(Жан-Габриэль Домерг-модная женщина в шляпе с перьями,1933г(Картина с аукциона Сотбис)
Графика (от греческого слова „графо" — пишу, рисую) — это все виды рисунков и гравюр. Как выглядит рисунок — известно всем, но не все знают о разных способах работы художника над рисунком. Гравюры тоже видел каждый, иногда даже и не подозревая об этом.
Гравюрой называется отпечаток на бумаге с так называемой печатной доски, которую обрабатывает художник. Печатной доской могут служить и деревянная, и металлическая пластинка, и гладкий камень. В зависимости от материала и способа его обработки различают разные техники (виды) гравюры: офорт, литографию, ксилографию т. д. Но самапо себе доска имеет "подсобное значение: цель художника — отпечаток на бумаге, оттиск.
Почему же художник не рисует сразу на бумаге? Рисунок, как и картину, художник делает только в одном экземпляре, а копии всегда хуже подлинника. Иначе обстоит дело с гравюрой. С одной печатной доски можно сделать много оттисков, и все они будут равноценными художественными произведениями.
Нет художника, который не пользовался бы карандашом. Любая художественная работа начинается с карандашного наброска.
Древние римляне писали заостренными металлическими стержнями на восковых дощечках. Свинцовые палочки, оставляющие темный след на любой поверхности, скоро получили особое распространение. Средневековый школьник всегда имел при себе свинцовый штифтик и пергаментную записную книжку. С появлением бумаги свинцовые и серебряные палочки начинают широко применяться художниками. Рисунки делались на бумаге, покрытой мелом или костным порошком с подкраской — розовой, зеленой, белой. В 1790 г. был изобретен графитный карандаш. Французский механик Конте нашел способ регулировать степень жесткости карандашей: графитный порошок смешивался с разными количествами глины. Затем его прессовали и заделывали в деревянную оболочку.
Это и есть наш современный карандаш. Художники используют его и для набросков, и для таких рисунков, которые представляют собой самостоятельные художественные произведения.
Самое древнее перо для рисования и письма — это заостренная тростниковая палочка. Птичье перо, которое стало Применяться в VI в., довольно быстро вытеснило тростниковое: оно давало более тонкий штрих. С его помощью художники рисовали чернилами, тушью и бистром, который вырабатывали из каминной сажи. Художники-виртуозы охотно обращались и к тростниковому перу, ценя его сочные линии.
(Рембрандт Харменс ван Рейн. Женщина с ребенком, спускающаяся по лестнице. Ок. 1636. Перо и кисть коричневым тоном. Библиотека Пирпонта Моргана, Нью-Йорк)
Много перовых рисунков оставил голландский художник Рембрандт. Часто он комбинировал тростниковое и гусиное перья: первым делал толстые штрихи и густую тень тень, вторым — детали.
В середине XIX века появилось стальное перо. Современные художники нередко рисуют обыкновенной авторучкой.
Среди русских художников замечательным мастером перового рисунка был И.И. Шишкин.
Перовой рисунок хорошо воспроизводится типографским способом. Все иллюстрации в календаре - это рисунок пером.
Прежде чем браться за краски, живописец делает на холсте рисунок углем.
Жженое дерево начали употреблять-для рисования с древнейших времен. Обжиг производился на слабом огне в запечатанном глиняном сосуде.
И.Е.Репин выполнил углем портрет итальянской актрисы Элеоноры Дузе, В.А.Серов — портрет Шаляпина.
Портрет Ф.И.Шаляпина. Бумага,
Это законченные произведения, краски тут не понадобились. Уголь очень удобен и для этюдов — набросков с натуры. Но рисунок углем легко осыпается. Поэтому его закрепляют клеевым раствором. Другой способ закрепления рисунка — пропитывание самого угля льняным маслом.
С древнейших времен известна и сангина, но художники применяют ее лишь с XV в. Сангина — минерал. Она бывает разных оттенков, от розового до темно-коричневого (слово "сангина" по-латыни означает „кровавая"). Особенно красивы рисунки, выполненные сангиной в сочетании с мелом и углем на тонированной (подкрашенной) бумаге. Мастерски делал такие рисунки французский художник Антуан Ватто.
