mochalof
	 [750x499]
	1-ый Инженерный мост. Михайловский замок.
	
	
	Легкий мостик над Мойкой, парит.
	Ни за что не поверить, что камень
	Так воздушно, так хрупко летит
	Над родными тебе берегами.
	
	Нет в нем тяжести, мысли, труда,
	Нет насилья над зреньем и слухом;
	Скажет путник, пришедший сюда:
	"Как взойти мне на мостик из пуха?!"
	Наталья Гранцева
	
	
	Река Мойка протекает по территории Центрального района Санкт-Петербурга. Её длина около 5 км. В этой записи мы познакомимся с 14-ью мостами, перекинутыми через эту водную артерию города... Каждую фотографию можно увеличить, кликнув по фото.
	
	
	
	1-ый Инженерный мост
	
	
	С.Н. Кудас
	 [750x562]
	Исток Мойки. 1-ый Инженерный мост.
	
	
	На снимке выше река Фонтанка. Именно отсюда берёт своё начало Мойка. И в самом её истоке берега соединяет 1-ый Инженерный мост. Название свое мост получил от расположенного неподалеку Михайловского (Инженерного) замка, в котором больше 200 лет назад заговорщиками был убит российский император Павел I.
	
	1-ый Инженерный мост берёт начало от подъёмного моста, построенного в Петровскую эпоху голландским мастером Германом ван Болесом. Ныне существующий чугунный мост ( длина 27,8 м, ширина 9,5 м ) наведён в 1824-1825 годах по проекту инженеров П.Базена и Э.Клапейрона. Архитектурно - декоративное оформление разработано П.Базеном. Решётка выполнена по рисунку архитектора Л.Шарлеманя.
	
	
	erosolga
	 [750x774]
	Фрагмент 1-ого Инженерного моста. Слева на устое моста фигурка Чижика - Пыжика. ( Для увеличения кликаем на фото )
	
	
	На южной опоре моста со стороны Фонтанки в 1994 году по проекту Р.Габриадзе был установлен миниатюрный памятник Чижику - Пыжику. Небольшая бронзовая фигурка птички посвящена широко известной шуточной песенке: "Чижик-Пыжик, где ты был ? На Фонтанке водку пил...", как полагают, связанной с училищем правоведения (наб. Фонтанки, 6). Студентов училища за цвет формы называли "чижиками-пыжиками".
	
	На фотографии выше при увеличении маленькая фигурка птички хорошо видна.
	
	
	al-spbphoto
	 [750x562]
	Фонарь. 1-ый Инженерный мост
	
	
	
	1-ый Садовый мост
	
	
	
	anton s-pb
	 [750x479]
	Вид на 1-ый Садовый мост ( посмотрите увеличенное изображение, кликнув на фото )
	
	
	Предшественник 1-ого Садового моста - один из старейших мостов Петербурга ( отмечен уже на карте 1716 года ), который, как и большинство мостов в центральной части города, первоначально был деревянным, подъёмным и позже неоднократно перестраивался. Нынешний мост длиной 33,8 м и шириной 20,4 м со стальной двухшарнирной аркой был сооружён в 1906-1907 годах ( архитектор Л.Ильин, инженер А.Пшеницкий ).
	
	
	fifina9
	 [750x562]
	Под мостом ( на этой фотографии создаётся ощущение, что катер застрял )
	
	
	1-й Садовый мост отличается богатым архитектурным декором. Обращают на себя внимание шестигранные фонари на торшерах из скрещённых копий. Чугунная решетка декорирована скрещенными копьями и изображениями круглых щитов. Решётки и торшеры моста выполнены в стиле ампир, характерном для этого уголка Петербурга.
	
