• Авторизация


Rerich 14-08-2018 06:43 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Bo4kaMeda Оригинальное сообщение

Вечная женственность в искусстве Святослава Рериха

Bo4kaMeda



Рерих, Святослав Николаевич (1904 – 1993)
Автопортрет
Холст, масло
603 x 442 см
Международный Центр Музей им. Н. К. Рериха, Россия, Москва


В творчестве Святослава Рериха (1904–1993) женские портреты занимают особое место. По словам художника: «…меня главным образом интересует характер человека. И я стараюсь писать портреты с тех людей, которых я знаю. Иногда прочесть характер человека довольно просто, но все же лучше его узнать, изучить»

Следует отметить, что практически всегда художник выбирает модель по душе, и именно благодаря чувству симпатии рождаются произведения портретной живописи. Взаимопонимание художника и модели, безу­словно, являлось основой творческого процесса. Модель способна овла­деть мыслью мастера и обратить его к со­зданию произведения искусства.


Святослав Рерих. Портрет Наташи Рамбовой, 1931
Холст, темпера
137.5 x 107
Музей Николая Рериха, Нью-Йорк, США.


Лучшим женским портретом в творчестве Рериха, непревзойденным по мастерству исполнения, стал «Портрет Наташи Рамбовой» (Музей Николая Рериха, Нью-Йорк). Он написан весной 1931, незадолго до переезда Святослава Рериха на жительство в Индию. На картине изображена американская танцовщица Винифред Шоннеси, имевшая сценический псевдоним Наташа Рамбова в память о ее русских учителях.

Перед зрителем предстает женщина с царственной осанкой, в золотом парчовом халате и чалме. Это облик правительницы, равной царице Савской. Восточный колорит портрета оказывается как бы пророчеством автора: он сумел сделать зримой только еще зарождающуюся любовь актрисы к Востоку.

Известно, что после завершения танцевальной карьеры она занялась археологией, изучала Египетскую цивилизацию Луксора и стала блистательной звездой не только на сцене, но и на академическом небосклоне.

Решение – в ярких красках, по рисунку – лаконичное, можно говорить даже о графичности, но без малейшей тенденции замены живописи сухой схематикой. Привлечение атрибуций ушедших времен и далеких земель нимало не отодвигает в далекое прошлое саму модель. У вас не возникает сомнений в том, что эта молодая, красивая женщина принадлежит к нашему, двадцатому столетию и Восток для нее еще – только мечта, а не органически родственная, взрастившая ее жизнь.

Портрет исполнен в золотисто-розовой гамме светящимися темперными красками. Богатая парча одежды танцовщицы своей золотой тяжестью создает контраст движущимся в танце мужским фигурам на заднем плане, которые как бы висят в розовом, слегка пурпурном тумане, символизируя внутренний мир Наташи Рамбовой.





Святослав Рерих не раз высказывался о роли модели в портретной живописи: «Модель, которая исполнена желания сотрудничать с художником, служит не только своим личным интересам, но интересам искусства в целом, ибо даёт каждому истинному художнику неограниченную радость возможности при сознательном сотрудничестве с моделью создать подлинное произведение искусства»...

Центральное место в творчестве художника занимают портреты Кэтрин Кэмпбелл и Девики Рани – женщин, которые сыграли важную роль в жизни Святослава Рериха: одна как верный друг, другая как любящая жена.



Девика Рани Рерих, 1951
Холст, масло
1366 x 91 см
Государственный музей искусства народов Востока
Россия, Москва




Девика Рани Рерих, 1946
Холст, масло
1214 x 91 см
Государственный музей искусства народов Востока
Россия, Москва

Девика Рани с самого юного возраста воспитывалась в семье своего родственника, лауреата Нобелевской премии, писателя Рабиндраната Тагора. Высокая культура ее окружения, увлечение искусством – все это послужило толчком к развитию прекрасных актерских качеств. Девика Рани закончила Королевскую академию драматических искусств и Королевскую академию музыки в Англии. Получила ученую степень в области архитектуры. Снималась в фильмах, режиссером которых был ее первый муж. Не только в Индии, но и в Европе киноленты имели огромный успех. Впоследствии Девика Рани сама стала декоратором и режиссером (этому искусству она обучалась в Германии).