Ювелиры издавна вырезали на металле узоры. Если кому-либо из них попадалось украшение с особенно удачным узором, он намазывал его специальным составом и оттискивал узор на бумаге, чтобы не забыть и впоследствии повторить на металле. Оттиск бывал иногда так красив, что появилась мысль вырезать рисунок на металле только для того, чтобы получать оттиски. Так в середине XV в. возникла гравюра резцом. Делают ее на медной или стальной пластинке. Линии рисунка вырезаются резцом — стальным стержнем, трехгранным или четырехгранным, с косым срезом конца. Вырезанные бороздки заполняются краской, и рисунок печатается под прессом на влажной бумаге, которая впитывает краску.
Гравер Н. И. Уткин выполнил резцом портрет Пушкина, взяв за основу известный портрет работы Кипренского. Современники находили, что сходство на гравюре даже большее, чем на живописном портрете.
В наше время этим способом изготовляют денежные знаки, почтовые марки
Медную доску покрывают грунтом — лаком из воска с примесью смолистых веществ. Предварительно доску нагревают, чтобы лак растопился. Остывая, лак застывает, и художник рисует по нему иглой, вставленной в деревянную рукоятку. Игла проходит сквозь податливый грунт до поверхности доски, и медь в этих местах обнажается.
Рембрандт Харменс ван Рейн.
Затем доску опускают в ванночку с кислотой (обычно берут так называемую „крепкую водку", по-французски „офорт"). Кислота не действует на лак, а медь в обнаженных пестах она разъедает. Когда с доски счищают лак, она оказывается покрытой бороздками: рисунок врезан в доску при помощи кислоты, Можно получить сто и больше оттисков.
(Виталий Губарев: Соловки, офорт, 1997 Гравюра, офорт, цветной офорт : Графика)
Офортист избавлен от утомительной работы резцом: игла свободно ходит по восковому лаку. Поэтому в технике офорта работают и любители. Сохранился офорт, выполненный Петром I. Надпись гласит: „Петр Алексеевич, Великий царь русский, награвировал это иглою и крепкою водкой под смотрением Адриана Шхонебека (т.е. под наблюдением этого художника) в Амстердаме..."
Технику этой гравюры считают разновидностью офорта, так как художник работает офортной иглой. Но кислота здесь не применяется (откуда и название — "сухая"), и по существу эта техника ближе к гравюре резцом.
Поль Сезар Элле "Мадам Элле" 1897
Гравер процарапывает рисунок на медной доске. При этом выталкивается металлическая стружка, которая образует по краям царапин шероховатый гребень — заусенцы. Их не счищают, краска набивается в них, и при печатании получается сочная, мягкая, как бы окутанная туманом линия. Но заусенцы скоро стираются, и хорошими бывают только первые 10—15 оттисков.
Автопортрет Е. П. Чемесова. 1764-65. Офорт, сухая игла, резец
Так вышло, например, с одной из гравюр Рембрандта: глубокая бархатная тень, превосходно получившаяся на первых оттисках, стала на последующих отпечатках бледной, прозрачной. Впоследствии стершаяся доска попала в руки английского гравера Бэйли. Он тщательно подновил ее, напечатал еще несколько оттисков, а потом распилил рембрандтовскую доску, чтобы никто не мог выпускать отпечатки, искажающие замысел великого художника.
Слово „акватинта"- означает „водяная краска". Эта техника [гравюры позволяет передать легкое пятно, характерное для акварели или рисунка тушью.
Медную доску, на которой вытравлен линейный рисунок, помещают в ящик с дверцей. Затем берут смолистый порошок и вдувают его в ящик при помощи мехов. Порошок осаждается на меди, а чтобы он прилепился, доску нагревают.
