уже не православным, пусть и превратно понимающим Писание, а всевозможным борцам за всевозможные права. Стоит, впрочем, остановиться на том, что данный спор стал возможным сравнительно недавно. И не потому, что прежде женщина была настолько задавлена и забита, а просто в силу того, что жизнь — более простая и естественная — все расставляла по своим местам сама.

Мужчина, выходящий на охоту на крупного зверя, способного убить и покалечить,— это что, реализация права или необходимость? Или надо было женщинам эту «привилегию» предоставить? Нет, конечно. Поэтому и заведование домашним очагом — не ссылка, не дискриминация, а естественное, необходимое разделение труда. Мужчина-охотник, мужчина-воин — это естественно. Так же естественно, как и женщина-мать, женщина у очага или у плиты.

Сегодня жизнь стала иной — но не принципиально, а по внешним своим характеристикам. Появилось множество профессий, которыми с равным успехом могут заниматься как мужчины, так и женщины. Есть масса ресторанов и кафе, где можно позавтракать, пообедать и поужинать; магазинов, где продается все необходимое для питания и быта; существуют, наконец, различные кухонные агрегаты, которые с утра запрограммируешь, а к вечеру получишь готовый ужин. Это все до известной степени уравнивает возможности и, конечно же, права. Но… не делает мужчину женщиной и женщину мужчиной. Не должно делать, по крайней мере. Потому что при единстве природы есть Богом определенные различия. Не только в области физиологии, но и в устроении душевном. А если не так, то зачем было Господу творить Адама и Еву, не довольно ли было бы одного человека (а детей — из камней, как предлагается)? Именно в этих различиях — основание гармонии, при которой сила компенсирует слабость, мягкость сводит на нет разрушительность жесткости, ум соединяется с сердцем… Почему и говорят порой о семейной жизни как о соединении двух половинок. И ребро в этом контексте — не образ уничиженности, а образ близости к сердцу. Это в идеальном, разумеется, случае, когда замысел Божий реализуется, а не искажается. Есть сегодня масса и других «моделей», и «вариантов нормы», но о «вариантах» сейчас речь не идет.

«Красиво окрашенное зло»

Однако вернемся к вопросу не о правах, а о том, почему и в Писании, и у отцов можно порой найти очень нелестные отзывы о женском поле. Некоторые из них приведены и в процитированном выше письме. Их как объяснить? На самом деле — не так сложно, как кажется.

После грехопадения все извратилось, пришло в состояние несоответствия своему первоначальному предназначению. И то, что Господь дал человеку как благо, стало обращаться ему в погибель. В том числе — и его «помощница». Но не в ней суть. Как суть и не в силе, и не в золоте, и не во власти как таковых, а в превратном, неправильном, страстном отношении к ним. …Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью (Иак. 1, 14). А все остальное — лишь внешние поводы. И стоит устранить один, как эта самая похоть находит себе множество других. Наполненные же некой «отрицательной экспрессией» высказывания о женщине некоторых книг Священного Писания (преимущественно — неканонических) и святых отцов — лишь стремление отвратить человека от греха, а не от женщины как таковой. Кстати, у некоторых подвижников есть подобные же высказывания и о мужчине. Святитель Василий Великий, например, в своем монашеском уставе указывает неоднократно на то, каким искушением является мужчина для женщины…

…Так что нет ни «первого сорта» человека, ни «второго», и ни сильный пол, ни слабый не зло сами по себе, как и ничто из Богом сотворенного. И во всем царит удивительная, проницающая собой мир премудрость. Женщина взята от мужчины и создана из его ребра, но мужчина по закону естества происходит на свет от женщины… Ева первая пала, вкусив по совету змия запретный плод, но Пречистая Дева Мария, став Матерью воплотившегося Бога, оказалась вознесенной превыше всех небожителей — как святых мужей, так и бесплотных Сил. И ученики Христовы донесли до нас Его учение в Писании Нового Завета, а жены-мироносицы, когда мужчины рассеялись «страха ради иудейского», пошли послужить последний раз любимому Учителю, не боясь ни иудейских начальников, ни римских стражников.

Газета «Православная вера» № 8 (460), 2012 г.

Tags: православие

( 23 comments — Leave a comment )

ort7000

2012-05-16 06:26 am (UTC)
http://ort7000.livejournal.com/375984.html
(Reply) (Thread)

irina_fadeewa

2012-05-16 06:42 am (UTC)
Надо подумать. Я сейчас на работу должна бежать, вечером обязательно вернусь к этому разговору.
(Reply) (Parent) (Thread)

ort7000

2012-05-16 06:48 am (UTC)
Ok :)
(Reply) (Parent) (Thread)

irina_fadeewa

2012-05-16 01:41 pm (UTC)
Меня вообще тут в первую очередь интересует, насколько женщина может говорить в Церкви. Я давно заметила, что многие мужи, называющие себя "православными", затыкают мне рот не потому, что я неправа, а потому что страдает их мужская гордость.

Я согласна с апостолом, что в Церкви женщина должна молчать. Также, как не должна перечить мужу. НО: это только в том случае, если муж - настоящая голова, а священник - настоящий пастырь. В обратном случае, когда муж инфантильный альфонс, а пастырь - еретик, неспособный вести общинный корабль правильным курсом, то я не понимаю, почему женщина должна быть молчаливой безмозглой овцой? Кому от этого польза?

