• Авторизация


Мосты повисли над водами... Мойка 28-07-2011 22:04 к комментариям - к полной версии - понравилось!


mochalof
[750x499]
1-ый Инженерный мост. Михайловский замок.


Легкий мостик над Мойкой, парит.
Ни за что не поверить, что камень
Так воздушно, так хрупко летит
Над родными тебе берегами.

Нет в нем тяжести, мысли, труда,
Нет насилья над зреньем и слухом;
Скажет путник, пришедший сюда:
"Как взойти мне на мостик из пуха?!"

Наталья Гранцева


Река Мойка протекает по территории Центрального района Санкт-Петербурга. Её длина около 5 км. В этой записи мы познакомимся с 14-ью мостами, перекинутыми через эту водную артерию города... Каждую фотографию можно увеличить, кликнув по фото.



1-ый Инженерный мост


С.Н. Кудас
[750x562]
Исток Мойки. 1-ый Инженерный мост.


На снимке выше река Фонтанка. Именно отсюда берёт своё начало Мойка. И в самом её истоке берега соединяет 1-ый Инженерный мост. Название свое мост получил от расположенного неподалеку Михайловского (Инженерного) замка, в котором больше 200 лет назад заговорщиками был убит российский император Павел I.

1-ый Инженерный мост берёт начало от подъёмного моста, построенного в Петровскую эпоху голландским мастером Германом ван Болесом. Ныне существующий чугунный мост ( длина 27,8 м, ширина 9,5 м ) наведён в 1824-1825 годах по проекту инженеров П.Базена и Э.Клапейрона. Архитектурно - декоративное оформление разработано П.Базеном. Решётка выполнена по рисунку архитектора Л.Шарлеманя.



erosolga
[750x774]
Фрагмент 1-ого Инженерного моста. Слева на устое моста фигурка Чижика - Пыжика. ( Для увеличения кликаем на фото )


На южной опоре моста со стороны Фонтанки в 1994 году по проекту Р.Габриадзе был установлен миниатюрный памятник Чижику - Пыжику. Небольшая бронзовая фигурка птички посвящена широко известной шуточной песенке: "Чижик-Пыжик, где ты был ? На Фонтанке водку пил...", как полагают, связанной с училищем правоведения (наб. Фонтанки, 6). Студентов училища за цвет формы называли "чижиками-пыжиками".

На фотографии выше при увеличении маленькая фигурка птички хорошо видна.



al-spbphoto
[750x562]
Фонарь. 1-ый Инженерный мост



1-ый Садовый мост



anton s-pb
[750x479]
Вид на 1-ый Садовый мост ( посмотрите увеличенное изображение, кликнув на фото )


Предшественник 1-ого Садового моста - один из старейших мостов Петербурга ( отмечен уже на карте 1716 года ), который, как и большинство мостов в центральной части города, первоначально был деревянным, подъёмным и позже неоднократно перестраивался. Нынешний мост длиной 33,8 м и шириной 20,4 м со стальной двухшарнирной аркой был сооружён в 1906-1907 годах ( архитектор Л.Ильин, инженер А.Пшеницкий ).


fifina9
[750x562]
Под мостом ( на этой фотографии создаётся ощущение, что катер застрял )


1-й Садовый мост отличается богатым архитектурным декором. Обращают на себя внимание шестигранные фонари на торшерах из скрещённых копий. Чугунная решетка декорирована скрещенными копьями и изображениями круглых щитов. Решётки и торшеры моста выполнены в стиле ампир, характерном для этого уголка Петербурга.

Мост находится в сосредоточении исторических мест: непосредственно у Михайловского сада, Летнего сада, Марсова Поля и ансамбля Инженерного (Михайловского) замка - последней резиденции и места убийства Павла I (в настоящее время - филиал Русского музея).



piter-arch
[750x483]
Красивый декор




2-ой Садовый мост



Ольга Малеева
[750x538]
Мост в утренних лучах


2-ой Садовый мост расположен в створе проезда Марсова поля. Его длина 42,8 м, ширина 20 м. Первый деревянный мост на этом месте был построен в 1829-1830 годах по проекту архитектора Е.Адама. В 1876 году здесь построили металлический мост, по которому стали ходить поезда конно - железной дороги. Мост перестраивался и в 1933 году, когда он стал трёхпролётным.