	Мост находится в сосредоточении исторических мест: непосредственно у Михайловского сада, Летнего сада, Марсова Поля и ансамбля Инженерного (Михайловского) замка - последней резиденции и места убийства Павла I (в настоящее время - филиал Русского музея).
	
	
	piter-arch
	 [750x483]
	Красивый декор
	
	
	
	
	2-ой Садовый мост
	
	
	
	Ольга Малеева
	 [750x538]
	Мост в утренних лучах
	
	
	2-ой Садовый мост расположен в створе проезда Марсова поля. Его длина 42,8 м, ширина 20 м. Первый деревянный мост на этом месте был построен в 1829-1830 годах по проекту архитектора Е.Адама. В 1876 году здесь построили металлический мост, по которому стали ходить поезда конно - железной дороги. Мост перестраивался и в 1933 году, когда он стал трёхпролётным.
	
	Прямо у моста редкое для центральной части Петербурга устройство набережной. Газон спускается прямо к воде, обрамленной невысоким гранитным поясом.
	
	
	Ольга Нощенко
	 [750x494]
	Решётка 2-ого Садового моста
	
	
	В 1967 году по проекту инженера Е. А. Болтуновой и архитектора Л. А. Носкова на этом месте был построен новый однопролётный железобетонный мост с облицованными гранитом опорами. Внешнему облику моста были приданы классические черты, благодаря чему он органично вписался в окружающий городской ландшафт. К оригинальным перилам были добавлены торшеры с фонарями, похожие на торшеры 1-го Садового моста.
	
	В 2002 году мост оборудовали системой художественной подсветки, включающей 8 прожекторов - светильников и многочисленные вспомогательные лампы. Защищённые от коррозии и вандализма светильники в состоянии выдержать температуру от - 40 до +40 градусов.
	
	
	brav-dima 
	 [750x513]
	Подсветка
	
	
	
	Мало-Конюшенный мост
	
	
	academic
	 [750x561]
	Мало-Конюшенный и Театральный мосты
	
	
	Мало-Конюшенный мост редко рассматривают в отрыве от другого - Театрального, который фактически составляет с ним единое целое, хотя Мало-Конюшенный мост перекинут через Мойку, а Театральный - через канал Грибоедова. Эти мосты являются лепестком трилистника, который они образуют с ложным мостом, расположенным у здания Главных императорских конюшен. Эта архитектурная конструкция имеет и неофициальные названия - "Трёхколенный", "Трёхарочный" или "Тройной" мост.
	
	На фотографии ниже очень хорошо видна вся конструкция в целом. Фото очень красивое - советую посмотреть его в увеличенном виде, кликнув по фотографии.
	
	
	Alex Darkside
	 [750x648]
	Трёхколенный мост. На переднем плане Мало-Конюшенный мост и р. Мойка, слева - Театральный мост, справа - ложный пешеходный мост-дамба. На заднем плане храм Спаса на крови. В перспективу уходит канал Грибоедова.
	
	
	Подробный проект мостов разработал инженер Е.Адам, а руководил строительством инженер Г.Треттер. Одними своими концами мосты опираются на берега Мойки и канала Грибоедова, а другими - на общую опору в середине Мойки. При одинаковой ширине - 15,6 м, мосты разные по длине - 18 м и 23 м...
	
	Мало-Конюшенный и Театральный мосты были украшены одинаковыми фонарями и решётками с узором из копий, пальметок и масок Медузы Горгоны.
	
	Недавно я была на этом тройном мосту. Меня огорчило одно обстоятельство. На решётках Мало-Конюшенного моста навешено очень много замочков. Эта мода дошла и до Петербурга. От этого сильно снижается художественная ценность декора моста. В конце концов решётки просто не будет видно.
	
	
	Serg-Sergeew
	 [750x529]
	Мало-Конюшенный мост
	
	
	
	Большой Конюшенный мост
	
	
	Yantaric
	 [750x562]
	Большой Конюшенный мост
	
	
	Большой Конюшенный мост расположен в створе Конюшенного и Мошкова переулков. Общая длина моста 28,8 м ( над руслом реки 17,6 м ), ширина — 11,6 м. Название связано со зданием Главных императорских конюшен, расположенных на левом берегу Мойки.
	
	Раньше здесь располагался один из первых деревянных мостов в Петербурге. В царствование Елизаветы Петровны балочные деревянные мосты нередко обшивались досками и окрашивались "под камень". Так был оформлен и Большой Конюшенный мост, спроектированный Германом ван Болесом в 1753 году. В 1828 году здесь был построен новый чугунный мост по проекту инженеров Е.Адама, В.Треттера и В.Гесте. Они же явились и авторами архитектурного оформления.
	
