Типы кистей.
Кисти из мягкого волоса .
Кисти из мягкого волоса традиционно применяются и считаются наиболее популярными в акварельной технике. Это натуральные колонковые, беличьи кисти, кисти из бычьего волоса или мягкие синтетические типы.
С помощью кистей из мягкого волоса легко достигаются эффектные тональные заливки на больших участках основы, но при этом данный тип кистей позволяет выполнять очень тонкую детализацию работы. Эти кисти позволяют удерживать значительный объем разбавленной краски, одновременно сохраняя свою форму.
Помимо акварельной техники, кисти из мягкого волоса применимы в акриловой, темперной и масляной живописи, позволяя наносить лессировки, часто используются в росписи по керамике, стеклу, а также при решении других задач, требующих точной, выверенной работы.
Синтетические кисти .
Современные синтетические кисти обладают сходными с натуральными кистями характеристиками, и поэтому также популярны у художников, работающих с акварелью.
Они изготавливаются из полиэстровых моноволокон. Обладают достаточной упругостью и не теряют волос в процессе работы.
Щетинные кисти.
Кисти из свиной щетины гораздо грубее кистей из мягкого волоса. Данные кисти применяются в масляной и акриловой живописи. Они незаменимы при создании широкоформатных картин с интенсивной работой кистью.
Щетинные кисти позволяют покрывать краской крупные участки однородного тона, а также создавать плавные переходы из одного цвета в другой. Кисти из щетины удерживают большой объем густой краски и при этом сохраняют свою форму. В акварельной технике щетинные кисти могут применяться для размыва краски или для создания фактурных эффектов.
[показать]
Формы кистей .
Все кисти, в независимости от того, из чего они сделаны, могут иметь различные формы. Форма определяется поперечным сечением обоймы кисти. Так, существуют круглые, полукруглые и плоские кисти. Также на рынке представлены кисти специального назначения.
Круглые кисти .
Это кисти с пучком, заключенным в круглую обойму. Производители выпускают целый ряд кистей круглой формы с пучком различной длины и объема.
Стандартные тонкие круглые кисти способны образовывать тончайшую точку. Наиболее короткие кисти используются в миниатюрной живописи. Пучок круглых щетинных кистей, напротив, весьма пушист, но он прочен и устойчив к нагрузкам, способен удерживать большой объем краски.
Среди основных видов мягких круглых кистей можно выделить кисть для заливок из беличьего волоса или его имитации. Такие кисти используются для покрытия заливками крупных участков основы или удаления излишков краски.
Тонкие колонковые кисти с длинным пучком включают линейные и каллиграфические типы, они часто используется для нанесения и закрепления контуров рисунка.
Плоские кисти .
Это кисти с пучком, заключенном в плоскую обойму.
Короткие кисти данного вида называются контурными. Щетинные контурные кисти разработаны для техники масляной живописи алла прима, предусматривающей выполнение картины (или её фрагмента) за один сеанс.
Плоские щетинные кисти с длинным пучком позволяют создавать более протяженный и насыщенный мазок.
Плоские кисти также изготавливаются из мягкого волоса. Так, плоские мягкие кисти с более длинным пучком называются одноштриховыми или филенчатыми. Они способны удерживать достаточный объем краски, что с успехом используется для нанесения единственного длинного мазка, например, филенки в настенной росписи. При этом края мазка получаются ясными и четкими, что добавляет возможностей данной кисти для нанесения четких и резких контуров.
Полукруглые кисти .
Также существуют полукруглые кисти, которые занимают промежуточное положение между плоскими и круглыми кистями.
Эти кисти имеют плоскую обойму, но в действительности они изготавливались как круглые кисти, обойма которым была расплющена впоследствии. Такая кисть совмещает в себе некоторые преимущества круглых и плоских кистей. Полукруглой кистью хорошо контролировать нанесение мазка по краю контура неправильной формы.
Кисти скошенной формы
Такие кисти имеют плоскую форму и скошены по краю.