Прямо у моста редкое для центральной части Петербурга устройство набережной. Газон спускается прямо к воде, обрамленной невысоким гранитным поясом.



Ольга Нощенко
[750x494]
Решётка 2-ого Садового моста


В 1967 году по проекту инженера Е. А. Болтуновой и архитектора Л. А. Носкова на этом месте был построен новый однопролётный железобетонный мост с облицованными гранитом опорами. Внешнему облику моста были приданы классические черты, благодаря чему он органично вписался в окружающий городской ландшафт. К оригинальным перилам были добавлены торшеры с фонарями, похожие на торшеры 1-го Садового моста.

В 2002 году мост оборудовали системой художественной подсветки, включающей 8 прожекторов - светильников и многочисленные вспомогательные лампы. Защищённые от коррозии и вандализма светильники в состоянии выдержать температуру от - 40 до +40 градусов.



brav-dima
[750x513]
Подсветка



Мало-Конюшенный мост


academic
[750x561]
Мало-Конюшенный и Театральный мосты


Мало-Конюшенный мост редко рассматривают в отрыве от другого - Театрального, который фактически составляет с ним единое целое, хотя Мало-Конюшенный мост перекинут через Мойку, а Театральный - через канал Грибоедова. Эти мосты являются лепестком трилистника, который они образуют с ложным мостом, расположенным у здания Главных императорских конюшен. Эта архитектурная конструкция имеет и неофициальные названия - "Трёхколенный", "Трёхарочный" или "Тройной" мост.

На фотографии ниже очень хорошо видна вся конструкция в целом. Фото очень красивое - советую посмотреть его в увеличенном виде, кликнув по фотографии.



Alex Darkside
[750x648]
Трёхколенный мост. На переднем плане Мало-Конюшенный мост и р. Мойка, слева - Театральный мост, справа - ложный пешеходный мост-дамба. На заднем плане храм Спаса на крови. В перспективу уходит канал Грибоедова.


Подробный проект мостов разработал инженер Е.Адам, а руководил строительством инженер Г.Треттер. Одними своими концами мосты опираются на берега Мойки и канала Грибоедова, а другими - на общую опору в середине Мойки. При одинаковой ширине - 15,6 м, мосты разные по длине - 18 м и 23 м...

Мало-Конюшенный и Театральный мосты были украшены одинаковыми фонарями и решётками с узором из копий, пальметок и масок Медузы Горгоны.

Недавно я была на этом тройном мосту. Меня огорчило одно обстоятельство. На решётках Мало-Конюшенного моста навешено очень много замочков. Эта мода дошла и до Петербурга. От этого сильно снижается художественная ценность декора моста. В конце концов решётки просто не будет видно.



Serg-Sergeew
[750x529]
Мало-Конюшенный мост



Большой Конюшенный мост


Yantaric
[750x562]
Большой Конюшенный мост


Большой Конюшенный мост расположен в створе Конюшенного и Мошкова переулков. Общая длина моста 28,8 м ( над руслом реки 17,6 м ), ширина — 11,6 м. Название связано со зданием Главных императорских конюшен, расположенных на левом берегу Мойки.

Раньше здесь располагался один из первых деревянных мостов в Петербурге. В царствование Елизаветы Петровны балочные деревянные мосты нередко обшивались досками и окрашивались "под камень". Так был оформлен и Большой Конюшенный мост, спроектированный Германом ван Болесом в 1753 году. В 1828 году здесь был построен новый чугунный мост по проекту инженеров Е.Адама, В.Треттера и В.Гесте. Они же явились и авторами архитектурного оформления.