	
	Serg-Sergeew
	 [750x357]
	Большой Конюшенный мост ( На увеличенном изображении (клик по фото) хорошо видны детали декора )
	
	
	С фасадов пролётное строение закрыто чугунными листами, украшенными художественным орнаментом. Перильные ограждения выполнены в виде часто расставленных дротиков с накладной арматурой из венков, пронизанных копьевидными шестами с наконечниками, и поддерживающих перила фигурных кронштейнов. Фонарные столбы установлены на гранитных парапетах на высоких чугунных пьедесталах.
	
	В 1935 году по проекту инженеров М.Жданова и А.Саперштайна был сооружён железобетонный свод под чугунными арками для укрепления пролётного строения. А в 1951 году под уководством архитектора А.Ротача восстановили фонари и решётки.
	
	
	tony008
	 [750x488]
	Разговор на набережной
	
	
	Певческий мост
	
	
	Ирина.
	 [750x562]
	Певческий мост. Вид на Александровскую колонну.
	
	
	Певческий мост ведёт на Дворцовую площадь. Первый деревянный мост был здесь построен специально по проекту архитектора О.Монферрана в 1834 году для прохода на площадь войск, участвовавших в открытии Александровской колонны. Он был назван Жёлтым по цвету окраски.
	
	Новый чугунный мост на этом месте построили в 1839-1840 годах по проекту инженера Е.Адама. Он получил название Певческого от расположенной рядом Певческой капеллы ( ныне Государственная академическая капелла им. Глинки ).
	
	Особой красотой отличается кованная кружевная ограда моста, выполненная с использованием растителных мотивов. Авторство рисунка не установлено.
	
	
	vcemirna
	 [750x562]
	Вид на Мойку с Певческого моста.
	
	
	Мост был торжественно открыт 24 ноября 1840 года. Первым по нему проехал в экипаже сам Николай I.
	
	При возведении моста и в первое время эксплуатации строители столкнулись с непредвиденной сложностью. Дело в том, что петербуржцы расхищали для своих хозяйственных нужд болты и гайки, соединявшие кессоны, не представляя себе всех последствий этого воровства. Только в течение первых восьми месяцев эксплуатации была обнаружена кража 50 болтов и 27 гаек. Сюжет, для России весьма известный, блестяще описан А.П.Чеховым в рассказе "Злоумышленник".
	
	Певческий мост отличается своей шириной - 72 метра. Она в несколько раз больше его длины. Общая длина моста 24 метра ( над руслом реки 17,7 м ).
	
	
	stenikd
	 [750x501]
	Чугунное кружево
	
	
	
	Зелёный мост
	
	
	welcomespb
	 [750x469]
	Вид на Мойку с Зелёного моста
	
	
	Зелёный мост расположен в створе Невского проспекта. Его длина 39,8 м, ширина 38,7 м. Первый деревянный мост здесь появился в 1717-1718 г.г. В 1735 году при ремонте мост выкрасили в зелёный цвет и с тех пор он получил название Зелёного. В 1768 г. его переименовали в Полицейский по расположенному неподалёку дому генерал-полицмейстера Петербурга.
	
	В 1806 году архитектор В.Гесте предложил построить на Мойке семь однотипных мостов. Первым из них стал Зелёный. Использование нового материала позволило уменьшить высоту арок и соответственно крутизну въездов на мост.
	
	
	Serg-Sergeew
	 [750x554]
	Волшебство отражения ( фотография изумительно выглядит при увеличении (клик по фото))
	
	
	В 1842 г. мост расширили, а в 1844 г. проезжую часть выложили асфальтовыми кубиками - так появилась первая в России асфальтовая мостовая. В 1904-1908 г.г. мост был дополнительно расширен для прокладки по нему трамвайных путей и украшен металлическими торшерами с шестигранными фонарями. Авторы проекта перестройки- инженеры В.Берс, А.Становой и А.Пшеницкий. Новое оформление было выполнено по проекту архитектора Л.Ильина.
	
