Святитель Николай Мир Ликийских, Чудотворец.
По степени близости к народной жизни Мирликийский святитель не имеет себе равных. Особая роль ему была уготована в России. Нравственный авторитет Николы Угодника пронизывает все стороны национального сознания. Почти стерлись реалии его далекой от России и еще более далекой во времени жизни — остался верный помощник, строгий страж православных устоев, заступник и чудотворец. Ему, как никому другому, «по четвергам и в каждую неделю положена особая служба наряду с апостолами», — свидетельствует И. П. Калинский в своем «Церковно-народном месяцеслове на Руси» (СПб., 1877). Он же писал: «Исстари ни одному угоднику в православной Руси не воздвигалось столько храмов и приделов» — «от Холмогоры до Колы тридцать три Николы».
Как бы ни отличались по таланту и мастерству многие иконописцы — изощренные царские мастера и народные умельцы, они всегда создавали легко узнаваемый образ Чудотворца. Он мог быть на иконах добрым и гневным, простодушным и грозным, защитником униженных — «отвратным» и философом, но всегда Никола оставался близким, родным каждому.
В палехской иконе Никола предстает полным суровой сдержанности. Покрытый густой сетью морщин лик строго вглядывается в молящегося. В тонком декоре облачения особо выделяется омофор. Художник пишет изящные спирали зеленоватых акантов, расчлененных крестами, словно вспоминая о мастерской лепнине на плафонах ампирных дворцов.
Память святителя (345 г.) празднуется дважды в году — 19 декабря (Никола Зимний) и 22 мая н. ст. (Никола Вешний — перенесение мощей святителя из Мир Ликийских в Бари в 1087 г.).
Красилин М. М. Иконопись и декоративно прикладное искусство
Святитель Николай Чудотворец
Школа или худ. центр: Палех
Первая треть XIX в.
Дерево, темпера.
34 × 30 см
Государственный научно-исследовательский институт реставрации, Москва, Россия
[400x456]
Последняя треть XIX в.
Государственный научно-исследовательский институт реставрации, Москва, Россия
При сохранении иконографической близости с предыдущей иконой, в этом произведении больше черт народного творчества. Иконописец мог принадлежать к числу тех мастеров, которые артелями ходили по стране. Их труды были типичны для низовой религиозной культуры XIX в., подобные иконы можно было найти в любой крестьянской избе. Приписанные на полях святые — Гурий, Авив, Самой и Георгий — вместе с Николой создавали пантеон, охраняющий семью.
Николай Чудотворец
Школа или худ. центр: Палех
Начало XX в.
Дерево, левкас, яичная темпера, золото.
44.5 × 37 см
Государственный музей палехского искусства, Палех, Россия
Школа или худ. центр: Палех
Вторая половина XVIII в.
Государственный музей палехского искусства, Палех, Россия
(дом П. Д. Корина)
Школа или худ. центр: Палех
XVII в.
Государственный музей палехского искусства, Палех, Россия
Николай Чудотворец в житии и чудесах
Школа или худ. центр: Палех
XVII в. — средник; середина XVIII в. — рама со сценами жития и чудес
Дерево, левкас, яичная темпера, золото. Оклад: серебро, перегородчатая эмаль.
124 × 84 см — общий размер; 29.1 × 26 см — средник; 31 × 29.3 см — оклад
Государственный музей палехского искусства, Палех, РоссияРеставрация: 1952 — ВХНРЦ им. Грабаря
Никола с житием
Хохлов Василий Александрович (начало XX в., Палех)
Школа или худ. центр: Палех
1903 г.
Дерево, левкас, яичная темпера, золото.
22.5 × 18 см
Государственный музей палехского искусства, Палех, Россия
Николай Чудотворец с житием
Школа или худ. центр: Тверь(?)
XIV в.
Дерево, левкас, яичная темпера.
134 × 94 см
Государственный музей палехского искусства, Палех, Россия
Реставрация: 1951 — ВХНРЦ им. Грабаря
Николай Чудотворец с житием
Школа или худ. центр: Новгород
XV в.
Дерево, левкас, яичная темпера.
86 × 67 см
Государственный музей палехского искусства, Палех, Россия
Николай Можайский
Школа или худ. центр: Палех
XVII в.
Дерево, левкас, яичная темпера, золото.
34.5 × 28 см
Государственный музей палехского искусства, Палех, Россия
(дом П. Д. Корина)
Николай Чудотворец с житием
Школа или худ. центр: Палех (рама)
XVII в. — средник; середина XIX в. — рама со сценами жития
Дерево, левкас, яичная темпера, золото.
Оклад: металл, чеканка. Рама: дерево, левкас, яичная темпера, золото, чеканка по левкасу.
31 × 26.5 см — общий размер; 16.2 × 13.8 см — средник; 16.4 × 14 см — оклад
[400x555]Николай Можайский с житием
Школа или худ. центр: Палех XVII в.
Дерево, левкас, яичная темпера.
110 × 80 см
Государственный музей палехского искусства, Палех, Россия
Реставрация: 1979 — ВХНРЦ им. Грабаря
http://www.icon-art.info/topic.php?lng=ru&top_...e=img&sort=time&page=1