Serg-Sergeew
[750x357]
Большой Конюшенный мост ( На увеличенном изображении (клик по фото) хорошо видны детали декора )


С фасадов пролётное строение закрыто чугунными листами, украшенными художественным орнаментом. Перильные ограждения выполнены в виде часто расставленных дротиков с накладной арматурой из венков, пронизанных копьевидными шестами с наконечниками, и поддерживающих перила фигурных кронштейнов. Фонарные столбы установлены на гранитных парапетах на высоких чугунных пьедесталах.

В 1935 году по проекту инженеров М.Жданова и А.Саперштайна был сооружён железобетонный свод под чугунными арками для укрепления пролётного строения. А в 1951 году под уководством архитектора А.Ротача восстановили фонари и решётки.



tony008
[750x488]
Разговор на набережной


Певческий мост


Ирина.
[750x562]
Певческий мост. Вид на Александровскую колонну.


Певческий мост ведёт на Дворцовую площадь. Первый деревянный мост был здесь построен специально по проекту архитектора О.Монферрана в 1834 году для прохода на площадь войск, участвовавших в открытии Александровской колонны. Он был назван Жёлтым по цвету окраски.

Новый чугунный мост на этом месте построили в 1839-1840 годах по проекту инженера Е.Адама. Он получил название Певческого от расположенной рядом Певческой капеллы ( ныне Государственная академическая капелла им. Глинки ).

Особой красотой отличается кованная кружевная ограда моста, выполненная с использованием растителных мотивов. Авторство рисунка не установлено.



vcemirna
[750x562]
Вид на Мойку с Певческого моста.


Мост был торжественно открыт 24 ноября 1840 года. Первым по нему проехал в экипаже сам Николай I.

При возведении моста и в первое время эксплуатации строители столкнулись с непредвиденной сложностью. Дело в том, что петербуржцы расхищали для своих хозяйственных нужд болты и гайки, соединявшие кессоны, не представляя себе всех последствий этого воровства. Только в течение первых восьми месяцев эксплуатации была обнаружена кража 50 болтов и 27 гаек. Сюжет, для России весьма известный, блестяще описан А.П.Чеховым в рассказе "Злоумышленник".

Певческий мост отличается своей шириной - 72 метра. Она в несколько раз больше его длины. Общая длина моста 24 метра ( над руслом реки 17,7 м ).



stenikd
[750x501]
Чугунное кружево



Зелёный мост


welcomespb
[750x469]
Вид на Мойку с Зелёного моста


Зелёный мост расположен в створе Невского проспекта. Его длина 39,8 м, ширина 38,7 м. Первый деревянный мост здесь появился в 1717-1718 г.г. В 1735 году при ремонте мост выкрасили в зелёный цвет и с тех пор он получил название Зелёного. В 1768 г. его переименовали в Полицейский по расположенному неподалёку дому генерал-полицмейстера Петербурга.

В 1806 году архитектор В.Гесте предложил построить на Мойке семь однотипных мостов. Первым из них стал Зелёный. Использование нового материала позволило уменьшить высоту арок и соответственно крутизну въездов на мост.



Serg-Sergeew
[750x554]
Волшебство отражения ( фотография изумительно выглядит при увеличении (клик по фото))


В 1842 г. мост расширили, а в 1844 г. проезжую часть выложили асфальтовыми кубиками - так появилась первая в России асфальтовая мостовая. В 1904-1908 г.г. мост был дополнительно расширен для прокладки по нему трамвайных путей и украшен металлическими торшерами с шестигранными фонарями. Авторы проекта перестройки- инженеры В.Берс, А.Становой и А.Пшеницкий. Новое оформление было выполнено по проекту архитектора Л.Ильина.

В 1918 году мост переименовали в Народный. Название Зелёный было возвращено мосту в 1998 году.



plpsp
[750x374]
Подсветка Зелёного моста



Красный мост


Юрий Стальбаум
[750x562]
Красный мост


Красный мост находится в створе Гороховой улицы. Его общая длина 42 м, ширина 16,8 м. Первый деревянный мост здесь построили в 1717-1718 г.г. Мост назывался Белым по цвету, в который был окрашен.