	В 1918 году мост переименовали в Народный. Название Зелёный было возвращено мосту в 1998 году.
	
	
	plpsp
	 [750x374]
	Подсветка Зелёного моста
	
	
	
	Красный мост
	
	
	Юрий Стальбаум
	 [750x562]
	Красный мост
	
	
	Красный мост находится в створе Гороховой улицы. Его общая длина 42 м, ширина 16,8 м. Первый деревянный мост здесь построили в 1717-1718 г.г. Мост назывался Белым по цвету, в который был окрашен.
	
	В 1737 году его перестроили. Новое сооружение представляло собой деревянный мост со средним разводным пролётом. В его пролётном строении была щель (около 70 см) для пропуска мачтовых судов. Щель закрывалась съёмными щитами. Автор конструкции - Герман ван Болес. Эта конструкция не получила широкого распространения. В конце столетия мост был перестроен, он стал трёхпролётным постоянным.
	
	
	Одиссей
	 [750x1000]
	Набережная Мойки у Красного моста
	
	
	В 1808 - 1814 г.г. по проекту инженера В.Гесте мост заменили чугунным и покрасили в красный цвет. С тех пор он и называется Красным. Мост украсили гранитные обелиски с фонарями
	
	В 1953-1954 годах мост реконструировали. Старый чугунный свод заменили новыми сварными арками, восстановили гранитные обелиски с бронзовыми позолоченными шарами и четырёхгранными фонарями на металлических кронштейнах. В качестве ограждений служит литая чугунная решётка, однотипная с решёткой набережной. Фасады и перила, в соответствии с традицией, выкрасили в красный цвет.
	
	
	Одиссей
	 [750x562]
	Водная прогулка
	
	
	
	Синий мост
	
	
	Bittner
	 [750x499]
	Исаакиевская площадь ( Советую посмотреть фото в высоком разрешении, кликнув по фотографии. Возможно, понадобится немного времени для загрузки фото, зато можно будет подробно рассмотреть все детали )
	
	
	Синий мост - это не просто мост. Это мост - площадь. Он является составной частью Исаакиевской площади перед Мариинским дворцом и воспринимается, как её продолжение... Мост легко не увидеть, даже находясь прямо на нём... Размеры моста таковы, что он практически не заметен в общем архитектурном устройстве площади.
	
	Синий мост - самый широкий мост в Санкт-Петербурге. Его ширина больше длины моста в 3 раза... При длине 32,5 метра (над руслом Мойки) ширина моста 97,3 метра.
	
	
	tryzhik
	 [750x499]
	Вид на Исаакиевский собор и памятник Николаю I
	
	
	На месте нынешнего с 1730 года существовал деревянный подъёмный мост, построенный по проекту Германа ван Болеса. В период сооружения гранитных стенок набережной реки Мойки - 1797-1810 - здесь построили деревянный трёхпролётный мост на деревянных опорах. А в 1818 году по проекту В.Гесте и П.Базена его заменили однопролётным чугунным мостом на каменных, облицованных гранитом, опорах. Ширина моста тогда составляла 41 метр.
	
	В 1843 году, в связи с постройкой Мариинского дворца, мост расширили под руководством инженера Е.Адама. Общая ширина его увеличилась до современных размеров. Мост стал частью Исаакиевской площади.
	
	
	spb300
	 [750x562]
	Вид на Мариинский дворец
	
	
	Справа на фотографии выше - водомерный столб в виде четырёхгранного обелиска, увенчанного трезубцем Нептуна и врезанного в гранитную облицовку набережной. Установлен в 1971 году. Нижняя часть водомерного столба уходит в воду. По отметкам на его гранях виден уровень воды в данный момент. Здесь можно увидеть уровни подъёма воды во время крупнейших наводнений - 1824, 1903, 1924, 1955 и 1967 годов. На фото видны две верхние метки ( чёрные полосы ). Это уровни самых сильных наводнений. Самая верхняя метка - наводнение 1824 года, когда вода поднялась более, чем на 4 метра выше уровня ординара.
	