Девика Рани Рерих, 1946




Девика Рани Рерих, 1946

Индийская верность семье, европейское образование, многочисленные таланты и красота не оставили Рериха равнодушным. Они познакомились во время работы над ее новым фильмом. Поначалу Святослав Рерих отказался выполнять заказ кинопродюсера Рани. Ей понравились картины художника. Она планировала в таком же стиле создать декорации к своему фильму. Девика отправилась на личную встречу с Рерихом, не подозревая, что вскоре он станет ее спутником жизни. Рерих, биография которого плотно переплетается с жизнью Девики Рани Рерих, с первого взгляда полюбил свою будущую жену. Он пишет многочисленные портреты супруги. Его родители высоко ценили духовные качества невестки, ее высокую культуру, образованность.


Портрет Девики Рани Рерих 1953
Холст, масло
38 х 37,5
Центр искусств Карнатака Читракала Паришат




Девика Рани Рерих, 1951
Холст, масло
91 x 122 см
Академия искусств и культуры им. Бирлы. Калькутта, штат Западная Бенгалия, Индия




Фото. Девика и Святослав Рерих

Н. К. Рерих писал: “Помимо великой славы в своем искусстве, Девика – чудный человек, и мы сердечно полюбили ее. Такой милый задушевный член семьи с широкими взглядами, любящий Новую Русь. Елена Ивановна в восторге от такой дочери”.




Портрет Кэтрин Кэмпбелл 1950
Фанера, холст, масло
453 × 288 см
Государственный музей искусства народов Востока. Россия. Москва




Портрет Кэтрин Кэмпбелл, 1950

В 1920 году Н. К. Рерих вместе с семьёй приехал в Соединённые Штаты в связи с проведением выставочного турне. В течение нескольких лет ему удалось объединить культурную эмиграцию и американских деятелей культуры вокруг интереса к русскому искусству.



Святослав Рерих
«Портрет Кэтрин Кэмпбелл в полосатом платье» 1926




Кэтрин Кэмпбелл в зелёном платье 1920-е
181.5 × 90 см
Масло, Холст
Частная коллекция




Портрет Кэтрин Кэмпбелл в меховом пальто 1920-е
171 × 71.5 см
Масло, Холст
Частная коллекция




Портрет Кэтрин Кэмпбелл в норковом пальто 1926-1927
Холст, масло
107 x 86 см
Музей Николая Рериха, США. Нью-Йорк




Святослав Рерих. Портрет Кэтрин Кэмпбелл в каракуле с красным шарфом




Портрет Кэтрин Кэмпбелл-Стиббе, 1926
Холст, темпера
70 х 164 см
Государственный музей искусства народов Востока. Россия. Москва

В то время в Нью-Йорке существовала студия танца под руководством известной балерины Руфь Пейдж, дебютировавшей в труппе Анны Павловой. В эту студию и пришла Кэтрин Кэмпбелл «поправлять фигуру» после родов. Там произошла первая встреча со Святославом Рерихом. Начинающий портретист предложил ей поработать моделью. Кэтрин Кэмпбелл действительно обладала незаурядной внешностью и вскоре стала для художника одной из любимых моделей. Спустя некоторое время Святослав Рерих ввёл её в круг единомышленников, и с конца 1920-х годов постепенно началось служение рериховским идеям, высоким идеалам культуры. Позже она, через Святослава Рериха, особенно сблизилась с Е. И. Рерих, которая впоследствии стала её духовным руководителем.