В 1737 году его перестроили. Новое сооружение представляло собой деревянный мост со средним разводным пролётом. В его пролётном строении была щель (около 70 см) для пропуска мачтовых судов. Щель закрывалась съёмными щитами. Автор конструкции - Герман ван Болес. Эта конструкция не получила широкого распространения. В конце столетия мост был перестроен, он стал трёхпролётным постоянным.



Одиссей
[750x1000]
Набережная Мойки у Красного моста


В 1808 - 1814 г.г. по проекту инженера В.Гесте мост заменили чугунным и покрасили в красный цвет. С тех пор он и называется Красным. Мост украсили гранитные обелиски с фонарями

В 1953-1954 годах мост реконструировали. Старый чугунный свод заменили новыми сварными арками, восстановили гранитные обелиски с бронзовыми позолоченными шарами и четырёхгранными фонарями на металлических кронштейнах. В качестве ограждений служит литая чугунная решётка, однотипная с решёткой набережной. Фасады и перила, в соответствии с традицией, выкрасили в красный цвет.



Одиссей
[750x562]
Водная прогулка



Синий мост


Bittner
[750x499]
Исаакиевская площадь ( Советую посмотреть фото в высоком разрешении, кликнув по фотографии. Возможно, понадобится немного времени для загрузки фото, зато можно будет подробно рассмотреть все детали )


Синий мост - это не просто мост. Это мост - площадь. Он является составной частью Исаакиевской площади перед Мариинским дворцом и воспринимается, как её продолжение... Мост легко не увидеть, даже находясь прямо на нём... Размеры моста таковы, что он практически не заметен в общем архитектурном устройстве площади.

Синий мост - самый широкий мост в Санкт-Петербурге. Его ширина больше длины моста в 3 раза... При длине 32,5 метра (над руслом Мойки) ширина моста 97,3 метра.



tryzhik
[750x499]
Вид на Исаакиевский собор и памятник Николаю I


На месте нынешнего с 1730 года существовал деревянный подъёмный мост, построенный по проекту Германа ван Болеса. В период сооружения гранитных стенок набережной реки Мойки - 1797-1810 - здесь построили деревянный трёхпролётный мост на деревянных опорах. А в 1818 году по проекту В.Гесте и П.Базена его заменили однопролётным чугунным мостом на каменных, облицованных гранитом, опорах. Ширина моста тогда составляла 41 метр.

В 1843 году, в связи с постройкой Мариинского дворца, мост расширили под руководством инженера Е.Адама. Общая ширина его увеличилась до современных размеров. Мост стал частью Исаакиевской площади.



spb300
[750x562]
Вид на Мариинский дворец


Справа на фотографии выше - водомерный столб в виде четырёхгранного обелиска, увенчанного трезубцем Нептуна и врезанного в гранитную облицовку набережной. Установлен в 1971 году. Нижняя часть водомерного столба уходит в воду. По отметкам на его гранях виден уровень воды в данный момент. Здесь можно увидеть уровни подъёма воды во время крупнейших наводнений - 1824, 1903, 1924, 1955 и 1967 годов. На фото видны две верхние метки ( чёрные полосы ). Это уровни самых сильных наводнений. Самая верхняя метка - наводнение 1824 года, когда вода поднялась более, чем на 4 метра выше уровня ординара.


Serg-Sergeew
[750x508]
Вечернее отражение



Фонарный мост


academic
[750x498]
Под Фонарным мостом


Фонарный мост расположен в створе Фонарного переулка. Его длина 33 метра, ширина 20 метров. Название происходит от фонарных мастерских, находившихся в этом районе в начале XIX века. К концу этого же столетия название и моста, и переулка имело двусмысленное значение, так как в этом районе к тому времени существовало значительное количество "домов терпимости", входы в которые освещались красными фонарями.


Leon62
[750x498]
У Фонарного моста


С середины 18 века здесь через реку была переброшена деревянная переправа. Впервые в 1906 году здесь был построен пешеходный мост. В 1973 году его перестроили, он стал обеспечивать транспортное движение. Авторы проекта - инженер Л.Соболев и архитектор Л.Носков.