	
	Serg-Sergeew
	 [750x508]
	Вечернее отражение
	
	
	
	Фонарный мост
	
	
	academic
	 [750x498]
	Под Фонарным мостом
	
	
	Фонарный мост расположен в створе Фонарного переулка. Его длина 33 метра, ширина 20 метров. Название происходит от фонарных мастерских, находившихся в этом районе в начале XIX века. К концу этого же столетия название и моста, и переулка имело двусмысленное значение, так как в этом районе к тому времени существовало значительное количество "домов терпимости", входы в которые освещались красными фонарями. 
	
	
	Leon62 
	 [750x498]
	У Фонарного моста
	
	
	С середины 18 века здесь через реку была переброшена деревянная переправа. Впервые в 1906 году здесь был построен пешеходный мост. В 1973 году его перестроили, он стал обеспечивать транспортное движение. Авторы проекта - инженер Л.Соболев и архитектор Л.Носков.
	
	Въезды на Фонарный мост украсили установленные декоративные торшеры с фонарями, стилизованные под архитектуру классицизма. Рисунок ограждения моста повторяет рисунок ограды набережной Мойки.
	
	
	nnb2901
	 [750x562]
	Транспорт на Фонарном мосту
	
	
	
	Почтамтский мост
	
	
	Дмитрий Казаков
	 [750x549]
	Почтамтский мост
	
	
	Почтамтский мост - один из первых цепных висячих мостов в Петербурге. Он отличается оригинальностью конструкции, простотой решения, лёгкостью и изяществом пропорций. Его длина 41,9 метра, ширина 2,2 метра.
	
	Мост был построен в 1823 -1824 годах по проекту В.Треттера и В.Христиановича. Для крепления цепей на опорах моста были установлены чугунные обелиски с веерообразными чугунными решётками и завершённые бронзовыми золочёными шарами. Из-за довольно значительного пролёта и небольшой стрелы провисания цепи впоследствии деформировались, а пилоны-обелиски наклонились. При движении пешеходов мост сильно раскачивался. И в 1905 году под пролётное строение моста подвели две свайные опоры. Мост стал трёхпролётным, утратив как свою первоначальную конструкцию, так и художественную ценность.
	
	
	SFAT2 
	 [750x562]
	Почтамтский мост с видом на купол Исаакиевского собора
	
	
	В 1981-1983 годах по проекту инженеров Б.Дворкина и Р.Шипова мост восстановили в прежнем виде. Ненужные более промежуточные опоры были удалены. Мост снова стал цепным. В 2003 году была проведена реставрация моста. Почтамтский мост наряду со своими "братьями" Банковским и Львиным (канал Грибоедова) сохранил оригинальные конструкции висячих мостов первой половины XIX века.
	
	
	ANATOLY GLADKOV 
	 [750x533]
	Отражения
	
	
	Поцелуев мост
	
	
	ya tatka
	 [750x469]
	Поцелуев мост
	
	
	Поцелуев мост расположен на оси улицы Глинки. Его длина 35,8 м (над руслом реки), ширина 23,5 м. Этот мост сохраняет свой облик с начала XIX века. Сооружён в 1808 - 1816 годах по типовому проекту В.Гесте. Тогда же у моста появились гранитные обелиски, увенчанные золочёными шарами (возобновлены в 1952 году). В 1907-1908 годах мост был реконструирован, его чугунный пролёт заменён железным по проекту инженера А.Пшеницкого. Мост назван по фамилии купца Никифора Поцелуева, открывшего в 1788 году рядом с существовавшим здесь деревянным мостом трактир "Поцелуй".
	
	
	Дмитрий Казаков
	 [750x557]
	У Поцелуева моста
	
	
	Необычное название моста не могло не породить множества романтических легенд. Рассказывают, что в XVIII веке, когда набережная реки Мойки являлась городской границей, на Поцелуевом мосту прощались с возлюбленными моряки и вообще все, кому приходилось уезжать из города. Здесь же происходили и встречи с любимыми. По другой версии, неподалёку от моста находилась тюрьма, и арестанты прощались на нём со своими родными...
	