Кэтрин Кэмпбелл (Рисунок) 1925




Кэтрин Стиббе (Рисунок) 1927 год




Портрет Кэтрин Кэмпбелл в красно-синем тибетском халате 1926-1927
Холст, масло
1225 x 915 см
Музей Николая Рериха, США. Нью-Йорк




Портрет Кэтрин Кэмпбелл 1925-1930
Холст, уголь, сангина
45 х 52 см
Государственный музей искусства народов Востока. Россия. Москва




Портрет Кэтрин Кэмпбелл, 1920-e
Холст, темпера
37 x 45 см
Государственный музей искусства народов Востока. Россия. Москва




Портрет Кэтрин Кэмпбелл, 1929
Холст, темпера
335 x 405 см
Международный Центр-Музей им. Н. К. Рериха. Россия. Москва




Портрет Кэтрин Кэмпбелл 1926-1928
Фанера, масло
255 x 355 см
Государственный музей искусства народов Востока. Россия. Москва




Портрет Кэтрин Кэмпбелл. Этюд 1926
Фанера, масло
255 x 355 см
Государственный музей искусства народов Востока. Россия. Москва




Портрет Кэтрин Кэмпбелл 1927
Бумага, уголь, карандаш
19 х 13 см
Музей Николая Рериха, США. Нью-Йорк




Портрет Кэтрин Кэмпбелл 1928
Бумага, уголь, карандаш
24 х 20 см
Музей Николая Рериха, США. Нью-Йорк




01. Портрет Кэтрин Кэмпбелл в жёлтом шёлковом платье 1926-1927; Холст, темпера, масло; 122 x 92 см; Музей Николая Рериха, США. Нью-Йорк
02. Портрет Кэтрин Кэмпбелл в черном каракуле, 1926-1927




01. Кэтрин Кэмпбелл
02. Портрет Кэтрин Кэмпбелл 1920-е; Холст на картоне, масло; 25,5 х 20 см; Музей Николая Рериха, США. Нью-Йорк




01. Портрет Кэтрин Кэмпбелл 1926-1927; Холст, темпера, масло; 375 x 46 см; Музей Николая Рериха, США. Нью-Йорк
02. Портрет Кэтрин Кэмпбелл 1929; Холст, темпера; 325 x 405 см; Музей Николая Рериха, США. Нью-Йорк




Кэтрин Кэмпбелл, позирующая в образе китайской девушки, около 1926-1927
холст, масло
80 х 170


Елена Ивановна Рерих (урождённая Шапошникова) (31 января (12 февраля) 1879 года, Санкт-Петербург — 5 октября 1955, Калимпонг, Индия) — русский религиозный философ (в отдельных источниках философ или эзотерический философ), писательница, общественный деятель, мать Святослава Николаевича Рериха.


Портрет Елены Ивановны Рерих, 1937
Холст, масло
123 х 121,5 см
Международный Центр-Музей им. Н. К. Рериха. Россия. Москва




Портрет Елены Ивановны Рерих, 1931
Холст, масло
465 x 415 см
Музей Николая Рериха, США. Нью-Йорк




Портрет Елены Ивановны Рерих, 1937
Холст, масло
1225 x 123 см
Музей Николая Рериха, США. Нью-Йорк




Портрет Елены Ивановны Рерих


Асгари М. Кадир – представительница знатной мусульманской семьи, с которой Рерихи были соседями в Кулу, поддерживали дружеские отношения и состояли в переписке.
Известно не менее 7 портретов госпожи Асгари М. Кадир кисти С. Н. Рериха, и в каждом из них предстает перед зрителем новый оттенок, новая грань внутреннего мира изображаемой модели.


Асгари Кадир 1940
Холст, масло
805 x 465 см
Международный Центр-Музей им. Н. К. Рериха. Россия. Москва

На портрете Асгари М. Кадир изображена в профиль на темном фоне. Кисть С. Н. Рериха передает легкость, почти невесомость тонкой, полупрозрачной белой накидки, укрывающей плечи женщины. Лицо госпожи Асгари, в обрамлении черных, как смоль, волнистых волос, освещено внутренним светом. Этот свет сияет в выразительных глазах женщины, взгляд которых устремлен вверх.