Въезды на Фонарный мост украсили установленные декоративные торшеры с фонарями, стилизованные под архитектуру классицизма. Рисунок ограждения моста повторяет рисунок ограды набережной Мойки.



nnb2901
[750x562]
Транспорт на Фонарном мосту



Почтамтский мост


Дмитрий Казаков
[750x549]
Почтамтский мост


Почтамтский мост - один из первых цепных висячих мостов в Петербурге. Он отличается оригинальностью конструкции, простотой решения, лёгкостью и изяществом пропорций. Его длина 41,9 метра, ширина 2,2 метра.

Мост был построен в 1823 -1824 годах по проекту В.Треттера и В.Христиановича. Для крепления цепей на опорах моста были установлены чугунные обелиски с веерообразными чугунными решётками и завершённые бронзовыми золочёными шарами. Из-за довольно значительного пролёта и небольшой стрелы провисания цепи впоследствии деформировались, а пилоны-обелиски наклонились. При движении пешеходов мост сильно раскачивался. И в 1905 году под пролётное строение моста подвели две свайные опоры. Мост стал трёхпролётным, утратив как свою первоначальную конструкцию, так и художественную ценность.



SFAT2
[750x562]
Почтамтский мост с видом на купол Исаакиевского собора


В 1981-1983 годах по проекту инженеров Б.Дворкина и Р.Шипова мост восстановили в прежнем виде. Ненужные более промежуточные опоры были удалены. Мост снова стал цепным. В 2003 году была проведена реставрация моста. Почтамтский мост наряду со своими "братьями" Банковским и Львиным (канал Грибоедова) сохранил оригинальные конструкции висячих мостов первой половины XIX века.


ANATOLY GLADKOV
[750x533]
Отражения


Поцелуев мост


ya tatka
[750x469]
Поцелуев мост


Поцелуев мост расположен на оси улицы Глинки. Его длина 35,8 м (над руслом реки), ширина 23,5 м. Этот мост сохраняет свой облик с начала XIX века. Сооружён в 1808 - 1816 годах по типовому проекту В.Гесте. Тогда же у моста появились гранитные обелиски, увенчанные золочёными шарами (возобновлены в 1952 году). В 1907-1908 годах мост был реконструирован, его чугунный пролёт заменён железным по проекту инженера А.Пшеницкого. Мост назван по фамилии купца Никифора Поцелуева, открывшего в 1788 году рядом с существовавшим здесь деревянным мостом трактир "Поцелуй".


Дмитрий Казаков
[750x557]
У Поцелуева моста


Необычное название моста не могло не породить множества романтических легенд. Рассказывают, что в XVIII веке, когда набережная реки Мойки являлась городской границей, на Поцелуевом мосту прощались с возлюбленными моряки и вообще все, кому приходилось уезжать из города. Здесь же происходили и встречи с любимыми. По другой версии, неподалёку от моста находилась тюрьма, и арестанты прощались на нём со своими родными...

Придуманные в прошлом легенды о поцелуях стали реальностью в XX веке. Возникло много примет, связанных с Поцелуевым мостом. Считается, например, что влюблённые, поцеловавшиеся на мосту или, наоборот, под мостом, обязательно будут счастливы. И чем дольше длится их поцелуй, тем больше счастья их ожидает в будущем. Молодожёнам в день свадьбы рекомендуется пройти или проехать по Поцелуеву мосту, причём они должны начать поцелуй на одном берегу Мойки, а закончить его на другом - это сулит долгую и счастливую жизнь. А тот, кто расстаётся с близким человеком, должен попрощаться и поцеловаться с ним на этом мосту - тогда этот человек обязательно вернётся. И так далее...



belovcnsr
[750x562]
Место встреч и расставаний


Краснофлотский мост


Pavel Borisovich
[750x562]
Краснофлотский мост


Совсем рядом с Поцелуевым мостом, ниже по течению Мойки, всего в 50-ти метрах находится Краснофлотский мост. Его основное предназначение - проводка теплотрассы через Мойку. Кроме того, Краснофлотский мост является пешеходным, соединяя берега Мойки у Новой Голландии. Расположен по линии набережной Крюкова канала.

