Данный случай произошёл два года назад, когда одному моему знакомому пришла «гениальная мысль» - окунуться в сетевой маркетинг и стать продавцом продукции одной из таких фирм.
На все мои заверения, что это полная фигня, он со спокойным лицом приводил довод в виде звонкой мелочи в пользу своего увлечения (работой это я назвать не мог). И правда, живя в общаге, наполненной преимущественно прекрасным полом, трудно не сбыть косметические принадлежности. Но что-то мне подсказывало, памятуя о его любовных похождениях, что материальный вопрос тут отнюдь был не главным.
Спустя две недели с начала его странствий с брошюрой продукции компании, я узнал новые, неведомые мне дотоле, выражения: «да я уже трёхпроцентный, ещё полгодика и смогу до двенадцатипроцетного дорасти», «мой партнёр мне обещал подкинуть клиентуры», «прикинь, Андрюха, Оксана Мценок из Екатеринбурга всего за два года стала Бриллиантом, смогла купить себе квартиру, машину и слетала на стажировку в Швецию!».
Но ладно бы только эти фразы…однажды прозвенел звонок от него:
- Андрей, выручай! Мне, чтобы перейти на следующую ступень, нужно привести одного друга. Завтра будет собеседование с моим старшим партнёром. Жду в кафе, отказов не принимаю.
На следующий день в обозначенное время я уже сидел за чашечкой кофе и уплетал десерт (одним из моих требований на встречу было то, что «контора платит»). Чуть задержавшись к нам подошла, тык сказать, наставница моего знакомого. Привлекательная внешность, грудь второго размера, стремящегося к третьему, умный вид – определённо и я заинтересовался вступить в ряды сетевых дилеров.
Как оказалось сию грацию звали Анжела, была она студенткой третьего курса театрального института. В сетевой маркетинг пришла по совету своих родственников и сейчас строит свою «паутину» партнёров.
Первым делом мне поведали о существовании священной тетради, которая должна быть у каждого человека.
- Ну ведь наверняка у тебя наберётся человек 500 знакомых, кому можно будет предложить продукцию нашей компании. Берёшь тетрадь, вписываешь туда всех родственников, знакомых, одногруппников, коллег по работе. И обзванивайте, обзванивайте их. Ненароком предлагайте продукцию нашей компании. Пусть 9 из 10 откажутся от этого, но ведь кто-то же согласится!
Я толкаю знакомого в бок и шёпотом, дабы не мешать монологу, говорю:
- А ничего, что у нас потом из этих 500 человек максимум 30-40 останется?!
Далее мне стали рисовать цепочку партнёров. Суть такая, каждый новый член компании приводит по 2-3 своих друга, те, в свою очередь, ещё столько же и так далее в арифметической прогрессии. Всего существует 9 уровней. На начальном уровне прибыль с оборота продукции составляет 3%, а на высшем, бриллиантовом все 27% от продукции, которую продадут мои партнёры низших уровней. При этом работать и не надо, главное привести побольше людей!
На мой довод, что все 9 звеньев в целом имеют 135% и я не вижу, с каких шишей они платить будут, мне привели весомый аргумент, что я нихрена не понимаю в экономике.
Обрадовавшись, что на этом мои злоключения закончились, я много ошибся. Оказалось, что для «закрепления», необходимо завтра посетить вечером один из семинаров, где корифеи сетевого маркетинга обучат азам этого нелёгкого дела. С испепеляющим взглядом, я съел дополнительный кусок торта.
Итак, наступил «следующий день». Мы попёрлись с товарищем на улицу Щорса. Именно там находился офис этой пресловутой компании. Предварительно выпили по бутылке пива, ибо на сухую в это место я отказался идти.
С виду неказистое место, по размерам с улицы выглядит как стандартный супермаркет, но внутри! Муравейник, массовое скопление людей. Я даже представить не мог, что в будний день может столько людей собраться в одном месте.
Что удивительно, вся эта толпа, несмотря на хаотичность своих рядов, мирно, без скандалов стояла в длиннющих очередях за своими заказами.