Индийский критик Р. Сараджуддин писал о произведениях С. Н. Рериха: «Его портреты наделены мощным чувством устойчивости и равновесия. Его головы и руки отличаются безупречным рисунком, его лица выписаны с изяществом и чувствительно­стью, но вместе с тем их трактовка достаточно энергична, чтобы они утратили жизненность. Взгляните на портрет г-жи Кадир, и вы поймете, что способности Святослава вживаться в изображаемый образ необычайно велики. Он настолько уверен в себе, что чувствует себя как дома, изображая и одетого в лохмотья тибетского нищего, и даму из высшего света, со всеми ее сложными и пышными нарядами и украшениями, передача фактуры которых требует очень тщательного письма. Но Святослав столь искусен в анатомических деталях, что его не пугают расовые различия между его моделями. Вместе с тем он наделен и достаточно богатым воображением, чтобы уловить те неизбежные различия, которые обусловлены средой и наследственностью, и выражает эти суще­ственные различия очень тонко, незаметно втирая их в красочный слой»


Портрет Асгари М. Кадир, 1941
Холст, масло
60 x 75 см
Государственный музей искусства народов Востока. Россия. Москва




Асгари М. Кадир, 1943




Портрет Асгари М. Кадир, 1943




Асгари М. Кадир, 1943




Портрет миссис Кадир 1939
Холст, масло
40 x 50 см
Karnataka Chitrakala Parishath. Индия. Бангалор


Другой образ, который неоднократно вдохновлял Святослава Рериха, - известная танцовщица Рошан Ваджифдар. Художник написал в свое время 24 портрета (включая наброски, или этюды) знаменитой танцовщицы.


Танцовщица Рошан Ваджифдар 1956
Холст, масло
195 х 112
Государственный музей искусства народов Востока. Россия. Москва

Святославу Рериху особенно удался один портрет танцовщицы Рошан Ваджифдар, тот, где она изображена в полный рост в красном сари. Однажды на его выставке в Болгарии побывал какой-то высокопоставленный чиновник, очень состоятельный человек. На следующий день он пришел снова и долго стоял перед портретом Рошан. Затем этот господин привел всю свою семью, и они тоже часами любовались портретом. Чиновник сказал Рериху: «Не продадите ли вы мне эту картину? Я дам вам чистый чек. Напишите любую сумму, какую захотите». Художник поблагодарил за лестную оценку и ответил: «Нет, эта картина не продается». Через некоторое время чиновник пришел снова: «Хорошо, я дам вам любую сумму в какой хотите валюте, в любом банке мира, и картина останется вашей. Но после вас пусть она перейдет ко мне. Приемлем ли такой вариант?» Святослав Рерих пожал ему руку и улыбнулся: «Я рад, что вам так понравилась эта картина, но именно она как раз не продается...»


01. Рошан Ваджифдар 1956; Холст, масло; 195 x 112 см; Karnataka Chitrakala Parishath. Индия. Бангалор
02. Рошан Ваджифдар, 1956




01. Рошан Ваджифдар. Этюд, 1950-е. Собрание С. Н. Рериха. Индия. Бангалор
02. Рошан Ваджифдар. Фотография




Рошан Ваджифдар, 1957
Холст, масло
404 x 404 см
Государственный музей искусства народов Востока. Россия. Москва




Рошан Ваджифдар, 1950-е




Рошан Ваджифдар 1956
52 × 58 см
Масло, Темпера, Холст
Государственный музей искусства народов Востока, Москва




Рошан Ваджифдар 1957
Холст, масло
458 x 607 см
Karnataka Chitrakala Parishath. Индия. Бангалор




Рошан Ваджифдар
Дерево, масло
455 х 463 см
Karnataka Chitrakala Parishath. Индия. Бангалор





Женский портрет. Этюд, 1939
Холст, масло
48 x 76 см
Государственный музей искусства народов Востока. Россия. Москва




ортрет Раи Богдановой, 1939
Холст, масло
45 x 35 см
Государственный музей искусства народов Востока. Россия. Москва




Портрет Раи Богдановой (Эскиз), 1939
Холст, масло
47 x 42 см
Karnataka Chitrakala Parishath. Индия. Бангалор




Портрет Раи Богдановой (Эскиз), 1944
Холст, масло
1375 x 88 см
Karnataka Chitrakala Parishath. Индия. Бангалор




Портрет Раи Богдановой 1935




Портрет Ираиды Михайловны Богдановой, 1930-1940-е
Холст, масло
23 x 182 см




Портрет Ираиды Богдановой, 1937
Холст, масло
476 x 422 см
Международный Центр-Музей им. Н. К. Рериха. Россия. Москва