	Придуманные в прошлом легенды о поцелуях стали реальностью в XX веке. Возникло много примет, связанных с Поцелуевым мостом. Считается, например, что влюблённые, поцеловавшиеся на мосту или, наоборот, под мостом, обязательно будут счастливы. И чем дольше длится их поцелуй, тем больше счастья их ожидает в будущем. Молодожёнам в день свадьбы рекомендуется пройти или проехать по Поцелуеву мосту, причём они должны начать поцелуй на одном берегу Мойки, а закончить его на другом - это сулит долгую и счастливую жизнь. А тот, кто расстаётся с близким человеком, должен попрощаться и поцеловаться с ним на этом мосту - тогда этот человек обязательно вернётся. И так далее...
	
	
	belovcnsr
	 [750x562]
	Место встреч и расставаний
	
	
	Краснофлотский мост
	
	
	Pavel Borisovich
	 [750x562]
	Краснофлотский мост
	
	
	Совсем рядом с Поцелуевым мостом, ниже по течению Мойки, всего в 50-ти метрах находится Краснофлотский мост. Его основное предназначение - проводка теплотрассы через Мойку. Кроме того, Краснофлотский мост является пешеходным, соединяя берега Мойки у Новой Голландии. Расположен по линии набережной Крюкова канала.
	
	Длина моста 29,8 метра, ширина 2,8 метра. Название происходит от расположенных поблизости морских казарм, где в 1920-е - 1930-е годы жили краснофлотцы.
	
	
	Paolaner
	 [750x562]
	Невесомость
	
	
	Мост - теплопровод, однопролётный с криволинейным очертанием пролётного строения, был построен в 1959-1960 годах по проекту инженера П.Куликова и архитектора Л.Носкова. Пролётное строение представляет собой пару сварных рам, скреплённых поперечными связями. На устоях моста установлены четыре гранитные тумбы с металлическими торшерами фонарей художественного литья. Автор проекта фонарей - инженер И. Борисов.
	
	
	andrestolb
	 [750x535]
	Фонари
	
	
	Храповицкий мост
	
	
	
	Paolaner
	 [750x562]
	Храповицкий мост
	
	
	Храповицкий мост расположен в створе улицы Писарева, недалеко от Новой Голландии. Длина моста 43,4 м, ширина — 20 м. Мост получил название по фамилии секретаря Екатерины II А.В.Храповицкого, особняк которого в конце XVIII века располагался рядом с мостом.
	
	В 1737 г. здесь уже существовал деревянный многопролетный балочный мост с разводными пролетами, который впоследствии неоднократно перестраивался. Последняя перестройка относится к 1935 г.
	
	Современный мост построен в 1965—1967 гг. по проекту инженера Е.А.Болтуновой и архитектора Л.А.Носкова. Его пролетное строение выполнено из предварительно напряженного железобетона консольно-балочной системы. Опоры облицованы гранитом.
	
	
	Широков Владимир
	 [750x315]
	Панорама "Вид на стрелку Мойки и Адмиралтейского канала с Храповицкого моста"
	
	
	P.S. Ниже по течению Мойки находится ещё один ( 15-ый ) мост - Корабельный... Он находится на территории завода «Адмиралтейские верфи» и для нас интереса не представляет.
	
	При подготовке этой записи возникла трудность - размеры мостов сильно разнятся не только в интернете, но и в печатных изданиях... Поэтому здесь возможны неточности... Замечания с благодарностью принимаются...
	
	 
	
	Источники:
	1. Над каждой фотографией слева указан адрес источника фото (кликабельно). Для увеличения фото нужно кликнуть на фотографию.
	2. Книга "Мосты Санкт-Петербурга" изд. "П - 2",Санкт-Петербург,2010
	3. Книга "Санкт-петербург, Реки, Мосты, Острова" изд. "Паритет" Санкт-Петербург 2011
	4. Альбом "Прогулки по рекам и каналам. Путеводитель, изд. "П - 2",Санкт-Петербург,2010