Акватинта, изображающая римских
Затем ее кладут в кислоту. Смолистые порошинки не поддаются действию кислоты, и она выедает только промежутки между ними. Через некоторое время художник покрывает кислотоупорным лаком те места, которые должны быть светлее, и снова опускает доску в кислоту. На оттиске получаются мелкозернистые пятна разной интенсивности, напоминающие рисунок кистью.
Гойя „Капричос" Бумага, офорт, акватинта, сухая игла
Испанский художник Гойя использовал акватинту в серии гравюр „Капричос" („Капризы"), полной насмешек над высшим обществом. Через министра, который высмеивается во многих листах этой серии, художник передал доски и оттиски в подарок королю. Но ни король, ни вельможа не поняли намеков, и гравюры разошлись по всей Испании.
В XVIII в. появилось много коллекционеров, собиравших рисунки знаменитых художников. Но так как каждый рисунок существует толлько в одном экземпляре, то и заполучить его может лишь один собиратель, а у остальных коллекции оказываются неполными. В 1740 г. была изобретена специальная гравюрная техника для воспроизведения рисунков, сделанных углем и сангиной.
Эта техника называется пунктиром, потому что медную доску испещряют мельчайшими точками. Для этого употребляют рулетку — колесико с острыми зубцами и матуар — стержень с утолщенным концом, снабженным шипами. Доска покрыта лаком, как и в офорте, и ее также травят в кислоте. Там, где точки расположены более густо, на оттиске получаются более темные места. Хорошо передается рыхлый штрих рисунка углем.
офорт, пунктир. Художник
Лучшим мастером пунктира был Франческо Бартолоцци — итальянец, поселившийся в Лондоне. Знаменитым стал и один из русских учеников Бартолоцци — Г.И.Скородумов, посланный за границу для усовершенствования в искусстве.
Дашкова, Екатерина Романовна.
Ксилография (от греческого слова „ксилон" — срубленное дерево")— самая старая гравюрная техника. Первые книги печатались с деревянной доски, на которой были вырезаны и буквы, и рисунок. Гравер, работая ножом и долотом, вынимает дерево в тех местах, которые на оттиске должны остаться белыми, а линии, которые будут темными, выступают в виде перегородочек. На этот выпуклый деревянный рисунок накатывают валиком типографскую краску, сверху накладывают лист бумаги и проглаживают его косточкой-фальцовкой. Рисунок переходит на бумагу.
Доре Густав. Наполеон III. Ксилография
Старые граверы работали на доске дерева с продольным распилом, т. е. на обычной доске (обрезная гравюра). Это трудно: волокна дерева сопротивляются ножу, В конце XVIII в. Томас Бьюик изобрел новый способ гравирования — на поперечном срезе ствола (торцовая гравюра). При этом волокна не мешают.
History of British Birds (1847). Ксилография Томаса Бьюика
Работал Бьюик резцом, добиваясь постепенных переходов от темного к светлому.
Ксилографиями нередко иллюстрируют книги. Деревянную доску можно вставлять в печатную машину вместе с набором, тоже выпуклым.
Гравюра на линолеуме делается так же, как гравюра на дереве, и оттиски получаются сходные. Но линолеум дешевле и работать по нему легче, поэтому линогравюра широко распространена в наше время.
В 1937 г. группа мексиканских художников основала „Мастерскую народной графики". Мастерская поставила своей целью создавать произведения, доступные народу.
Большинство работ выполняется в линолеуме, поскольку эта техника дает огромное количество дешевых оттисков. Темы гравюр - борьба за мир, за национальную независимость, за хлеб и свободу. Коллектив „Мастерской народной графики был удостоен Международной премии мира.
(Линогравюра. 1959 г. ЛИ́ППИ (lippi
Линогравюра, как и ксилография, может быть цветной. Для этого рисунок вырезают на нескольких досках, оставляя на каждой из них выпуклым только то, что должно быть какого-нибудь одного цвета, и печатают гравюру по частям. Но в Мексике краски очень дороги, поэтому мексиканские художники, не имеющие больших средств, делают только черно-белые линогравюры.