Длина моста 29,8 метра, ширина 2,8 метра. Название происходит от расположенных поблизости морских казарм, где в 1920-е - 1930-е годы жили краснофлотцы.



Paolaner
[750x562]
Невесомость


Мост - теплопровод, однопролётный с криволинейным очертанием пролётного строения, был построен в 1959-1960 годах по проекту инженера П.Куликова и архитектора Л.Носкова. Пролётное строение представляет собой пару сварных рам, скреплённых поперечными связями. На устоях моста установлены четыре гранитные тумбы с металлическими торшерами фонарей художественного литья. Автор проекта фонарей - инженер И. Борисов.


andrestolb
[750x535]
Фонари


Храповицкий мост



Paolaner
[750x562]
Храповицкий мост


Храповицкий мост расположен в створе улицы Писарева, недалеко от Новой Голландии. Длина моста 43,4 м, ширина — 20 м. Мост получил название по фамилии секретаря Екатерины II А.В.Храповицкого, особняк которого в конце XVIII века располагался рядом с мостом.

В 1737 г. здесь уже существовал деревянный многопролетный балочный мост с разводными пролетами, который впоследствии неоднократно перестраивался. Последняя перестройка относится к 1935 г.

Современный мост построен в 1965—1967 гг. по проекту инженера Е.А.Болтуновой и архитектора Л.А.Носкова. Его пролетное строение выполнено из предварительно напряженного железобетона консольно-балочной системы. Опоры облицованы гранитом.



Широков Владимир
[750x315]
Панорама "Вид на стрелку Мойки и Адмиралтейского канала с Храповицкого моста"


P.S. Ниже по течению Мойки находится ещё один ( 15-ый ) мост - Корабельный... Он находится на территории завода «Адмиралтейские верфи» и для нас интереса не представляет.

При подготовке этой записи возникла трудность - размеры мостов сильно разнятся не только в интернете, но и в печатных изданиях... Поэтому здесь возможны неточности... Замечания с благодарностью принимаются...

 



Источники:
1. Над каждой фотографией слева указан адрес источника фото (кликабельно). Для увеличения фото нужно кликнуть на фотографию.
2. Книга "Мосты Санкт-Петербурга" изд. "П - 2",Санкт-Петербург,2010
3. Книга "Санкт-петербург, Реки, Мосты, Острова" изд. "Паритет" Санкт-Петербург 2011
4. Альбом "Прогулки по рекам и каналам. Путеводитель, изд. "П - 2",Санкт-Петербург,2010


 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (9):
KaterinaAverian 23-03-2013-18:22 удалить
Спасибо за прогулку по Моечке!!
vkonst 23-03-2013-21:47 удалить
Ответ на комментарий KaterinaAverian # Гуляйте на здоровье !...
rosavetrov 25-03-2013-03:00 удалить
Замечательный цикл! Пост очень понравился: интересный и информативный. Цитирую с большой благодарностью.
vkonst 25-03-2013-11:30 удалить
Благодарю Вас !... Тема мостов Питера мне самой очень интересна...
medyslygi 09-10-2013-23:48 удалить
Очень понравились фотографии, а здания чистые и красивые в реале еще монументальнее, помню по работе сталкивалась с такими работами как мойка фасадов, здесь без профессиональных специалистов не обойтись. На этой страничке можно ознакомится с данной услугой http://viz-tk.ru/cleaning/ .
vkonst 10-10-2013-00:12 удалить
Ответ на комментарий medyslygi # Спасибо !...
vkonst 22-06-2014-15:55 удалить
Ответ на комментарий галина_любушкина # Спасибо и Вам !...
19-03-2017-19:54 удалить
Спасибо, что взяли мой снимок в числе других для своего эссе! Попал в хорошую компанию и узнал много любопытного! Юрий Стальбаум


Комментарии (9): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Мосты повисли над водами... Мойка | vkonst - Дневник vkonst | Лента друзей vkonst / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»