Портрет Людмилы Богдановой 1934
Холст, масло
407 х 308 см
Международный Центр-Музей им. Н. К. Рериха. Россия. Москва




Лакшамма 1973
Холст, масло
48 x 43 см
Государственный Эрмитаж. Санкт Петербург. Россия




Лакшамма, 1974
Холст, масло
49 x 35 см
Государственный музей искусства народов Востока. Россия. Москва




Джайямма 1974
Холст, темпера, масло
41 x 46 см
Государственный музей искусства народов Востока. Россия. Москва




Джайя, 1974
Холст, темпера, масло
455 x 354 см
Государственный музей искусства народов Востока. Россия. Москва




Джайя 1976
Холст, темпера
47 х 62 см
Karnataka Chitrakala Parishath. Индия. Бангало




Джайя
Холст, масло
495 x 65 см
Художественная галерея Николая Рериха. Индия. Наггар




Студия А (Джайя) 1975
Холст, темпера, масло
40 x 58 см
Государственный музей искусства народов Востока. Россия. Москва




Студия В (Джайя), 1976
Холст, темпера, масло
46 x 60 см
Государственный музей искусства народов Востока. Россия. Москва




Моя страна прекрасна 1974
Холст, темпера, масло
1113 x 1366 см
Государственный музей искусства народов Востока. Россия. Москва




Рошни 1971
Холст, уголь, мел
43 x 43 см
Государственный музей искусства народов Востока. Россия. Москва




Церинг Чики из Лахула, 1932




Девушка из Лахула, 1934




Девушка в красной накидке. Кулу (Женщина из племени Сарадж), 1936
Холст, темпера, масло
74 x 106 см
Государственный музей искусства народов Востока. Россия. Москва




Женщина из Лахула, 1932




Лакшми 1974
Холст, темпера, масло
354 x 506 см
Государственный музей искусства народов Востока. Россия. Москва




Портрет Кулуты 1937
Холст, темпера
475 х 640 см
Государственная Третьяковская галерея. Россия. Москва




Портрет махарани Траванкора
Холст, масло
47 x 425 см
Karnataka Chitrakala Parishath. Индия. Бангалор




Тибетская женщина, 1926




Гаури, хариджанка 1934
Холст, масло
455 x 57 см
Karnataka Chitrakala Parishath. Индия. Бангалор




Женщина с распущенными волосами. Сидящая женщина на фоне пейзажа. Две женские фигуры. Этюды. 1920–1930-е
Холст, масло
465 х 637 см
Международный Центр-Музей им. Н. К. Рериха. Россия. Москва




Портрет тибетской женщины и её внучки 1934
Холст, темпера
616 x 1219 см




Тибетская женщина 1924
Холст на доске, масло, темпера
804 x 651 см




Женский портрет на фоне пестрых скал 1932
46 x 64 см
Международный Центр-Музей им. Н. К. Рериха. Россия. Москва




Девочка у водопада (Ребти из Кулу) 1936
Холст, темпера, масло
77 x 108 см
Государственный музей искусства народов Востока. Россия. Москва




Портрет девочки, 1937




Ребати 1973
Холст, масло
455 x 506 см
Государственный музей искусства народов Востока. Россия. Москва




Сестрички, 1938




Садовница, 1958
Оргалит, масло
442 x 29 см
Karnataka Chitrakala Parishath. Индия. Бангалор




Девушка из племени, 1950




Женское профильное изображение, 1960




Девушка из племени, 1959
Оргалит, масло
28 x 432 см




Женский портрет 1920-е
Холст, смешанная техника
122 x 915 см




Автопортрет Святослава Рериха 1940-е
91.5 × 61 см
Масло, Холст
Международный Центр-Музей им. Н. К. Рериха, Москва



gallery.facets.ru
gallery.facets.ru
rossasia.sibro.ru
ПИСЬМА ИЗ ИНДИИ. Из переписки Святослава Рериха и Кэтрин Кэмпбелл

.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Rerich | Too_Curious - Дневник Too_Curious | Лента друзей Too_Curious / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»