Edited at 2012-05-16 02:20 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)

ort7000

2012-05-16 04:05 pm (UTC)
Главное, что у апостола не сказано молчать женщине в интернете :)))
(Reply) (Parent) (Thread)
Муж всему голова

irina_fadeewa

2012-05-19 10:22 am (UTC)
беседа с о.Димитрием Смирновым на тему семьи и роли мужа:
http://kuzma-prutkoff.livejournal.com/237481.html
(Reply) (Thread)
Re: Муж всему голова

kuzma_prutkoff

2012-05-19 10:39 am (UTC)
и роли женщины !
(Reply) (Parent) (Thread)
Re: Муж всему голова

irina_fadeewa

2012-05-19 11:08 am (UTC)
Да, конечно :)

От женщины именно в семье во многом все зависит, потому что у мужа голова занята внешним.
(Reply) (Parent) (Thread)
Re: Муж всему голова

kuzma_prutkoff

2012-05-19 11:10 am (UTC)
об этом как раз передача

если не смотрела, то советую :)
(Reply) (Parent) (Thread)
Re: Муж всему голова

irina_fadeewa

2012-05-19 11:16 am (UTC)
Посмотрела, а только потом дала здесь ссылку :) Согласна с о.Дмитрием в этих вопросах.
(Reply) (Parent) (Thread)
А тема то преинтереснейшая

simvl

2012-07-05 05:29 pm (UTC)
Возможно ли расчитывать на продлжении темы?
(Reply) (Thread)
Re: А тема то преинтереснейшая

irina_fadeewa

2012-07-05 05:34 pm (UTC)
А почему нет? Хорошая тема. Интересно было бы Вас послушать :) Что Вы думаете о роли женщины в Церкви?
(Reply) (Parent) (Thread)
Меня не надо

simvl

2012-07-05 05:55 pm (UTC)
Лучше постарайтесь разыскать книгу Элизабет Бер-Сижель "Служение женщины в Церкви"

Предисловие к ней, написанное Антонием Сурожским - http://fe-mail.ru/religion/zenskoe_sluzhenie.html
(Reply) (Parent) (Thread)
Re: Меня не надо

irina_fadeewa

2012-07-05 06:02 pm (UTC)
Спасибо за ссылку, воспользуюсь при случае :)
(Reply) (Parent) (Thread)
Кстати, и текст самой книги нашел

simvl

2012-07-05 07:03 pm (UTC)
Вот тут - http://th-crucis.livejournal.com/
Tags: пресвитерское служение женщин
(Reply) (Parent) (Thread)
Re: Кстати, и текст самой книги нашел

irina_fadeewa

2012-07-06 05:59 am (UTC)
Почитала ссылку с предисловием Антония Сурожского и поняла, что не хочу читать Элизабет Бер-Сижель. Эти протестантские штучки мне не по душе.

Женщина в Церкви - это исполнитель. Концептуальная работа не по нашим мозгам. Говорю это как женщина.

Вообще Церковь Христова - это образ ПРАВИЛЬНОГО бытия. То, что говорят святые отцы о роли женщины в Церкви, равно относится и к нашему быту в семье и государстве.

Это не значит, что женщина не должна заниматься науками или богословием. Совсем наоборот, она должна вслед за мужем изучать и знать в подробностях все, чем он занимается, чтобы быть ему грамотной помощницей. Но при этом женщина со смирением, подобно Богородице, должна осознавать свое вторичное место по отношению к мужчине.
(Reply) (Parent) (Thread)
Эти протестантские штучки

simvl

2012-07-09 12:44 pm (UTC)
И всё же не отвергайте с порога.
В книге есть неудобные вещи, но не более.
а) Там нет ничего от протестантского подхода
б) Сама Элизабет Бер-Сижель была старостой православного прихода Святой Троицы в крипте собора св. Александра Невского на ул. Дарю в Париже и вообще - преподавала в Свято-Сергиевском православном богословском институте.
в) Вы вряд ли осведомлены о первопричине происхождения протестантизма.
(Reply) (Parent) (Thread)
Re: Эти протестантские штучки

irina_fadeewa

2012-07-09 02:34 pm (UTC)
Уговорили :) как-нибудь при случае почитаю. Сейчас пока некогда.
(Reply) (Parent) (Thread)
Re: Кстати, и текст самой книги нашел

irina_fadeewa

2012-07-06 06:05 am (UTC)
И лично у меня никогда не было желания получить признание Церкви в виде рукоположения или служения Литургии. Не вижу тут причин для горечи ли уныния, думаю, что это правильно. А новомодные женские вопросы считаю маразмом и следствием разложения здорового самосознания.
(Reply) (Parent) (Thread)
:-)

simvlhttp://irina-fadeewa.livejournal.com/76899.html

2012-07-09 12:47 pm (UTC)
Не читайте Кураева вообще никогда и ни при каких обстоятельствах не пользуйтесь его выдумками.
(Reply) (Parent) (Thread)
Re: :-)

irina_fadeewa

2012-07-09 02:33 pm (UTC)
Да уж, споткнулась не раз о его басни :) Спасибо за совет. Тут я с вами согласна.
(Reply) (Parent) (Thread)
Re: А тема то преинтереснейшая

irina_fadeewa

2012-07-05 05:35 pm (UTC)
вот сюда ещё загляните: http://ort7000.livejournal.com/375984.html
(Reply) (Parent) (Thread)
Если женщина потеряет стыд, то никто не спасется

irina_fadeewa

2012-07-10 04:14 am (UTC)
http://kuzma-prutkoff.livejournal.com/261987.html
(Reply) (Thread)
( 23 comments — Leave a comment )
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Женщина в Церкви | minaeva_lyudmila - мой мир | Лента друзей minaeva_lyudmila / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»