Среди людей, наполнивших помещение, выделялись 4 важных персоны, с подобием бриллианта, прикреплённым к одежде. Как оказалось это те самые «бриллианты» компании, которые достигли невиданных высот в сетевом маркетинге. Сейчас они уже не занимаются непосредственно продажами, лишь консультируют пенсионерок и студенток как правильно втюхивать своим клиентам молочко для тела.
Особо выделялся из них статный мужчина. В кулуарах поговаривали, «между нами» само собой, что это бывший подполковник ГРУ.
Далее нас направили в комнату, где проходит импровизированная конференция. Как оказалось туда пригнали таких же новичков как и мы. Особенно ярко выглядела кучка гастарбайтеров, которая пришла вместе со своим прорабом.
Смелой походкой к президиуму прошли гуру сетевого маркетинга, нас рассадили по местам, причём новичков в первые ряды (далее по тексту должна идти нескончаемая грязная ругань – примечание автора).
Кратенько рассказав о всех преимуществах работы в данной компании (а именно, возможность заработать на машину/квартиру/любовницу, развитие коммуникабельности, возможность пользоваться косметикой по более низкой цене), нам поведали об успешных карьерных продвижениях учителя русского языка и литературы, семейной пары, актёра музкомедии.
Началась лекция. В роли преподавателя выступала очень возбужденная женщина.
Первым делом она начала беседу с Ашотом и Рафидом, сидевшими на первом ряду:
- Хотите ли вы зарабатывать много денег?
- Хотим, - на чуть ломаном русском языке ответили они.
- Ну так вы правильно сделали, что пришли к нам. Буквально за месяц вы сможете зарабатывать до 40 тысяч рублей.
По изумлённым и обрадованным лицам, было заметно, как они мысленно посылают своего прораба с этой грёбаной стройкой.
У меня же в голове возник образ, как эти аксакалы сетевого бизнеса рассказывают своим клиентам, какую лучше губную помаду приобрести: "ай, принсэсса, вазьми памада жёльтый, килянусь пророком, жёльтый самая модная! С натуральным коллагеном, экстрактом авокадо и увлажняющими микрочастицами! а, красависа?!"
- А вы знаете, почему наш бизнес будет вечен?! Без чего человек не может прожить?
- Без еды? – прозвучала реплика из сектора новичков.
- Ну да, и без еды тоже. Но мы говорим всё же о косметике, гигиенических средствах. Ну ведь каждый из вас тратит в месяц минимум по 1000 рублей на мыло, шампунь, косметику!
- А я 30 рублей и только на хозяйственное мыло! – как не трудно догадаться, этот ответ вновь прозвучал от одного из новичков.
Взяв паузу общения с будущими акулами сетевого маркетинга, лекторы нам стали рассказывать азы. И вновь пошли рассказы о священной тетради, иерархической лестнице и причине того, что именно мы можем заработать деньги.
- Возможность работать в нашей фирме есть у всех. Но немногие этим пользуются. Лишь только умные люди понимают все плюсы работы у нас.
В конце собрания наступила минута знакомства с новичками. Нужно было представиться, сказать, в чью «паутину» я вхожу и почему решил сюда прийти.
Конечно, лучше бы до меня очередь не доходила, ибо мне так хотелось оттуда свалить, что я высказал как на духу.
- Меня позвала вот эта гнида, - с лаской в голосе я ткнул своего товарища в бок, - Пришёл сюда, чисто для компании. И да, я в «паутине» Анжелики (как оказалось, знакомый был лишь промежуточным звеном между нами).
Рука Анжелики в очередной раз за вечер трансформировалась в «рукалицо».
Без особой жалости с нами распрощались. Едва выйдя на улицу, мы почувствовали, что туман в голове стал потихоньку рассеиваться.
… спустя месяц я решил поинтересоваться у знакомого, как обстоят его дела с его «золотой жилой».
- Да никак! Плюнул я на это дело. Только Анжелика названивает порой.