Чаще всего, это синтетические типы кистей. Они с успехом применяются декораторами и дизайнерами при создании эскизов и цветных планов, так как позволяют легко наносить краску на элементы работы, содержащие различные острые углы и прочие подобные детали.
Кисти специального назначения .
Необходимо отметить также кисти специального назначения. К ним относятся, например, кисти восточного типа.
По большей части такие кисти имеют круглую форму и могут изготавливаться из смешанного волоса (оленьего, козлиного, кроликового или волчьего). Кисти восточного типа даже самых крупных размеров могут образовывать тонкий кончик.
Напротив плоская кисть «хек» используется для нанесения заливок или удаление с основы частиц угля.
Мягкий волосяной пучок кисти может быть помещен во внутреннюю часть птичьего пера. Так, на рынке представлены колонковые кисти в птичьем пере следующих видов птиц: жаворонка, вороны, утки, гуся или лебедя.
Веерная кисть, получила свое название благодаря своей форме. Она предназначена для растушевки краски, уже нанесенной на основу. Такая кисть может оказаться незаменимой например при создании портрета, помогая смягчить контуры краски, удалить фактуру мазка и т.п.
Также для решения определенных дизайнерских задач часто используются различные виды щеток для создания фактур. При работе с трафаретами используются трафаретные кисти-щетки. Такие кисти имеют очень упругий, плоский и тупой пучок. С их помощью легко равномерно нанести краску сквозь отверстия в трафарете.
Фарфоро-фаянцевая кисть служит, в основном, декоративно-прикладным целям. Такие кисти дают хороший мазок, который ценится в традиционной росписи.
Размеры кистей.
Сегодня на рынке можно встретить кисти самых разных размеров в пределах каждого типа.
Европейская маркировка выглядит следующим образом – от №00 (самый маленький размер) до №16 (самый большой размер).
В России номер кисти соответствует ширине или диаметру пучка волос в мм у обоймы (например, кисть №5 обладает шириной пучка, равной 5 мм).
Толщина ручки кисти прямо пропорциональна размеру кисти, поэтому более толстая кисть будет иметь соответственно более толстую ручку.
Характерная форма ручки с утолщением у самой обоймы специально разработана для предотвращения контакта между кистями в процессе одновременной работы несколькими кистями.
Полная длина акварельных кистей может достигать 20 см; длина кистей для масляной, акриловой живописи обычно находится в пределах 30-35 см.
Характеристики качества кистей для живописи.
Акварельные кисти оцениваются по трем важным показателям: способности образовывать острый кончик, упругости волосяного пучка, контролю над текучестью краски. Именно степень этих характеристик отделяет настоящие кисти от дешевых подделок.
Данные характеристики могут оказать огромное влияние на конечный результат вашей работы. Например, острый кончик даст возможность нанести краску очень точно. При отрыве кисти от поверхности бумаги, ее пучок должен принять исходную форму, быть готовым к следующему мазку.
Но наиболее важным показателем для всех жидких живописных материалов (водоосновных) является контроль над текучестью краски, которая должна стекать с кисти предсказуемо и в нужной консистенции.
Кисти для «тяжелых красок» (таких, как масло или акрил) оцениваются, как правило, только по одному параметру: чем гуще краска, тем тверже должен быть волос. Художники, работающие в масле или акриле, наиболее часто пользуются кистями из свиной щетины, а также различными синтетическими кистями.
Промывка кистей от акриловых красок, акварели и гуаши осуществляется водой, от масляных – специальными растворителями. Чтобы предохранить деревянные ручки кистей от высыхания и деформации, их часто изготавливают со специальной лаковой пропиткой. Поэтому, при выборе кисти необходимо также обращать внимание на качество ручки.
Серия сообщений "Краски, красители, лаки и прочие материалы...":
Часть 1 - АКРИЛОВЫЕ КРАСКИ-обзор.
Часть 2 - Кисти для живописи.